Уважаемые читатели!
Поговорим о лучшем, что может дать человеку его работа: о признании и почёте.
Гордость. Честь. Слава. Какие весомые слова! Пусть они звучат чаще. Ведь в миллионном коллективе крупнейшей транспортной компании мира столько людей, которые трудятся на совесть, самоотверженно и упорно. А значит, столько же примеров достойного отношения к любимому делу, к товарищам и коллегам.
Давайте вместе расскажем о них – с уважением и с гордостью.
Газета «Гудок» при поддержке генерального партнёра ОАО «РЖД» объявляет отраслевой конкурс «Доска почёта».
Именно вы способны помочь журналистам найти материал для рассказов о замечательных людях, заметных достижениях и достойных поступках.
И мы надеемся на вашу поддержку.
Весь год конкурсные публикации будут появляться на страницах газеты «Гудок» и корпоративных газет ОАО «РЖД», а также на сайте www.gudok.ru/doskapocheta. Осенью жюри, в которое войдут представители ОАО «РЖД», Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, Федерального агентства железнодорожного транспорта и Центрального cовета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России, определит финалистов.
А герой одной из историй получит «Приз читательских симпатий» по итогам голосования, которое состоится в ноябре (о его начале газета сообщит дополнительно). В декабре, когда «Гудок» будет отмечать 95-летие со дня основания, итоги Конкурса и самые интересные журналистские работы появятся на страницах главной отраслевой газеты. На торжестве мы вручим награды нашим героям.
Готовы называть имена? Звоните в редакцию. Или отправьте письмо по электронной почте: doskapocheta@gudok.ru. Пожалуйста, делитесь подробностями, фотографиями и интересными историями. Пусть каждое доброе дело и доброе имя заслужит доброе слово.
Михаил Грибанов строго следует девизу: «Пожарного нельзя послать в огонь, его можно только повести за собой».
Часто мы даже не подозреваем, что герои – это самые обычные люди, которые живут с нами по соседству, здороваются по утрам на лестничной площадке, уступают место женщине и пожилому человеку в маршрутке и едут на работу, чтобы честно исполнить каждодневный долг.
Профессия пожарного изначально предполагает наличие у выбравшего её человека особых волевых и интеллектуальных качеств. Наверное, это и способность принимать решения в считанные мгновенья, и умение работать в команде, и даже жертвенность при спасении других людей из огня.
О том, чтобы стать пожарным, Михаил Грибанов никогда и не думал. Окончив школу в 1988 году, он выучился на водителя в Благовещенском профессиональном училище №23. Однако судьба распорядилась так, что в 2000 году он становится водителем оперативного автомобиля Белогорской стрелковой команды, а спустя год водит уже пожарную машину .
– В 2006 году, после нескольких месяцев работы машинистом насосных установок, меня назначили начальником отделения второго караула, – говорит Михаил Титович, – и таким образом жизнь плотно связала меня не только с профессией пожарного, но и с железной дорогой.
31 января этого года караул Михаила Грибанова по приказу отправили на перегон Бурея – Домикан, где произошёл сход вагонов. Масштаба случившегося ЧП пожарные не представляли, но знали, что горела нефть и существовала угроза техногенной катастрофы. Михаил Титович в то время находился в отгуле, но был срочно вызван и, возглавив следующий караул, отправился вместе с ним вслед за своими подчинёнными.
– Всего в тушении пожара и ликвидации последствий аварии участвовало тринадцать белогорцев, – рассказывает Михаил Грибанов – В их числе были и начальник пожарной команды Михаил Лошаков, и заместитель начальника Белогорского отряда по пожарно-технической части Борис Ненцынский, которые оказывались в местах наиболее сложных, можно сказать, рвались в огонь.
Сам Михаил Грибанов строго следовал принципу погибшего несколько лет назад на пожаре начальника службы пожаротушения города Москвы Евгения Чернышова, в кабинете которого висел лозунг: «Пожарного нельзя послать в огонь, но его можно повести за собой». По словам коллег, он личным примером показывал подчинённым, как нужно действовать в критических ситуациях.
Когда белогорцы прибыли на место, там уже боролись с огнём их коллеги из Завитинского пожарного поезда под руководством Александра Андруховича. На место схода прибыли и сотрудники МЧС.
Пожарным из Белогорска открылась страшная картина. На рельсах и насыпи горели 13 цистерн с нефтью, одну огонь не затронул. Ещё четыре ёмкости с нефтью стояли на путях вблизи от горящих. Отвести их в сторону от бушующего пламени было нельзя, так как тележки этих цистерн сошли с рельсов.
