Когда пришла война, ему было четыре года. Но в памяти его сохранились все события той злосчастной поры. Помнит дедов своих, бабушек, тёток, дядек, братьев и сестёр, которые жили в соседних деревнях. Жалели они его очень, тогда ещё маленького несмышлёныша. Помнит, как 24 июня собрался народ у колхозного сельсовета, чтобы проводить на фронт взрослых мужчин. В том числе отца Павлика, Фёдора Александровича, недавнего участника финской кампании.
В деревне Васьково Локнянского района Калининской (теперь – Псковской) области фашисты объявились в июле 41-го. Сначала затрещали мотоциклы. Затем – автоматные очереди. Немцы очень любили курятину: за двое суток перебили всё, что квохтало и кукарекало в округе.
А потом стреляли за околицей деревни. Только пух летел. Это фашисты расправлялись с цыганским табором. Несколько дней деревенские жители хоронили погибших.
По большаку, вдоль деревни, загромыхали танки и бронетехника со свастикой.
– Вот что, Аннушка, – сказал однажды дед Александр Кузьмич Марков его маме, – отведи-ка Павлика к своей родне в соседнюю деревню. Подальше от беды.
И босоногий мальчуган, держась за мамину руку, запылил по просёлку. Вдруг навстречу им из-за леса чёрным ястребом вынырнул фашистский самолёт. Пыльные фонтанчики от пулемётных очередей прошили дорогу слева и справа от бегущих. Не задело, повезло им.
Впрочем, повезло тогда всей большой семье Марковых. Не донесли оккупантам на деда, Александра Кузьмича, который, оказывается, помогал партизанам. И про дядю Михаила, недавнего директора местной школы, ставшего, по слухам, комиссаром партизанского отряда, фашисты так и не прознали.
Но осенью 43-го, когда Красная армия уже наступала по всем фронтам, большая беда всё-таки пришла. Как и многих других мирных жителей оккупированных сёл и городов, семью Марковых, включая и самых маленьких, фашисты погнали в рабство.
Всё испытали. И непосильный труд, и голодные обмороки…
Более года провели за колючей проволокой, в лагере под Кёльном. А в апреле 1945-го где-то под Дюссельдорфом, тоже в концлагере, к ним пришла столь долгожданная весть: фашистов гонят и на востоке, и на западе.
– Накануне моего дня рождения, 6 мая, к нашему лагерю подошли танки с белыми звёздами на башнях. То были американцы. Весёлые и душа нараспашку: жвачку совали, еду. А на следующее утро с их стороны послышались выстрелы: из автоматов и карабинов пуляли в небо. Так мы узнали о том, что закончилась война.
В тот незабываемый день 7 мая 1945 года ему исполнилось восемь лет.
– Американцы – практичные люди. Предлагали остаться на Западе: мол, как бы чего не вышло, когда вернётесь в Россию, а здесь хорошо будете жить… Но и бабушка моя, и мама, и обе тёти, что были старшими в нашей тогдашней семье, наотрез отказались от столь «лестных» предложений.
…Долгим оказался их обратный путь. Лишь 29 августа 1945-го они вернулись в родные края. Встречал их отец Павлика, Фёдор Александрович, участник прорыва и снятия блокады Ленинграда в составе 11-й стрелковой дивизии 2-й ударной армии. А 1 сентября Павлик Марков вместе со сверстниками уже спешил в ближайшую школу на свой первый урок.
Вот таким оказалось начало биографии этого человека. Его на Октябрьской дороге (и не только!) знают очень многие. И понятно почему. На протяжении более двух десятков лет Павел Фёдорович Марков, машинист-практик, инженер по образованию, избирался коллективом на почётную и ответственную должность – председателя Дорпрофсожа. А с 2005-го и по сию пору он возглавляет Дорожный совет ветеранов войны и труда.
– Не кажется ли Вам, Павел Фёдорович, что это весьма символично: Вы, председатель ветеранской организации, работаете сейчас в одном кабинете с Дмитрием Меркуловым, который возглавляет молодёжный комитет ОЖД?
