Скучновато разговаривать с человеком, когда постоянно получаешь ожидаемые ответы. В беседе с машинистом подменного пункта Балаково Олегом Вяльчиным такая ситуация практически никогда не возникала.
Сын – твоё продолжение, но не копия
Слово за слово, коснулись семейных дел. Есть у Олега Вяльчина жена, уже вторая. Кто виноват в распаде первого брака? Олег рассуждает дипломатично:
– Наверное, никто, просто приняли первую весеннюю грозу чувств за нечто окончательное и бесповоротное.
Хотя, как потом выяснилось, претензии к супруге у моего героя всё же были. Сейчас сын уже взрослый: 22 мая ему исполнилось двадцать лет. Практически всю сознательную жизнь парень провёл с отцом: Олег Михайлович достаточно быстро отсудил его у жены. Была такая необходимость. Если у судей и возникли в своё время сомнения на этот счёт, то они испарились, когда, как говорится, из компетентных источников выяснилось, что мамочка при любой возможности «сплавляла» ребёнка, и кому же? Матери своего мужа...
– Раз уж с младых ногтей воспитывали сына, наверное, помогли ему определиться в жизни?
Олег смеётся:
– Сказал, что одного железнодорожника на нашу семью хватит. Сын учится в Саратовском государственном экономическом университете.
Тут ещё надо учесть вот что: обстоятельства значительно переменились с тех пор, как сам Олег рвался на железную дорогу. Помню, как некогда я приезжал по журналистским делам в ещё самостоятельное Балаковское локомотивное депо, потом оно преобразовалось в подменный пункт Ершовского депо, а сейчас вот является подразделением депо Сенная. Не совсем забылся и тот промежуток времени в девяностые годы – к счастью, не очень непродолжительный, – когда зарплату в депо выдавали векселями, а порой и того пуще: фуфайками и спецодеждой, которые ещё надо было реализовать на рынке...
Как и будущее для сына, вторую жену Вяльчин, с учётом предыдущего опыта, тоже выбирал «с чувством, с толком, с расстановкой» – здесь же, в локомотивном депо. Может, этой самой «расстановки» было даже чересчур многовато. Так что медичке Свете, которая проводила предрейсовые осмотры машинистов и «положила глаз» на Вяльчина, пришлось первой заговорить на эту тему с будущим спутником жизни, хотя в других случаях Олега уж никак безынициативным не назовёшь. В результате не прогадали ни она, ни он. С 2001 года вместе, и практически во всём у них согласие, унисон, вплоть до участия в разных торжествах: Светлана – диск-жоккей, Олег – ведущий. Но об этом чуть ниже
Если жизнь даёт тумак, не торопись раскисать
Балаково в последнее время развивался как город химиков и энергетиков – благодаря строительству атомной электростанции. И папа, и мама Олега нашли на Волге полноценное применение своей квалификации. Они приезжие: отец из Башкирии, мать – из Оренбурской области. А вот Олежку достаточно рано заинтересовал вопрос: как это такие длинные и тяжёлые составы бегут по таким тонким, пусть и стальным рельсам? В своё время в школьном сочинении, посвящённом выбору професии (кстати, высоко оценённом), он высказал и эту мысль, и желание стать машинистом.
Олег Вяльчин благополучно преодолел все обязательные этапы приобщения к профессии, в том числе учёбу в Саратовском техникуме железнодорожного транспорта, а до этого – ещё и в училище соответствующего профиля. Как положено, сначала послесарил в депо, поработал помощником машиниста, затем водил грузовые поезда уже в качестве машиниста. Правда, считает, что промежуток между вторым и третьим получился немного длинноват, и относит это за счёт своей «ершистости». Как бы то ни было, работу свою Вяльчин исполнял исправно, получал поощрения, в том числе памятную медаль в честь 115-летия локомотивного депо Ершов, а совсем недавно – Почётную грамоту за добросовестную работу от Саратовского отделения дорпрофжела. Сейчас, правда, у машиниста второго класса Вяльчина рейсы недолгие: он занят на маневровых работах.
