Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
На «черном» перегоне

На «черном» перегоне

Алексей Зайцев , машинист эксплуатационного локомотивного депо Карасук

Раннее мартовское утро. Вдохнув свежего весеннего воздуха, машинист Алексей Зайцев в хорошем настроении готовится вести пассажирский поезд №95 Барнаул – Москва на участке от Карасука до Татарской. Ничто не говорит о грядущей беде: черная кошка дорогу не перебегала, зеркало не билось...


Школьник Алеша Зайцев впервые воочию увидел локомотив, будучи уже шестиклассником, когда его семья переехала в «железнодорожный» город Карасук. Стоя на вокзале с чемоданами, мальчуган, открыв рот, наблюдал, как мимо пролетают поезда. Как знать, может, именно то первое знакомство юного Алексея с железнодорожной техникой предопределило всю его дальнейшую судьбу. Как бы то ни было, уже через несколько лет он сел за парту местного железнодорожного училища, выбрав специальность локомотивщика.


Волнение «до опробования тормозов»


...Отчалив от станции Чистоозерное, бригада разгоняет поезд. Скоростемер показывает 80 км/ч, и вдруг машинист замечает вдалеке, как к нерегулируемому переезду подъезжает хлебовоз. На всякий случай Зайцев подает предупреждающий сигнал, но он уверен, что автомобиль остановится перед путями – слишком уж медленно тот движется...


В 1995 году, уже не первый год работая в депо Карасук (ТЧЭ-10) на электровозе, Зайцев прошел курсы подготовки машинистов тепловоза, что сделало его, так сказать, локомотивщиком-универсалом.


– Тепловозы больше люблю – им не нужна контактная сеть, они на любом участке проедут, – рассуждает Алексей Петрович. – Можно объездить хоть всю дорогу, в том числе на «окнах», с путейцами-ремонтниками, а я люблю командировки. Поэтому выбирая, проходить обучение на машиниста электровоза или тепловоза, я выбрал последний.


С тех пор он возглавил локомотивную бригаду и стал водить поезда, регулярно повышая свой класс, набирая опыт. На рубеже двух тысячелетий для Алексея Петровича наступил еще один важный этап: он перешел в пассажирское движение.


– Конечно, в первом самостоятельном пассажирском рейсе волновался, как у нас говорят, до опробования тормозов, – вспоминает машинист. – Все-таки везти грузы – одно, а живых людей – совсем другое.


Конечно, сегодня, когда за его спиной уже многие сотни безукоризненно проведенных пассажирских рейсов, то свое волнение Зайцев вспоминает с ироничной улыбкой. Сегодня он не просто довозит пассажиров минута в минуту на каждую из станций, но и старается делать это с максимальным для них комфортом: не дергать состав, тормозить плавно и т.д.


Вместе с Алексеем Зайцевым мы идем на осмотр тепловоза, на котором ему скоро отправляться в поездку. Пристальное внимание он уделяет колесным парам локомотива.


– Оцениваю диаметр колес, – отвечает Алексей Петрович в ответ на мой вопрошающий взгляд. – От того, полный или неполный бандаж у колесных пар, зависит перегонное время хода тепловоза. Другими словами, чем больше сточены колеса, тем медленней он будет идти и тем, соответственно, больше скорости мне надо будет давать на перегонах, чтобы поспеть на станции вовремя.


«Да уж, не предполагал, что вести пассажирский поезд – это столь ювелирная работа», – подумалось мне.


Вопрос, не наскучивает ли работа, вызывает у Алексея Петровича недоумение:

– Как может быть скучно, если теоретически в рейсе может произойти все, что угодно: отказы, и не только локомотива, но и устройств СЦБ, связи и т.д., выход человека на пути, иногда в наушниках – тогда он даже на сигналы не реагирует. Ежесекундно нужно следить за множеством разных факторов и помнить, что надо делать при любом развитии событий. Да и пассажиры не дают скучать! Когда, к примеру, везешь призывников, провожающие их девушки иной раз бросаются на уходящий поезд.


