Эти строки из стихотворения инженера 1-й категории по эксплуатации сооружений и оборудования водопроводно-канализационного хозяйства Уссурийского территориального участка Дальневосточной дирекции по тепловодоснабжению Татьяны Войтюк как нельзя лучше характеризуют ее саму. Она сама без малейшей толики сомнений решила связать свою судьбу с железной дорогой и здесь же, на своей любимой работе, нашла воплощение всем своим талантам – и техническим, и творческим. Даже если удалось бы повернуть время вспять, она вновь выбрала бы тот же самый путь, ведь в ее судьбе железная дорога стала путеводной звездой, следуя за которой, она заслужила высокое звание, одержала победу в различных конкурсах – рационализаторских и поэтических.
Технический склад ума и умение владеть литературным языком достались Татьяне от родителей, о которых она говорит исключительно с чувством огромной любви и благодарности. Ее мама, учительница железнодорожной школы Уссурийска Прасковья Полозова, привила своей дочери навыки ответственности, усидчивость при решении сложных задач, научила жить по совести, а отец, работник Уссурийского локомотиворемонтного завода с более чем сорокалетним стажем на железной дороге Григорий Полозов, автор нескольких десятков рационализаторских предложений, привил любовь к технике и природе.
И поэтому неудивительно, что любимыми школьными предметами у дочери таких образованных, многогранных и тонко чувствующих родителей стали литература и физика, математика и английский язык.
Инженерный взгляд
– Когда я училась в школе, впервые начал издаваться журнал «Квант» с физико-математическим уклоном. Родители выписали этот журнал для меня, и я в него буквально влюбилась. Мне нравилось решать очень сложные задачи, потому что я всегда верила в свои силы, верила, что всего можно добиться, если поставлена цель и есть желание эту цель достигнуть. Несколько раз пробовала доказать великую теорему Ферма, которую, как всем известно, доказать невозможно и о которой много рассказывали в журнале «Квант» и предлагали школьникам попробовать ее доказать, – вспоминает Татьяна Григорьевна.
Если теорему Ферма Войтюк так и не удалось доказать, то всей своей работой на железной дороге ей удалось доказать, что звания «Профессиональный инженер России» она заслуживает как никто другой. И поэтому 15 февраля 2012 года в Москве, в зале Инженерной славы Российского союза научных и инженерных общественных организаций, было объявлено, что ее имя теперь входит в список профессиональных инженеров России. И это подтверждают врученные Татьяне Войтюк знак и сертификат.
– Железнодорожники впервые приняли участие в таком значимом конкурсе, где представлены инженеры предприятий различных отраслей со всей нашей страны. И, несомненно, приятно, что Российский союз научных и инженерных общественных организаций, Международный союз научных и инженерных общественных организаций, Академия инженерных наук имени А. М. Прохорова, Межрегиональный общественный фонд содействия научно-техническому прогрессу так высоко оценили мою деятельность, – говорит Татьяна Григорьевна.
Инженерный подход чувствуется во всех ее делах. Даже когда берет книгу в руки, Татьяна спрашивает с юмором: «А знаете, чем отличается инженер от дилетанта? Тем, что инженер начинает работать с книгой с оглавления, а дилетант начинает ее перелистывать». И на протяжении всей своей трудовой деятельности Татьяна Григорьевна смотрит на мир инженерным взглядом и никогда не останавливается на достигнутом. И как результат – рождаются рационализаторские идеи по улучшению железнодорожного водоснабжения и решению экологических проблем.
Дважды Татьяна Войтюк становилась вместе с соавторами победителем смотра-конкурса изобретательской и рационализаторской деятельности ОАО «РЖД» «Идея», а на одно из рацпредложений – приспособление для устранения порывов чугунных труб, разработанное Татьяной Войтюк совместно со слесарем-сантехником Андреем Борщенко, – был даже получен патент.
Фактический эффект от рацпредложений Татьяны Григорьевны – более одного миллиона рублей, и все ее работы направлены на рациональное использование природных ресурсов и улучшение экологической ситуации на производстве. Своими идеями без сожалений она делится с коллегами – если она может помочь в работе, то какие могут быть сомнения! И даже участие в конкурсах «Идея» было не ради победы.
– Просто хотелось поделиться нашей идеей, опытом, подсказать нашим коллегам со всей сети железных дорог, как можно справиться с проблемой, – замечает Татьяна Григорьевна.
