Доска почета отраслевой конкурс


Эстафета семейной династии

Эстафета семейной династии

Владимир Рожковский, машинист электровоза первого класса эксплуатационного локомотивного депо Чернышевск Забайкальской дирекции тяги
Забайкальская магистраль

Машинист электровоза первого класса эксплуатационного локомотивного депо Чернышевск Забайкальской дирекции тяги Владимир Рожковский недавно представлен к отраслевой награде – знаку “За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет”.

Владимир Рожковский по праву считается одним из лучших машинистов депо. На него равняется молодёжь, те, кто только начинает осваивать свою профессию.

Владимир с раннего детства познал дух железнодорожной магистрали, по которой без малого 40 лет водил поезда его отец, Вениамин Васильевич. На Забайкальской магистрали когда-то трудился дорожным мастероми дед.

– Мне крепко врезались в память слова отца о том, что даже на пенсии он продолжал следовать дисциплине железнодорожника, – вспоминает Владимир Вениаминович. – Куда бы ни шёл, точное время расписывал чуть ли не по шагам. И почти минута в минуту приходил туда, куда ему надо было. Строго по расписанию…

И Владимиру, и его старшему брату Виктору, и младшему Александру, которые тоже выбрали профессию машиниста, нечасто удавалось собраться вместе. Даже на праздники. Иной раз не дома, а где-нибудь в Зилово или Могоче и встречались. Перекинутся парой слов – и на пересменку или на отдых. Все братья рослые и стройные, у всех словно военная выправка. Она, вероятно, тоже от профессии, требующей высокой самодисциплины и самоотдачи. Их работа – сродни армейской службе: постоянно находиться в зоне риска.

– Редко, но удавалось выехать всем вместе, с ребятишками и жёнами, на речку Куэнгу – рассказывает Владимир. – Поставим палатку, закинем удочки... Если кто-то вытягивал из воды рыбу, сразу такой весёлый шум поднимался! Сразу видно – вот это семья!

Братья Рожковские остались в Чернышевске, не изменив малой родине. Мечта стать машинистами зародилась ещё в детстве, когда сыновья носили отцу на паровоз обеды в “тормозке”. Возвращаясь с работы, тот, какой бы не был уставший, обязательно протягивал соскучившейся ребятне гостинец.

– Это вам от зайчика, – ласково говорил он.

Сыновья выросли. Как и положено, отслужили в армии. Владимир домой вернулся со старшинскими погонами на плечах. Старший на год Виктор после службы в Военно-Морском флоте окончил железнодорожный техникум, а Владимир – техническое училище, получив специальность техника-сборщика. Позже он поступил на курсы помощников машиниста при локомотивном депо.

– Нельзя стать машинистом, не познав слесарного дела в ремонтных цехах, –считает Владимир Рожковский. – Мне довелось поработать и в тележечном, и в топливном, и в дизельном цехах. Зато как этот опыт позже выручал! И когда в грузовом движении работал, и после – в пассажирском. Особенно, когда сам принимаешь локомотив. Где полная гарантия, что не будет неисправности, поломки? Когда в пути их приходится устранять, счёт идёт на секунды. Вообще, отец часто говорил о качестве ремонта. Он сам в своё время спуску никому не давал. Отец всегда подчёркивал, что малых поломок не должно быть. Любая мелочь может привести к беде. Хотя, мол, сейчас молодым легче начинать на тепловозе или электровозе. Раньше бригаде приходилось подготавливать паровоз к поездке часа за три. Хотя никто не гнал в депо. После рейса несколько часов бригада занималась ремонтом. Сейчас проще. Бригада садится на подготовленный локомотив. Потом сдаёт его и отправляется на отдых.

Рожковский-старший специально подзадоривал ребят. Он-то, четверть века отработавший после паровоза на тепловозе, водивший пригородные поезда по Букачачинской ветке, знал, какие это чуткие и умные машины, требующие внимательного, технически грамотного обращения. Знал, сколько сил отдают машинист и его помощник за 18 часов пути с 6-часовым перерывом. Как трудно достаётся это право управления локомотивом, и как не менее трудно подтверждать его в поездках, по напряжённости не уступающих одна другой.

Владимир полностью поддерживает слова брата Виктора о том, что значит в пути одна секунда ротозейства.

– Опыт, мастерство вождения, умение разбираться в устройстве тепловоза и электровоза, безошибочно быстро определяться в ситуации в случае поломки – всё это приходит с годами, – убеждённо говорит он. – Работаю машинистоммного лет, но всегда вспоминаю начало, когда ездил помощником с Валерием Васильевичем Волховым, своим первым наставником. У него всегда было, чему поучиться.

Каждый участок машинист всегда проезжает по-разному, каждый отрезок пути таит в себе самые разные неожиданности. И к ним постоянно надо быть внутренне готовым, чтобы в самый ответственный момент принять единственно верное решение.

Есть ли разница в том, какой поезд ведёт бригада: грузовой или пассажирский? Конечно, есть. И немалая. Кратно ощущается ответственность, когда знаешь, что за спиной у тебя сотни людей, безопасность которых в твоих руках.

