Поздний вечер 22 марта не предвещал бригаде поезда «Столичный экспресс», отправлявшегося в столицу Украины в 23.37, ничего необычного. Вечно спешащие пассажиры, среди которых промелькнули узнаваемые лица, провожающие. Пожалуй, детей в этот раз было побольше. Что, впрочем, объяснимо: в школах начались весенние каникулы.
Проводник третьего вагона Марина Пахомова за многие годы, отданные железной дороге, привыкла к этой несколько суматошной атмосфере. Вот отойдёт поезд от перрона, и все угомонятся. Кому-то чай понадобится, кто-то пойдёт в вагон-ресторан, чтобы перекусить более основательно. Впереди 856 км, почти 10 часов пути. Даже государственную границу поезд теперь пересекает без остановок. Все пограничные формальности пассажиры проходят ещё в Москве.
Молодую женщину с маленьким мальчиком Марина запомнила ещё во время посадки. Невольно малыш напомнил ей об оставшейся дома, в Курской области, дочке.
– Кирюша примерно одного возраста с ней, – говорит Марина. – Ей три годика, совсем маленькая. Каждый раз, уезжая, волнуюсь, как она там...
Марина, по её словам, на железную дорогу попала, можно сказать, случайно. Земляки поехали поступать на курсы проводников и позвали с собой за компанию. Подумав, Марина согласилась. На дворе стояли лихие 90-е. В семье рос сын, надо было помогать маме. Заработка медсестры на жизнь катастрофически не хватало. Новая профессия не только позволила встать на ноги, но и пришлась по душе. Да так, что два года назад Марина Пахомова окончила МИИТ, получив специальность «Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте».
Ещё учась, она попросилась в бригаду Павла Журавлёва, обслуживающую недавно появившийся «Столичный экспресс».
– Конечно, мы приняли Марину. Но с условием пройти испытательный срок, – вспоминает Журавлёв. – Поезд-то на виду, требования к обслуживанию высочайшие. К чести Марины, она справилась и вошла в наш коллектив.
...Именно к Павлу Васильевичу прибежала Пахомова той ночью уже после отправления из Москвы. Стрелки на часах показывали половину четвёртого. Ещё немного, и поезд пролетит мимо российской пограничной станции Суземка.
– Павел Васильевич, в моём вагоне ребёнку нужна срочная квалифицированная медицинская помощь! – бросила она с порога.
– Марина, ты понимаешь, что это значит? Поезд идёт без остановок. Скоро государственная граница, – Журавлёв чеканил фразы, и осознавал в то же время, что он должен предпринять в данных обстоятельствах.
О том, что происходило до этого, мы узнали в том числе и из рассказа мамы Кирюши.
– Где-то через 2,5–3 часа после отправления сын начал кашлять, – вспоминает Ирина. – Я дала ребёнку воды. Но кашель не только не прекратился, а даже усилился. Для меня это было неожиданностью. Ведь раньше с ним такого не случалось.
Ирина подошла к проводнику вагона посоветоваться, как поступить в данной ситуации. Но на предложение принять антигистаминный препарат, который Марина всегда держала в своей личной аптечке, ответила отказом. А через полчаса прибежала вновь: «Марина, Кирюша задыхается!»
– На этот раз мы дали ему таблетку, и дыхание немного улучшилось. Но как медицинская сестра по первому образованию я предположила, что у ребёнка ларингоспазмы, – говорит Пахомова. – А это означало, что в любой момент могло начаться удушье... Надо было принимать меры, вот тогда-то я и бросилась к начальнику поезда за помощью.
Даже такому знающему все регламенты руководителю, как Павел Журавлёв, понадобилось время, чтобы осмыслить происходящее. Через полминуты пришло решение: срочно вызывать бригаду скорой помощи и останавливать поезд в Суземке.
– Учитывая чрезвычайный характер складывавшейся ситуации и основываясь на существующих инструкциях, считаю, что тогда принял единственно возможное решение, – признался позже Павел Васильевич.
Сначала начальник поезда вызвал машиниста, кратко обрисовал ситуацию и попросил через дежурного по станции вызвать в Суземке врача. Далее – звонок в ситуационный центр ОАО «Федеральная пассажирская компания», благо что тот работает круглосуточно, затем – в вагонное депо Москва-Киевская:
– В поезде нештатная ситуация. Необходимо сделать незапланированную остановку. Иначе может случиться непоправимое.
