Все первые места в номинации «Математика» на открытой олимпиаде ОАО «РЖД» по физике и математике, посвящённой 175-летию железных дорог России, достались ученикам лицея № 36 на станции Иркутск-Пассажирский. И для многих этот успех юных сибиряков не стал неожиданностью. Имя их наставника по подготовке к олимпиадам широко известно в современной российской педагогике.
В эти предмайские дни коллектив иркутского железнодорожного лицея с нетерпением ждёт известий из Смоленска. Одиннадцатиклассник Тимофей Семёнов, который принёс одну из золотых наград, участвуя в сетевом мероприятии компании «РЖД», сегодня в городе-герое штурмует высоты Всероссийской олимпиады по математике. В прошлом году вундеркинд стал призёром этого состязания. А нынче поставил цель – победить.
Над подготовкой всероссийского олимпийца по математике 47-летний учитель Андрей Зенцов работал несколько лет.
– Это моя амбициозная мечта, – уточняет педагог.
Тот факт, что иркутский учитель замахнулся на головокружительные высоты, его коллег по профессиональному цеху нисколько не удивляет. Ярких побед учеников Андрея Григорьевича уже было столько, что не пересчитать. Тот же Тимофей Семёнов буквально накануне участия в технической олимпиаде ОАО «РЖД», посвящённой 175-летию железных дорог России, побывал в Казахстане, на международной Жаутыковской – и стал её бронзовым призёром. Два года назад Михаил Рыжков пополнил короткий список выпускников страны, которые набрали при сдаче ЕГЭ по математике максимальные 100 баллов.
Сегодня в лучших технических вузах Москвы и Санкт-Петербурга получают знания вчерашние ученики Зенцова, у которых есть все шансы занять достойное место в российской математической науке.
Словам про амбициозную мечту верить хочется и одновременно нет. Те люди, которые близко знают этого человека, утверждают, что слишком он интеллигентен и глубок в своих взглядах на жизнь и педагогическую науку, чтобы шагать в ногу со столь тщеславным понятием, как амбиция.
...В кабинете математики тихо. Урок, на который пригласил меня Андрей Григорьевич, был последним в его расписании. Но на интервью времени практически нет. Скоро сюда придут на занятия школьники, которые усиленно занимаются предметом.
– Для меня математика – смысл всей жизни. Это не история, которая меняется с приходом нового правителя. Это наука, которая вечна, как этот мир, но не стоит на месте и постоянно углубляется, – начинает разговор учитель.
Но лавры великих математиков иркутянина давно не беспокоят. Двадцать три года назад он, выпускник математического факультета Новосибирского государственного университета, отказался от научного поприща, приняв решение стать педагогом. Тогда уже Андрей Зенцов осознавал, насколько важно и интересно учить детей точной науке.
– Я с юных лет, ещё с тех пор, когда жил в Алма-Ате, знал, что стану математиком. Хотя мой отец был строителем-железнодорожником. Мама, школьный учитель математики, частенько брала меня на свои уроки, когда не с кем было оставить дома. Уже тогда нравилась мне эта наука. А затем всё в жизни складывалось таким образом, чтобы быть мне педагогом. Как будто это было предопределено свыше.
Свой первый урок он дал, ещё будучи студентом. В новосибирском вузе работали заочные и воскресные школы для юных математиков, где вместе с именитыми педагогами-учёными преподавали и талантливые студенты. Вот тогда-то Зенцову и пригодились начальные знания по методике преподавания, полученные на уроках матери. А после окончания университета в 1989 году бывший классный руководитель и учитель по математике Архимед Искаков предложил ученику место в авторской экспериментальной школе, созданной им за пару лет до этого в Алма-Ате.
От такого предложения мог тогда отказаться, наверное, только умалишённый. О школе, ставшей экспериментальной площадкой республиканского уровня, писали центральные газеты Советского Союза. На платное обучение в этом учреждении образования, где преподавание велось по передовым методикам авторских программ, дети зарабатывали себе сами, трудясь по четыре часа в день на предприятиях города.
Для вчерашнего студента эта школа стала высоким трамплином в экспериментальную педагогику.
Что мог дать молодой человек тем юным представителям продвинутого поколения, что сидели за партами экспериментальной школы? Такой вопрос Андрей Григорьевич не раз задавал себе, вспоминая пять трудовых лет в Алма-Ате. Частенько потом открывал свои старые рабочие планы и удивлялся смелости собственных идей.
