Научно-техническая революция, начавшаяся ещё в XIX веке, прдолжается с тех пор всё нарастающими темпами. Но неся с собой не только блага прогресса, но и невиданные доселе техногенные катастрофы. Среди них аварии на транспорте с большим количеством жертв, в том числе и на железной дороге.
Поэтому и средства безопасности становятся всё совершеннее. Тем не менее человеческий фактор, как в причине катастроф, так и в их предотвращении, остаётся зачастую решающим. А на железной дороге в сбережении жизни и здоровья людей роль локомотивных бригад одна из самых главных. Опыт, профессионализм должны быть подкреплены крепкими нервами и предельной внимательностью. А ещё тем, что называют зорким глазом. Локомотивные бригады ТЧЭ-5 обладают этими качествами в полной мере. Доказательством служит тот факт, что аварий на участках, по которым они водят составы, не было ещё со времён паровозов. Во многом это заслуга коллектива, считает машинист-наставник Сергей Пискунов, который проработал в депо 26 лет. Сила коллектива в его стабильности, стойких традициях преемственности, эффективном институте наставничества. И вовсе не банальным будет утверждение, что работают по принципу большой семьи, строго, но по-доброму обучая молодёжь, не давая спуску за промахи, но и не изводя придирками. Те, кто принимает правила, вливаются в коллектив и потом достойно перенимают смену у старшего поколения.
Недавно, с разницей в небольшой временной промежуток, случились сразу два похожих события, в полной мере доказывающие высочайший уровень профессионализма локомотивных бригад ивановского депо. Они заметили весьма серьёзные оплывы пути и немедленно предупредили об этом дежурных на ближайших станциях. Стоит ли говорить о том, насколько потенциально опасной были ситуации в обоих случаях. Ведь не заметь машинисты и помощники грядущую беду, последствия могли быть самыми страшными. Так что их действия вполне можно назвать хоть скромным и, может, незаметным, но всё же подвигом.
Машинист Сергей Александрович Лотков и его помощник Максим Байрыев вели локомотив с грузовым составом. На перегоне Малаховская – Фурманов машинист увидел, что талые весенние воды подмыли пути, и создалась очень опасная ситуация. Надо сказать, что перед каждым рейсом бригадам проводится инструктаж и выдаётся список потенциально опасных мест. Хотя обнаруженная размытая подушка оказалась в неожиданном месте, образовавшийся опасный участок не ускользнул от зоркого глаза машиниста-ветерана.
Сергей Александрович – один из самых уважаемых работников депо, локомотивщик старой закалки, технике доверяет, но привык полагаться прежде всего на свой опыт и наблюдательность. А Максим работает первый год, поэтому такое наставничество для него просто бесценно. Ещё с детства, покорённый мощью локомотивов, выбрал себе профессию. Отлично окончил училище, отслужил в армии, теперь нашел своё место в жизни.
Алексей Владимирович Шальнов – элита даже среди профессионалов депо. Давно и безупречно водит пассажирские составы. Вот и поздним вечером, выполняя свою работу за пультом управления поезда сообщением Иваново – Москва на перегоне Оболсуново – Тейково, он заметил оплыв насыпи. От резкого торможения может случиться динамический удар, поэтому скорость была грамотно сброшена до минимума, участок прошли без проблем. После сообщения об опасности оперативно сработали путейцы, и движение не перекрывалось. Помощник Алексей Замятин в кабине локомотива третий год. Как и Максим, считает, что ему очень повезло с наставником. Поэтому не только не думает менять профессию, но и собирается учиться дальше.
Поступок двух локомотивных бригад не остался незамеченным, направлено ходатайство об их поощрении. Каким оно будет, решит руководство дороги, но людскую благодарность они заслужили без сомнения.
Автор: Владимир Савичев