В Москве Журавлёва сразу поняли и дали добро. А как быть здесь, на границе России и Украины, вот уже два десятилетия двух независимых государств? Да, они по-прежнему связаны между собой тысячами незримых нитей. Вот и Кирюша с мамой едут в Киев к родным. Там с нетерпением ждут дочь и внука. Но есть межгосударственные порядки, соглашения. И одно из них состоит в том, что международный поезд «Столичный экспресс» должен миновать границу без остановок.
– Следующий звонок был в Суземку, – продолжает Журавлёв. – Трубку поднял старший пограничного наряда лейтенант Андрей Боровиков. Я сказал ему, чтобы принимал наш поезд, который через несколько минут сделает незапланированную остановку на его станции.
Когда «единица» застыла, наконец, на платформе, в голове и хвосте состава уже стояли пограничники. А у третьего вагона – вокзальный фельдшер. Через несколько минут подъехала и карета скорой помощи.
– Меня приятно поразило, как квалифицированно работали здешние медики, – говорит Ирина. – Сделав укол и понаблюдав за ребёнком, они предложили нам сойти с поезда. Но мы решили, что поедем дальше. Тем более что у нас был такой надёжный проводник. Ведь все действия Марины были признаны врачами правильными. Я очень благодарна ей, всем, кто принял участие в судьбе моего ребёнка. А случившееся этой ночью запомню на всю жизнь.
В Суземке поезд простоял не более получаса. Он отправился в дальнейший путь, когда медики поняли, что жизнь ребёнка находится в безопасности.
Оставшиеся до конца пути часы Ирина с сыном просидели в служебном купе. Марина, видя, что молодая мама нервничает, привела их к себе и, как могла, успокаивала женщину, отвлекала от тяжёлых мыслей. Рассказывала случаи из практики. Ведь за время работы на железной дороге Марине приходилось и роды принимать, и с приступом эпилепсии у пассажира бороться. Делилась с Ириной материнским опытом: старший сын уже взрослый, сейчас получает высшее образование в Белгороде, а в детстве пришлось за него поволноваться – традиционные детские болячки. Младшая – егоза – повторяет пройденное братом. Пару раз зашёл в третий вагон Журавлёв: «Как тут у вас?»
После укола Кирюша успокоился, уснул. Кажется, тревога осталась позади. Но через какое-то время вновь начался кашель. Женщин отчасти успокаивало лишь то, что до Киева оставалось совсем немного.
– Всё это время я молилась, – продолжает мама Кирюши. – Просила Бога, чтобы с сыном ничего не случилось. Кто перенёс нечто подобное, тот поймёт меня. А ещё я мысленно благодарила Всевышнего за то, что в вагоне оказался такой проводник. Не хотелось даже думать, что могло бы случиться, если бы не Марина.
Словно читая мысли Ирины о том, чтобы скорее добраться до Киева, локомотивная бригада минута за минутой нагоняла опоздание, допущенное из-за незапланированной остановки. Машинист и его помощник сделали всё возможное, чтобы «Столичный экспресс» прибыл на станцию без опоздания. А здесь уже в полной готовности находились транспортные медики, которых предупредили по просьбе Павла Журавлёва. И, конечно, внука встречали бабушка с дедушкой. О том, что Кирюше пришлось пережить за эти часы, они узнали уже после того, как опасность миновала.
Большинство пассажиров даже не знали, что поезд в пути останавливался: они спали в столь поздний час, а в Киев прибыли по расписанию. О чём же разговор?
На следующее утро «Столичный экспресс» вернулся в Москву. К обязательному отчёту о рейсе у Павла Журавлёва на этот раз был приложен рапорт о случившемся и представление на поощрение проводника Марины Пахомовой.
Приказом начальника Московского филиала ОАО «ФПК» Константина Торубарова проводник пассажирского вагонного депо Москва-Киевская Марина Пахомова отмечена благодарностью и денежной премией.
– Мы уверены в профессионализме поездных бригад «Столичного экспресса», – сказал Константин Торубаров в беседе с корреспондентом «Московского железнодорожника». – И в столь неординарной ситуации наши люди проявили себя с лучшей стороны. Спасибо им за это!
Факты: Фирменный поезд «Столичный экспресс» Московского филиала ОАО «ФПК» впервые отправился по маршруту Москва – Киев в 2005 году. Обслуживают его две бригады, возглавляемые Павлом Журавлёвым и Владимиром Головнёвым. Помимо вагонов СВ и купейных в составе есть вагон-люкс, пользующийся большим спросом как у VIP-пассажиров, так и у тех, кто готов платить за дополнительные удобства в пути, а также вагон-ресторан. Впрочем, питание можно заказать и прямо в купе.
Автор: Вера Чубарова
Forum with id 24 is not found.