Сегодня он также в центре большого эксперимента, который представляет собой железнодорожный иркутский лицей. Именно здесь Андрею Зенцову и его жене Людмиле, учителю информатики, предложили место работы через несколько лет после того, как приехали они в столицу Восточной Сибири из Казахстана в непростые 90-е годы прошлого столетия.
Интересных экспериментальных площадок в лицее действительно множество. Не первый год здесь работает, например, Байкальская физико-математическая школа, в которой преподают учёные из вузов Иркутска, Москвы и Санкт-Петербурга. Лучшие ученики средних школ Приангарья считают за честь пройти здесь обучающие курсы.
Премиальный миллион рублей, которым наградила транспортная компания лицей № 36 как учреждение образования, подготовившее наибольшее количество победителей и призёров сетевой олимпиады по физике и математике, пойдёт в общую копилку экспериментальных дел.
Добиться таких хороших результатов в той же математике удаётся только тогда, когда работает профессиональная команда преподавателей, говорит Андрей Григорьевич. И в лицее она есть: руководитель Елена Яшкина, Максим Гаер, Виталий Агейчик, Владимир Полещук, Эдуард Аман, Татьяна Алёшина и другие...
– Нашей команде всегда хочется быть на передовых ролях. Поэтому возникла идея сделать лицей центром углублённого изучения физики и математики. Сначала для школьников города Иркутска. А потом всего Приангарья. Помогая своим соседям, собственными руками создаём себе конкуренцию. И всё потому, что в ней интереснее работать. И ещё немаловажный факт. Юноши и девушки из муниципальных школ, пройдя обучение в нашей физико-математической, выбирают для получения профессии Иркутский государственный университет путей сообщения.
Несмотря на свой немалый учительский стаж и большие достижения, мэтром своего дела Андрей Григорьевич пока себя не считает. Признаётся, что находится только в самом начале пути в педагогику. Настолько многогранна и сложна она.
– Главная задача учителя – воспитать достойного человека. И не важно, кем станет твой ученик: монтёром пути, выполняющим тяжёлую физическую работу в мороз и зной, или же топ-менеджером, управляющим не одной тысячей человек. Дети с каждым новым поколением становятся интеллектуальнее, но менее воспитанными. Потому что родителям, зарабатывающим на жизнь семьи, не до них. И у меня есть большие опасения, связанные с государственной политикой, направленной на то, чтобы сделать школу центром образовательных услуг, отказаться от классических традиций отечественной педагогики.
Государство должно вкладывать в систему школьного образования много усилий, продолжает актуальную тему мой собеседник, для того, чтобы все мы в старости могли жить среди нормальных людей. Вот поэтому проведение в ОАО «РЖД» разных сетевых мероприятий для школьников учитель Зенцов готов расценивать политическим шагом компании. И не меньше.
Ученики называют Андрея Григорьевича «человеком на позитиве». С ним всегда можно разрешить любой спорный вопрос мирным путём, констатируют коллеги. Видимо, потому, что всю свою жизненную энергию он тратит на важные дела – школьную математику и детей.
– Очень плохо, когда рядом с ними не оказывается взрослого человека, к которому можно было бы прийти за советом, – сетует он.
К Андрею Зенцову дети постоянно приходят с вопросами, как поступить в той или иной ситуации. И даже спустя много лет после окончания школы, встретив на улице, с радостью здороваются, пишут поздравления с праздниками в социальных сетях.
– Для меня очень важны победы моих учеников на разных престижных олимпиадах, но это не самое главное. Ведь нет ничего важнее для педагога, чем общественное признание.
Когда в конце 90-х годов его назвали лучшим учителем страны по результатам опроса студентов высших учебных заведений России, проведённого одним из фондов Сороса, не скрывает, радовался от всей души.
Свободного времени у известного иркутского математика практически нет. Тем не менее изыскивает возможности играть в составе лицейской учительской команды «Что? Где? Когда?». В Иркутске она одна из лучших. Старшеклассники не первый год пытаются взять реванш у своих педагогов, но пока без успеха. Андрей Григорьевич рассказывает, что именно школьники способствуют тому, чтобы у их противников-учителей пополнялся багаж знаний. Рекомендуют новинки художественной литературы, рассказывают о новых достижениях в технических областях, современных музыкальных течениях.
– Ученики радуют достижениями. А собственные дети?
– Горжусь своими близнецами. Владимир учится в аспирантуре при математическом факультете Новосибирского государственного университета. А Григорий окончил Иркутский государственный университет путей сообщения, чтобы работать железнодорожником, как его прадед, дед, дядя. Сейчас служит в армии. В нашем роду заведено: мужчина должен отдать долг Родине.
Автор: Лейла Мустафаева
Forum with id 24 is not found.