Машинист Евгений Кузнецов и его помощник Роман Адгамов из эксплуатационного локомотивного депо Челябинск остановили пассажирский поезд за считаные метры от лопнувшего рельса.
Поезд № 120 Оренбург – Екатеринбург локомотивная бригада из Челябинска приняла в Карталах глубокой ночью. Вагоны заполнены пассажирами.
Дорога домой всегда радует, и четыре часа пути пролетают мигом. «За бортом» – минус 40. Но какой смысл на холода сетовать 1 февраля? Зиме ещё стоять да стоять. Всё-таки Южный Урал не Северный Кавказ.
Но в кабине локомотива тепло. Всё идёт в штатном режиме. Вот и станция Упрун. До Челябинска осталось всего 80 км. Далеко впереди прошёл грузовой, и диспетчер по радиосвязи сообщила, что путь свободен. Но почему-то на перегоне к Нижнеувельской проходной светофор продолжал гореть запрещающим сигналом. Диспетчер ещё раз подтвердила: поездов на участке нет.
«Если перегон свободен, то согласно правилам технической эксплуатации ехать можно, только с особой бдительностью и со скоростью не больше 20 км/ч, чтобы в любой момент быть готовым остановиться. Вот так, соблюдая осторожность, мы и поехали», – рассказывает машинист Евгений Кузнецов.
Своему молодому помощнику Роману Адгамову в этот момент он объяснял, какой «сюрприз» может скрываться за красным сигналом: «Например, трактор посреди пути застрял, а может, кто-то перемычку умыкнул. Всякое бывает».
Евгению Андреевичу новый помощник по душе. Серьёзный, ответственный, всё хочет узнать и до всего докопаться. Роман с ним работает временно, на подмене, пока не вышел из отпуска постоянный напарник Сергей Черкашов. Адгамов из бригады Александра Пильникова.
Нагнали путейцев-обходчиков. Они в мороз тоже сверхбдительны. Поезд продолжал ход.
«Дядь Жень, останавливай! Рельс!»
Евгений Кузнецов «ударил по тормозам».
В десяти метрах в свете прожектора на фоне чёрного рельса высветилась блестящая серебристая полоса.
Рельс опоясывала трещина шириной 25 мм.
Немедленно сообщили диспетчеру Карталинского участка о вынужденной остановке.
«Ромка, бегом за обходчиками», – отдал команду Кузнецов.
Путейцы прибыли быстро. «Не выдержал мороза», – констатировали они и подтвердили неисправность рельса диспетчеру. Теперь предстояло через трещину провести поезд. Действовали в соответствии с инструкцией. На скорости 5 км/ч осторожно проследовали опасное место. Путейцы контролировали прохождение.
Остановка заняла всего 15 минут. До Челябинска потерянное время нагнали и прибыли по графику. Пассажиры даже ничего не заметили.
А перегон закрыли. Повреждённый рельс вырезали и поставили новый.
Сегодня машинист и его помощник вспоминают происшествие двухмесячной давности как один из эпизодов их работы. Конечно, ситуация была нештатная, поезд мог с рельсов сойти, пострадали бы пассажиры. «Но волнение в подобных случаях не советчик», – уверен Евгений Кузнецов.
За его плечами огромный опыт, хотя обнаружить повреждённый рельс и провести по нему поезд до сих пор не доводилось.
Для Романа Адгамова этот рейс стал школой на всю жизнь и ещё больше укрепил его желание быть машинистом. «Планирую получить целевое направление и уже с сентября начать учиться», – говорит он. К февралю стаж помощника машиниста у Романа был ровно один месяц. На работу в депо он пришёл незадолго до нового года.
«Однажды приводят ко мне мальчишку. Мастер спорта по плаванию, говорят, и очень хочет работать у нас», – рассказывает заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Челябинск по кадрам и социальным вопросам Сергей Усов. У руководителя глаз намётанный, да и сам он из машинистов. После разговора понял, что из этого парнишки выйдет толк. Предложил пойти помощником машиниста тепловоза. Но Роман хотел работать на электровозе. Специальность помощника машиниста электровоза получил за несколько лет до этого в Челябинском техническом училище. Поработать, правда, тогда не успел – призвали на службу в армию. «Хочешь на электровоз – жди, но пока вакансий нет», – сказал ему Усов. А вскоре в совмещённой бригаде на электровозе ЧС7 потребовался помощник машиниста.
«Ромка у нас молодец, да и в коллектив хороший попал, – потрепал его коротко стриженную голову Евгений Кузнецов. – Вот уже и Почётную грамоту начальника дороги получил».
Роману всего 21 год. В депо уверены, что, переняв опыт у машинистов, он скоро займёт правую сторону в кабине.
В этом году случилось у него и ещё одно событие. Вместе с технологом Южно-Уральской дирекции железнодорожных вокзалов Дарьей Аникеевой Роман стал «лицом» ЮУЖД на праздничных открытках и баннерах, победив в дорожном конкурсе.
А Евгений Кузнецов – из старшего поколения. В далёком 1973 году он и не помышлял о том, что станет железнодорожником. Мечтал поступить в институт физкультуры – серьёзно занимался борьбой. Но не случилось. В институт не приняли.
«В железнодорожное училище пошёл учиться с горя. Но, видно, это судьба», – смеётся Евгений. Помощником машиниста проработал всего полтора месяца, потом – армия, целых три года. Ну а с 1978 года начинается его деповское летоисчисление. Через четыре года получил права машиниста. Учился самостоятельно, корпел над инструкциями, ПТЭ, электрическими схемами.
«У меня был хороший наставник – Фёдор Семёнович Савков, почётный железнодорожник, заслуженный работник транспорта. Требования у него были очень высокие, – вспоминает Кузнецов. – А дальше – самообразование. Для машиниста оно должно быть в приоритете. Учиться необходимо всегда». Ступенью для роста он считает и конкурсы профессионального мастерства. Сам не раз был их участником. «Когда собираются лучшие машинисты депо, тут есть что взять для себя на вооружение, это уже высшие университеты», – уверен Евгений.
В 1989 году за Кузнецовым и его помощником Сергеем Черкашовым закрепили новенький электровоз ЧС7. Машина работает в той же комплектации, с которой пришла с завода. Всё в идеальном порядке, сверкает чистотой и не даёт сбоев. «У нас со сменщиками Александром Пильниковым и Романом Адгамовым отношение к локомотиву трепетное. Нет ничего хуже, чем ехать на неисправном электровозе», – говорит машинист.
Евгений как-то посчитал, что за годы работы в депо в общей сложности проехал расстояние, равное пятнадцати экваторам. Наградой ему стал знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 млн километров». Ещё он лучший по профессии на Южно-Уральской дороге.
Уже начала закладываться и династия Кузнецовых. После окончания Уральского университета путей сообщения пришёл в депо сын Евгения Георгий и тоже сел за управление локомотивом.
«Машинист – наиважнейшая профессия на транспорте. Это стержень, вокруг которого вращается весь механизм железной дороги. Машинист знает всё про путь и вагоны, про СЦБ и контактную сеть. Может предотвратить любую неприятность в дороге», – вот такие суждения у Евгения Кузнецова о профессии.
Автор: Евгения Мусихина
Forum with id 24 is not found.