– Правильно заметили. Связь поколений должна быть неразрывной всегда и везде. Поэтому не случайно, что очень многие знаковые мероприятия, связанные с торжественными датами, такими, например, как День Победы, прибытие первого поезда в блокадный Ленинград и т.д., мы – по давней традиции – организуем и проводим совместно. И конечно же, с Димой, моим соседом по кабинету, у нас, ветеранов, поддерживаются самые, можно сказать, тёплые и откровенные отношения по любым вопросам.
– С самого начала рабочего дня звонки телефона на Вашем столе практически не замолкают…
– Поводов масса. Кто-то, скажем, обращается за помощью, связанной с устройством в лечебное учреждение или льготным проездом. Кто-то звонит по другим причинам… Ну а в последнее время – всё чаще и чаще – нам задают по телефону один и тот же вопрос: мол, учреждение, в котором я работал(а), теперь стало дочерним или ещё каким-то, подчинённым неизвестно кому, так куда же теперь обращаться в случае необходимости?
Действительно, в связи с проводимым в отрасли реформированием многие ветераны, как писала недавно газета «Октябрьская магистраль», потерялись, отбившись от одних структур и не прибившись к новым. В какой ветеранской организации они должны теперь состоять? Ещё четыре года назад мы высказали такое предложение: необходимо все наши ветеранские организации объединить не по производственному (как сегодня), а по территориальному принципу. Эта идея была одобрена на первой корпоративной ассамблее, которая прошла недавно в Санкт-Петербурге, и мы очень рады этому обстоятельству.
– В процессе реформирования, которое всё ещё продолжается как в государстве в целом, так и на железнодорожном транспорте, возникает немало и других проблем…
– Вы правы, если иметь в виду социальную сферу. Вспомним, к примеру, далёкие послевоенные годы. В стране – разруха, а государство, едва оправившись от нанесённых ран, объявляет об отмене карточной системы. А затем – с регулярной последовательностью – об очередных снижениях цен на продукты питания и товары народного потребления.
А сегодня? Вот уже двадцать лет продолжаются так называемые реформы. Но, увы, далеко не в пользу ветеранов труда и войны. О чём свидетельствуют та же монетизация льгот, ввод новых тарифов в системе ЖКХ и многие другие непопулярные в народе инициативы.
В начале марта нынешнего года ваша газета написала о пансионате «Ивушка», который когда-то был очень полезным для нас и любимым структурным подразделением ОЖД. Абсолютно согласен с выводами заметки о том, что, оказавшись в коммерческой системе ОАО «РЖД-Здоровье», этот пансионат потерял былое лицо. От себя лишь добавлю: сегодня уже не в 40 тысяч рублей обойдётся железнодорожнику путёвка в «Ивушку», а более чем в 72 тысячи! Думаю, что комментарии тут не требуются…
– А теперь, уважаемый Павел Фёдорович, хотелось бы задать Вам несколько вопросов от имени читателей газеты.
– Пожалуйста, задавайте.
– Мы знакомы не один десяток лет. Ни разу Ваше лицо не видел угрюмым, хотя бывали и нелёгкие времена…
– Я был и остаюсь оптимистом, который верит в победу разума, доброты и любви к ближнему. Стараюсь всегда оставаться человеком.
– И что Вас при этом вдохновляет?
– Скорее всего – кто вдохновляет. Прежде всего это мои самые близкие люди. Жена Алла Феодосьевна, с которой вместе вот уже пятьдесят два года. Дочь Елена и, соответственно, любимые внуки – девятнадцатилетняя Наташа и старший Владимир, который пошёл по стопам деда, окончив Петербургский госуниверситет путей сообщения.
– Ваши увлечения...
– Люблю посидеть за рулём автомобиля. Привык к прогулкам на природе. А в сезон охоты – и с ружьецом…
– А что не одобряете?
– Лицемерие и ложь. Вероотступничество – в буквальном и переносном смысле, – которое, увы, процветает в современном обществе… Презираю попсу, пение под «фанеру», дешёвые телесериалы и споры до хрипоты политиков, которые ничего, кроме головной боли, не дают нашим уставшим от «перемен» душам.
– А что хотите пожелать читателям «ОМ» и в их лице всем коллегам-железнодорожникам?
– С великим праздником Победы, дорогие друзья! Здоровья, счастья и удачи – от всего сердца!
– А Вас, уважаемый Павел Фёдорович, ещё и с юбилейной датой – 75-летием!
Автор: Виктор Юрасов
Forum with id 24 is not found.