Стремление помочь коллегам и поскорее решить все вопросы не позволяет ей сидеть без дела. И несмотря на такую большую загруженность в профессиональной деятельности, она находит время для всего: Войтюк занимается рационализацией, организовывает техническое творчество на производстве, после работы пишет замечательные стихи, а также статьи о членах своего коллектива, активно участвует в организации спортивных мероприятий, в научно-исследовательской деятельности с молодым поколением учебных заведений города Уссурийска.
Да и отдых Татьяна Григорьевна предпочитает активный: вместе с супругом выезжает в лес, на рыбалку, на дачу. Вопрос «Как можно успевать столько всего делать?» отпадает сразу же при общении с Татьяной – от нее словно исходит заряд энергии, доброты, жизнелюбия и целеустремленности, что невольно и сам «подключаешься» к «энергетическому источнику», стремясь использовать время по максимуму для свершений.
Дорожные мотивы
Друзья Татьяны Григорьевны при общении с ней часто вспоминают фразу «Талантливый человек талантлив во всем», зная ее техническую деятельность, которую она дополняет литературной. Но сама Войтюк считает, что настоящий инженер должен совмещать техническое творчество и искусство, и в подтверждение приводит слова Александра Солженицына: «Инженер – это светящийся интеллект». И с тем, что всей своей деятельностью Татьяна воплощает слова великого писателя, согласны все, кто знает ее.
Техника и литература всегда неразрывны в жизни Войтюк. Если она пишет прозу – то о людях своего предприятия или же описывает рационализаторские предложения. А если в голове рифмуются стихотворные строки, то обязательно они посвящены железной дороге, ее железнодорожной семье и всем тем, кто посвятил себя стальным магистралям.
– Раньше не было сотовых телефонов и Интернета, письма писали на бумаге, и когда мой муж после института уехал по распределению в район, все письма ему я писала в стихах, – с улыбкой вспоминает Татьяна Григорьевна. – К сожалению, их нет в семейном архиве, потому что своего жилья тогда у нас не было, а при переезде из одного общежития в другое они просто не сохранились.
Зато обязательно сохранятся и будут прочитаны другие стихотворения Войтюк, а особенно те, которые вошли в книгу стихов «Дорожные мотивы», изданную по произведениям участников одноименного поэтического конкурса. И, естественно, талантливая Татьяна не только приняла в нем участие, но и заняла безоговорочную победу в номинации «Мой край – Родина моя».
– Помню, вернулась домой из командировки, было раннее утро, я решила уже не ложиться спать и зашла на сайт конкурса. И вдруг увидела в списке победителей свою фамилию! Нет, безусловно, мне хотелось победить, но все же я застыла перед компьютером в приятном удивлении, – рассказывает Татьяна Григорьевна.
А вскоре она была приглашена в Москву, и на литературном вечере, который состоялся в столичном Дворце культуры железнодорожников, вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов вручил Татьяне диплом.
О каких бы своих победах ни рассказывала инженер и поэт Татьяна Войтюк, она всегда говорит, что это не ее личное достижение, а заслуга всей Дальневосточной железной дороги. Ей важно, что вместе с ее именем всегда упоминается магистраль, подарившая ей и любимую работу, и простор для творчества. И даже в стихах Татьяны Григорьевны звучат слова благодарности своей родной Дальневосточной:
Судьбу свою с Дорогою связала,
Нелегок путь совсем был и неблизок.
На том пути друзей я обретала,
Командировки были без прописок.
Тебе, Дорога, очень благодарна
За то, что помогла найти себя!
Ведь за тоннелем свет был, как ни странно.
Локомотив и скорость – это да!..
Наша справка
Труд и инициатива Татьяны Войтюк неоднократно отмечались грамотами и благодарностями руководства Дальневосточной магистрали. Награждена именными часами начальника дороги. В марте 2011 года удостоена премии за разработку и внедрение высокоэффективных рационализаторских предложений. Имеет звание «Лучший организатор технического творчества Дальневосточной железной дороги», присвоенное ей в 2009 году.
Родной город тоже высоко ценит профессионализм своей жительницы. В марте 2012 года она была награждена почетной грамотой Думы Уссурийского городского округа.
Автор: Ирина Таранец
Forum with id 24 is not found.