Встреча с президентом


...Постепенно в душе машиниста нарастает напряжение. Пора бы грузовику уже остановиться, а он медленно, но верно приближается к путям. Поезд уже близко. До переезда остаются две сотни метров, не более, но... Что это? Передние колеса хлебовоза заезжают на рельсы. Вот уже вся кабина перегораживает путь, по которому идет состав!


«Что ты творишь?!», – то ли вслух, то ли про себя произносит Алексей Зайцев и тянет кран машиниста до упора на себя. Зафиксированные на полном ходу колеса локомотива оглушительно заскрипели, заметав искры. По инструкции локомотивная бригада в целях своей безопасности должна покинуть кабину, но времени на это нет – до грузовика остаются считанные метры, а надо проделать все необходимые действия по экстренному торможению. Сбежать не дает ответственность, служебный долг и осознание того, что за спиной жизни сотен человек. Ни свернуть, ни остановиться – скорость поезда, набравшего полный ход, на таком коротком тормозном пути почти не снизилась, инерция несет его прямиком на хлебовоз. Бригада остается в кабине, осознавая, что столкновение неизбежно, обреченно глядя на быстро приближающийся автомобиль. Время замедлилось, секунды длятся, как часы. Что сейчас будет? Быть может, это их последний рейс? А главное, не пострадают ли пассажиры?..


От коллег нашего героя я узнаю, что он ко всему еще и «гроза нарушителей» – общественный инспектор по безопасности движения.


– В каждом рейсе Алексей проводит проверки, выявляет замечания, в общем, относится к этой общественной нагрузке с желанием, не формально. За 1-й квартал 2012 года мы его признали лучшим среди 16 инспекторов по безопасности движения нашего депо, в числе лучших он остается и по сей день, – говорит председатель первичной профсоюзной организации ТЧЭ-10 Карасук Владимир Алексеев.


У Алексея Петровича много приятных воспоминаний, связанных с работой на стальных магистралях. Это и то, как прежний начальник дороги Александр Целько лично прикрепил ему на грудь знак «Лучший машинист» I степени, и встреча с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным, когда Зайцева в числе немногих представителей рабочих профессий холдинга направили в Москву и предложили задать любые интересующие вопросы напрямую руководителю компании. С огоньком в глазах он вспоминает и победу в сетевом конкурсе «Лучший по профессии-2009».


– Я вошел в число восьми локомотивщиков, представлявших магистраль на том конкурсе, и это уже была честь и ответственность, – рассказывает Алексей Петрович. – А когда по итогам всех этапов оказалось, что в командном первенстве победила наша дорога, а в личном – я сам, даже как-то растерялся от радости (улыбается).


Не впервые


...С жутким грохотом поезд сносит грузовик с путей, будка с его кузова слетает, как лист с дерева. Алексей Зайцев с нетерпением ждет, когда остановится поезд, чтобы оценить последствия, узнать, все ли в порядке с пассажирами, поездной бригадой и нерадивым шофером. Едва состав останавливается, машинист и его помощник Александр Кордюков выпрыгивают из кабины и по пояс в снегу пробираются к вагонам. Но вскоре они оба облегченно выдыхают: вагоны не сошли с рельсов, пассажиры и проводники не пострадали, железнодорожная инфраструктура в порядке, да и сам локомотив, как оказалось, на ходу.


По словам водителя, который отделался лишь испугом, он просто «задумался». Задумался настолько крепко, что не увидел поезда со светящим прожектором, не услышал многочисленные сигналы, да и вообще не удосужился посмотреть по сторонам.


Общими силами железнодорожники смогли быстро устранить последствия, и уже через 40 минут поезд продолжил свой путь до Татарской, ведомый тем же самым локомотивом, под управлением того же самого машиниста. А Алексей Петрович, отъезжая, вспомнил, как несколько лет назад на этом же самом злосчастном перегоне он столкнулся с телегами сена, которые трактор вывез на пути, проигнорировав запрещающий сигнал у переезда. Пусть тогда пассажиров в небольшом пригородном поезде, который он вел, было намного меньше, все равно эти люди могли серьезно пострадать. Но и тогда машинист сработал оперативно и уверенно. Обошлось...

Автор: Александр Матвеев


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»