Две удивительные женщины при помощи и поддержке всего коллектива библиотеки Челябинского железнодорожного узла отреставрировали и нашли историю редчайших книг, самая старая из которых – сочинение Петра Вяземского «Фон-Визенъ» датируется 1848 годом.
Ольга Теплая уже много лет приглядывает за фондом редкой и старинной книги, в котором хранится около 1200 томов. Анна Шатрова присоединилась к ней сравнительно недавно, но женщины быстро нашли общий язык, поскольку обе являются подлинными энтузиастами своего дела.
Долгие годы фонд был закрытым. Книги из него не выдавали, читателей сюда не водили. Однако в дни празднования 110-летия библиотеки было принято решение выставить драгоценные раритеты на всеобщее обозрение. Для Ольги Фёдоровны и Анны Николаевны наступили горячие денёчки. Они провели в книгохранилище более трёх месяцев!
Во-первых, нужно было отобрать для выставки самые интересные экспонаты. Но по каким критериям определяться? Взять самые старые? Наиболее богатые по оформлению? Те, с которыми связаны какие-то удивительные истории? Споров и обсуждений хватало. Все понимали, что от качества коллекции, от того, как будет подана та или иная книга, какое место она займёт в экспозиции, во многом будет зависеть успех выставки.
Во-вторых, книги нужно было подготовить к выходу в свет. А это значит – вручную, соблюдая максимальную осторожность (ведь некоторым экземплярам по сто и более лет!), пропылесосить буквально каждую страницу, выгнать пыль из-под корешков, протереть силиконовой губкой пересыхающие кожаные переплёты.
– Вообще-то такими сложными работами должны заниматься реставраторы, – говорит директор библиотеки. – Но у нас таких людей в штате нет. И женщинам пришлось эту кропотливую, сложную работу делать самостоятельно. Единственная процедура, которую они не освоили – реставрация листов. Но здесь без специальной подготовки вообще делать нечего!
В-третьих, книгам нужно было подарить историю. Библиотекари проделали огромную поисковую работу: отсмотрели сотни архивных документов, старых газетных вырезок, сделали множество запросов в Интернете – и смогли соотнести биографию книг с историей библиотеки, историей страны…
– Мы нашли заметку о том, что первая заведующая библиотекой Вера Александровна Мезенкампф часто ездила за книгами в столицы и с самого утра выстаивала очереди в букинистические магазины, чтобы хоть как-то пополнить фонд библиотеки, – рассказывает Анна Шатрова. Возможно, таким путём в Челябинск попали экземпляры с экслибрисами (книжными знаками, на которых обозначены имя и фамилия владельца издания, другие сведения). Так, в фонде хранятся «Севастопольские письма» Н.И. Пирогова 1899 года издания. Судя по экслибрису на первом развороте – «Из книг Виктора Михайловича Ломан», том находился в частном владении. А вот значок в полном собрании сочинений Жуковского 1902 года издания утверждает, что том принадлежал «Библиотечке-копейке».
Интересный материал для исследований представляли различные пометки в книгах.
– В книге Байрона их особенно много, – включается в разговор Ольга Теплая. – Видно, что по ней занимались, причём выделены в основном выражения, ставшие крылатыми. («Когда б жемчужный дождь вокруг меня пролился», «О женская слеза! Как много есть в тебе», «И всё заглохло в ней; одна лишь страсть жила»). На кожаном корешке книги инициалы золотом ¬
«С. Ч.» Чьё имя за ними скрывается, нам пока узнать не удалось. Это одна из множества загадок нашей коллекции.
Попутно женщинам пришлось стать специалистами по… бумаге. Так, страницы «Энциклопедии» Южакова – веленевые, то есть выполнены без примеси древесной массы, хотя внешне от современной бумаги для книгопечатания отличаются мало. Однако «прежнее» качество заслуживает уважения. Несмотря на то что энциклопедия пережила в своей жизни и многочисленные переезды, и не слишком бережное отношение, и хранение не в самых лучших условиях, веленевая бумага прекрасно сохранила текст, лишь немного пожелтела. А вот книги, изданные в период Великой Отечественной войны, в «сороковые – роковые», напечатаны на тонкой, низкого качества бумаге. Что, впрочем, понятно… Они по преимуществу небольшого формата, тоненькие и лёгкие: по мысли издателей, томики должны были сопровождать бойца на фронте, а значит, легко умещаться в кармане гимнастёрки, в солдатском вещмешке…
Немало загадок таил и тематический подбор книг. Так, сохранилось много изданий двадцатых годов прошлого века, посвящённых театру. Почему? Как оказалось, в СССР в то время увлечение театром было повсеместным; самодеятельные и профессиональные коллективы имелись едва ли не в каждом городе и на каждом предприятии. Отсюда и соответст¬вующая литература.
А вот в изданиях тридцатых годов много «рукотворных» дефектов. В то суровое время врагами народа становились в одночасье, и по библиотекам нёсся призыв «вымарать» все упоминания о неугодном человеке. Фамилии опальных авторов, иллюстраторов, рецензентов замазывали жирным слоем краски. Кстати, в экспозиции был представлен первый номер газеты «Правда» за 1912 год. В списке постоянных авторов некто В.Ильин. Под этим псевдонимом публиковал свои статьи В.И. Ленин…
Выставка, подготовленная с такой любовью, прошла с успехом. На ней побывали сотни школьников, студентов, преданных читателей. Книги вновь отправились в фонд. А библиотекари приступили к завершающему, но, пожалуй, не менее сложному этапу – внесению раритетов в электронную базу данных. При работе с редкими книгами требуется заполнить огромное количество граф. Так, кроме выходных данных нужно указать, в каком состоянии книга, какой у неё переплёт, есть ли пометки на полях (и полностью их скопировать!), подсчитать количество иллюстраций (они часто бывают утраченными)…
– Порой процедура может занимать несколько часов, – рассказывает Лариса Романенко. – А сделать её надо очень тщательно и скрупулёзно. Ведь от этого зависит, сможем ли мы получить по книге какую-то дополнительную информацию от коллег и букинистов. Нам предстоит и серьёзная работа и по оценке фондов. Но тут без помощи специалистов уже не обойтись…
Теоретически на эту работу надо бы направить отдельного специалиста, но по штатному расписанию – увы! – это невозможно. Так что, похоже, в библиотеке и дальше будут заниматься редким фондом «без отрыва от основного производства».
Автор: Марина Пономарева
Forum with id 24 is not found.