Белогорцы сразу же взяли инициативу на себя. Как пояснил начальник пожарной команды Михаил Лошаков, Белогорский пожарный поезд является специализированным, его команда подготовлена не только для тушения пожаров, но и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
– Структура нашего подразделения такова, что у нас чередуются пожарные поезда, – говорит Михаил Лошаков. – У нас шесть пожарных команд в отряде. Три из них специализированные, а три нет. И, как я уже говорил, они идут через одну. Это сделано для того, чтобы поезд первой категории мог, как говорится, действовать в обоих направлениях. Таковым является Белогорский пожарный поезд, а в Завитой у нас располагается неспециализированный поезд Белогорского отряда ведомственной охраны.
До прибытия белогорских пожарных тушением огня занимались не только завитинцы, но и спасатели. С прибытием более квалифицированных и оснащённых специалистов работники МЧС занялись охраной периметра, чтобы в любой момент включиться в работу, если огонь начнёт распространяться.
– Это тоже была важная часть работы, на пожарах нет второстепенных ролей, – разъяснил разделение обязанностей Михаил Лошаков. – Буквально в 50 м от места возгорания начинались огороды, дачные участки, а далее шёл частный сектор села Малиновка. В случае распространения огня «буфер» из работников МЧС был просто необходим.
На место крушения прибыли и два пожарных поезда с Дальневосточной дороги, обеспечивая водой белогорских огнеборцев.
Огонь был настолько силён, что нефть буквально кипела в цистернах. Не взорвалась ни одна из них только потому, что ёмкости были повреждены. И испаряющиеся нефтепродукты находили свободный выход из цистерн, получивших разрывы в результате схода. Будь цистерны целы, то при закипании они непременно «взлетели бы на воздух».
– Страха не было, и это объясняется не притуплением чувства опасности, ведь приходилось принимать участие не только в учениях, но и в тушении пожаров разной сложности, – рассказывает Михаил Титович, – а скорее тем, что ситуация заставляла максимально сконцентрироваться на первостепенной поставленной цели: погасить огонь.
Выполнение задачи осложнялось кипящей нефтью. Михаил Грибанов и его коллеги сбивали пламя с помощью распылителей «Пурга», но, увы, ненадолго. С помощью тяжёлых бульдозеров пытались сдвигать гудящие от кипения цистерны в сторону от очага пожара, чтобы восстановительный поезд мог приступить к ремонту путей. Однако при малейшей искре огонь охватывал цистерны вновь.
– Температура была настолько огромна, что возгорание происходило буквально сразу же после того, как нам удавалось погасить пламя, – объяснил Михаил Грибанов.
Приказы отдавались чётко, и пламя сбивали снова и снова. Тушить горящие цистерны пожарным Белогорского пожарного поезда пришлось в общей сложности около пяти часов. Но и после этого работы не закончились. Предстояла долгая перекачка нефти из повреждённых цистерн в целые ёмкости.
Четыре дня два машиниста насосных установок Белогорского пожарного поезда, Сергей Песковец и Александр Польщицин, двумя мотопомпами «Заря» качали оставшийся в цистернах опасный груз. Столь долгое время объясняется не только количеством нефти, но необходимостью пропаривать цистерны, возвращая текучесть уже остывшему и превратившемуся на 40-градусном морозе в подобие холодца грузу.
Пока шла борьба с огнём, ни наш герой, ни его коллеги страха не испытывали. И всю серьёзность ситуации они смогли осознать уже после тушения пожара. Об огромной опасности, угрожавшей им, поведали оплавленные от страшного жара горящей нефти светоотражающие полосы на обмундировании, которые были замечены пожарными только после ликвидации огня.
– Самое страшное не то, когда сам идёшь на борьбу с огнём, а то, когда в огне гибнут простые люди, – говорит Михаил Грибанов. – Мы это видели, поскольку работаем в связке с городской пожарной командой, принимаем участие и в ликвидации пожаров в жилом секторе.
Чувствую, что разговор об этом ему тягостен, поэтому плавно перехожу на тему героизма. И вновь находит коса на камень. Нет темы для разговора, считает пожарный. Ну, не видит он в своих действиях ничего геройского, просто добросовестно выполнял свои обязанности. Его коллеги – герои, но не он. И становится понятно, что скромность – это тоже отличительная черта таких людей, как Михаил Грибанов, Борис Ненцынский, Михаил Лошаков, Евгений Песковец, Александр Андрухович, награждённых за геройскую работу именными часами начальника Забайкальской железной дороги.
На фото: Михаил Грибанов проверяет распылители «Пурга», с помощью которых тушили цистерны с нефтью.
Автор: Александр Потапов