Владимир вспоминает один из случаев, крепко врезавшихся в память. Он вёл пассажирский поезд. И какое-то чисто профессиональное чутьё, которое можно назвать шестым чувством, подтолкнуло его в одной из больших кривых, которыми изобилует участок на перегоне Чернышевск – Могоча, выглянуть из кабины, посмотреть на свой извилистый состав. Сердце машиниста не обмануло. Из-под одного из вагонов клубился едва заметный дымок. Благо, дело было днём. Холодок пробежал по спине, ускоряя действия во внештатной ситуации. Быстрый доклад по радиостанции диспетчеру и бригадиру поезда. Экстренное торможение. Остановка. Горела аккумуляторная батарея, грозившая возгоранием поезда.

Уже после поездки, дома, случившееся в пути долго не отпускало нервы. Тогда Владимиру вдруг вспомнился один из рассказов отца. Дело было в 50-х годах. Вениамин Васильевич работал помощником машиниста на паровозе. Вели пассажирский состав. Кочегар уже радостно говорил, что скоро станция Ксеньевская, где можно будет помыться, поужинать и отдохнуть. И тут Рожковский увидел, что впереди клонится огромное дерево – вековая сосна, должно быть, ещё помнившая первостроителей Транссиба. Увидел и понял грозившую смертельную опасность. На его крик “Обвал!!!” мгновенно среагировал машинист. Сработали экстренно тормоза. Вызванный недавним обильным ливнем селевый поток – камни с водой и жидкой глиной, преградил путь. Паровоз сильно тряхнуло. Ударом его вынесло на сопку, едва не сорвавтендер. Один из пассажирских вагонов чуть сошёл с рельсов. Но настолько сильным было нервное потрясение у того машиниста, что он тяжело заболел и вскоре умер. Рожковскому дали недельный отдых.

…В теперь уже далёком апреле 1989 года Владимир и брат Виктор, как одни из самых высококвалифицированных специалистов в цехе эксплуатации, водили поезда в грузовой комсомольско-молодёжной колонне. Этому коллективу за достигнутые успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании был присуждён Почётный вымпел Центрального Комитета комсомола. Братья оказались в числе тех, кто первыми повели электровозы.

Немало памятных вех на славном 75-летнем пути локомотивного депо Чернышевск. От ремонта паровозов здесь в 60-х годах перешли к восстановлению тепловозов подъёмочным ремонтом, впервые на сети применив крупноагрегатный метод. Приезжавшие из других депо страны специалисты всегда удивлялись: как удаётся чернышевцам на столь ограниченных производственных площадях делать текущий ремонт 9–12 тепловозам в месяц?

Те в ответ показывали поточные механизированные линии, сотни различных приспособлений, изготовленных своими силами, рассказывали о сетевом графике, о диспетчерской связи цехов.

В 11-й пятилетке Красное знамя депо украсил орден “Знак Почёта”. Уже одно это обязывало всех чернышевцев трудиться достойно, не роняя чести коллектива. Люди стали непримиримее к недостаткам в организации труда, требовательнее друг к другу, заметно улучшилась трудовая и производственная дисциплина.

А качественный ремонт локомотивов, как известно, – это гарантия безопасности в их эксплуатации. Такая задача остаётся и сегодня.

Владимир Вениаминович признаётся, что много времени по-прежнему приходится уделять самоподготовке. Опыт опытом, но технический прогресс на транспорте не стоит на месте. Машинист знает техническую часть всех серий электровозов. Последний из них, “Ермак”, которым оснащается цех эксплуатации, изучил самостоятельно.

У Владимира Рожковского 20 лет стажа только в пассажирском движении! Он подготовил более 10 специалистов, которые к настоящему времени перешли из помощников в машинисты и самостоятельно водят пассажирские поезда по стальной магистрали. Среди них – машинист-инструктор Александр Деменский, машинисты Владимир Рыжов, Андрей Тюкавкин, Дмитрий Ларченко, Александр Белин.

Четыре последних года Владимир ездит в одном экипаже с надёжным помощником Сергеем Макаровым.

В трудовой книжке Рожковского 46 записей о поощрениях. Ещё в 1996-м он удостоен знака “За безаварийный пробег на локомотиве1 млн км”.

– Профессионал своего дела, Мастер с большой буквы. Человек простой в общении, с чувством юмора, он всегда готов поддержать товарищей в трудную минуту, – так отзывается руководство депо о своём лучшем машинисте.

… В семейном архиве Владимира Рожковского бережно хранится тронутая временем, слегка пожелтевшая вырезка из газеты “Гудок” конца 80-х. На фото запечатлена династия Рожковских. В центре – глава семейства Вениамин Васильевич. По бокам – сыновья Виктор, Владимир, Александр. На коленях у деда маленький внук Серёжа, который сегодня уже водит поезда и заочно учится на последнем курсе Забайкальского института железнодорожного транспорта. Машинистом стал и старший сын Владимира Рожковского – Андрей. Оба трудятся в ТЧЭ Чернышевск.

А надёжный тыл все эти годы обеспечивает любящая жена Галина. Уже подрастают внук и внучка. Кто знает, может, им предстоит стать железнодорожниками в пятом поколении, продолжив славную семейную династию.

Автор: Юрий Мартыненко


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»