Доска почета отраслевой конкурс


«Дембельский» код

«Дембельский» код

Михаил Клоков, машинист-инструктор первой колонны эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ
Восточно-Сибирский путь

Первая колонна Улан-Удэнского эксплуатационного локомотивного депо признана победителем сетевого соревнования по итогам 2011 года. Победа на таком уровне означает признание не только управленческого таланта машиниста-инструктора Михаила Клокова, но и выстроенной им системы отношений в коллективе.

 

Про коренников

Точнее всех о том, с чем Клоков пришёл к руководству родным коллективом, рассказал машинист Владимир Фёдоров:

– Раз вы писали о нашем депо ещё в советские времена, то должны помнить, что «старики» тогда в пассажирской колонне составляли процентов 90. А сейчас, если навскидку, то нас меньше трети, наверно. Поэтому Клоков сразу сказал: как я буду спрашивать с вас, «дембелей», так и вы с молодёжью работайте.

Привнесение армейской лексики большинство машинистов сочло делом подходящим. Ясность, во-первых, полная в намерениях. Во-вторых, казёнщину Михаил Владимирович не насаждал.

– У нас стало правилом, – добавил профорг Николай Филонов, – отмечать лучших общественных инспекторов. У нас просто немыслимо, чтобы забыли о юбиляре – нет, поздравляем на планёрках, встречаем у поезда. У нас дипломы и грамоты отличные – потому что сами делаем.

 

Про людей и про дрова

Но Михаил Клоков не желает представлять дело так, будто в его хозяйстве «ай-люли, малина», и строгость ему вроде как ни к чему:

– Большое дело – товарищеский суд. Товарищ без лицемерия выскажет всё, но топить не будет. И у меня ко всем мерка одинаковая, да подходы разные. Работу, конечно, не обманешь – она сразу выдаёт, если у человека проблемы. Но если одному достаточно внушения, то с другим надо составить обстоятельный разговор. Всех под гребёнку нельзя. Тут же не с дровами – с людьми работать приходится.

Эту ранимость человеческую Михаил Владимирович чувствует очень остро. На себе испытал, что значит быть невостребованным. После возвращения из армии ему, выпускнику железнодорожного лицея с корочками помощника машиниста, места в депо не нашлось. Целый год пришлось заниматься продажей билетов в трампарке. Ремесло, конечно, не зазорное, но для могучего и головастого мужика ненормально лёгкое.

Но через год его в депо всё же приняли, через три он поехал машинистом, через семь начал водить пассажирские поезда, через восемь получил первый класс.

Однако на должность машиниста-инструктора долго не соглашался. Не очень-то хорошо он себе представлял, как ему со своим прямым характером руководить? Возможно тогда, исподволь приходила на ум вопрос: если от поручения возглавить колонну ему не уйти, то как воспримут товарищи его «дембельскую» систему?

 

Не про чтение морали

Зря переживал. В коллективе его прямоту восприняли нормально. Потому что ждали от нового руководителя и представители старшего поколения, и машинисты помоложе прежде всего порядка. Он, порядок, нужен ответственным людям как воздух.

Вот кто такой, к примеру, профорг Филонов, с которым в день нашей беседы Клоков отправился под поезд Челябинск – Чита? По первому перрону он шёл как по набережной Селенги. Если переодеть его из партикулярного платья в гражданское да снабдить горстью семечек – чисто праздный человек. Потому что мыслями человек с 37-летним стажем работы на транспорте уже в пути до станции Хилок, по которому в принципе мог бы провести состав с закрытыми глазами. Именно так опытнейший мастер вождения поездов настраивается на поездку.

У Николая Алексеевича Филонова свой дом в посёлке имени Жданова. Через реку – железная дорога. Если случится, не дай Бог, какое происшествие, он почувствует неладное ещё до поступления официальной информации.

– Мы дорогу, – показал он глазами на пути, – нутром чувствуем.

Какие морали требуются таким людям? Никаких. Только ясное понимание не самой работы даже (первый классс – он при любом начальнике первый), а своей роли в коллективе.

Условия для наиболее опытным работникам Михаил Клоков озвучил в один из первых дней после назначения машинистом- инструктором:

– Мне не надо, чтобы по общественной работе мне задавали вопросы сверху.

Машинисты и их помощники поняли его в полной мере: чтобы не было даже вопросов по книге замечаний, по осмотру локомотивов, по охране труда, задержкам, бракам, нарушениям, которые неумолимо выявляют скоростемерные ленты.

 

Про подбор кадров

В части подбора кадров первая колонна Улан-Удэнского эксплуатационного депо традиционно имела преимущество в виде драфта первой очереди: как-никак речь идёт о пассажирских перевозках:

– Соответственно, – поведал Клоков, – если беру человека, то доверяю ему, надеюсь на него. 33 машиниста, 29 помощников – вот на столько людей я надеюсь. Но мне важно, чтобы каждый конкретный Иван или Виктор отработал «от и до». И если не хочет человек ходить на учёбу, не хочет быть в курсе новостей, не хочет знать, чем живут энергетики или путейцы – есть планёрка, в конце которой по требованию актива нам приходится время от времени кого-то заслушивать. Есть товарищеский суд. Не внял – так и не надо его напрягать: работы в стране теперь много.

Плох или хорош такой подход – это не дело вкуса. Потому что поверяются взгляды на управление практикой, результатом. А результат у Михаила Клокова получился такой: по вине колонны за весь 2011 год не было ни одной задержки поездов. А по части общественной работы машинисты первой колонны стали лучшими не только в депо (это вроде само собой), но и по всей сети РЖД.

 

Про товарищей

– Меня сюда назначили два года назад, – сказал при встрече начальник депо Сергей Волосатов. – Михаил Владимирович к этому времени уже три года работал машинистом-инструктором. И уже тогда все были привычны к тому, что «первая – она и есть первая». А это дорогого стоит – когда у тебя в коллективе есть костяк из таких вот людей. Раньше к нам имелись претензии по теме соблюдения графика движения пассажирских поездов, принимаемых с Забайкальской железной дороги. Теперь, напротив, на нас рассчитывают. Так было, например, в начале марта, когда из-за происшествия на востоке пришлось нагонять многочасовое отставание.

– В России так повелось, что всё зависит от головы, поэтому и коллектив у нас хороший собрался, – рассудил общественный инспектор Юрий Ананин. – Поэтому и собираемся мы часто – то на спортивные мероприятия, то просто для общения с природой. Немного в городе найдётся коллективов, чтобы так, как у нас, друг за друга переживали. Столько, сколько мы знаем о радостях и горестях товарищей, большинство соседей по лестничной клетке не знают. А почему? Если руководитель строг к себе, то и кругом искренне всё делается.

 

Не только про режим дня

И то правда. Все знают, что на работе Михаил Клоков уже в семь утра: ему надо владеть ситуацией так, чтобы быть готовым к любому вопросу на планёрке у начальника депо. Домой приходится уходить только тогда, когда сделаны все или почти все намеченные на день задачи.

Телевизор машинист-инструктор смотрит так редко, что и не помнит, какую передачу смотрел в последний раз. Чёрт ли в нём, в телевизоре, если после рабочего дня надо и ладком поговорить с любезной его сердцу супругой Галиной, и справиться о том, как продвигается подготовка к школе у семилетней дочери Алёны: желательно, чтобы к 1 сентября был у неё заготовленный в домашних условиях запас первоначальной грамоты. Так-то оно вернее.

Автор: Владимир Медведев


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»