Если на кардиограмме острые взлёты кривой чередуются с крутыми падениями – значит, всё нормально, сердце работает. В жизни тоже случаются свои подъёмы и падения, никуда от этого не денешься. Олег Вяльчин говорит: мол, среднюю школу окончил с медалью. И потом с удовольствием (любит он всякого рода приколы) добавляет: с медалью «За спортивные достижения». Со спортивными достижениями у молодого Вяльчина всё было, действительно, замечательно: 15-кратный чемпион по лёгкой атлетике города Балаково и 17-кратный – Саратовской области, потому что со временем чаще стал выходить на соревнования именно такого уровня. А вот с обязательной программой – основными учебными предметами – часто дело выглядело как на той самой кардиограмме: взлёт, спад... По географии – «отлично», по химии – раздумье всерьёз, присущеее подростковому максимализму: а зачем вообще нужна такая дисциплина? Ну, и соответствующие оценки в дневнике. На подобные сомнения ряд школьных педагогов ответили своими собственными: а нужен ли сам Олег Вяльчин в девятом классе?
А как же мечта? Недоучки на железной дороге не нужны – впрочем, как и всюду. Пришлось, закусив губу и забыв про гонор, грызть гранит наук, не делая исключения и для нелюбимой химии, кстати, в итоге оказавшейся вполне интересным предметом...
Кто-то с ностальгией вспоминает советское прошлое, кто-то его ругает. Во всяком случае, девяностые годы, пришедшие на смену в общем-то благополучным «застойным», сняв какие-то проблемы, в изобилии прибавили других. Оплата труда «натурой», вроде спецодежды, производственному рвению едва ли способствует. Да и обида на машиниста-инструктора, который долгонько держал на вторых ролях, не торопился пустить помощника на самостоятельную работу, имела место. Можно, конечно, хлопнуть дверью и гордо удалиться, но можно было, опять-таки, закусить губу и делом добиться, чтобы сказали: да, недооценивали мы его. Кто поспорит, что вторая позиция куда более конструктивная и выигрышная?
Судя по всему, Олег Вяльчин на каждую жизненную оплеуху привык отвечать именно таким образом.
С таким нигде не соскучишься
С этой новой гранью талантов Олега Михайловича я имел возможность познакомиться в организованной Саратовским отделением Роспрофжела поездке ветеранов войны и труда, профсоюзных активистов на теплоходе «Александр Невский» в город-герой Волгоград накануне Дня Победы. Одна за другой менялись концертные программы – от сольной, в исполнении певца той ещё, из конца двадцатого века, группы «Ялла» Тахира Резо (помните «Учкудук, три колодца»?) до выступлений талантливых парней из клуба «Магистраль» Саратовского техникума железнодорожного транспорта.
Очень органично смотрелся в роли конферансье Олег Вяльчин – свободно, непринуждённо. Соответственно, и принимали его «на ура». Временами реплики звучали солоновато, но раз уж ветеранам не резало слух, стало быть, всё в порядке.
Участие Вяльчина в этой поездке – своего рода признание его успешности в качестве профгрупорга подменного пункта Балаково. Не забыть приобрести подарки ребятишкам к Новому году, вовремя поздравить ветеранов с красными датами, товарищей – с днём рождения, найти нужный алгоритм действий в сложной, спорной ситуации... Всё это можно делать для скучной «галочки», а можно – лихо и артистично, как сейчас принято говорить, креативно. У неугомонного Олега отродясь язык был хорошо подвешен, свидетельством тому – давнее участие в КВНах, в самодеятельности. Вот надо, скажем, организовать отдых коллектива с выездом на природу, Волга-то рядом. Ясно, без массовика-затейника здесь не обойтись. Попробовал себя Вяльчин на этой стезе, вошёл во вкус – и расширил поле деятельности: сегодня он – весьма востребованный тамада на юбилеях и свадьбах. Не в ущерб основной работе, разумеется.
И это – всё о нём? Куда там... Громкие спортивные титулы, правда, остались в прошлом, но до сих пор Вяльчин – вратарь деповской футбольной команды. А на смену уже идут другие увлечения. К примеру, двенадцать лет назад Олег Михайлович приобщился к пчеловодству, держит 24 пчелиных семьи. И семье плоды этого труда только на пользу. Кто сам возился с этим хлопотным хозяйством, не даст соврать: для всех возрастов, а чем дальше за сорок, тем больше, это – очень здоровый «конёк». И вовсе не удивительно, что Вяльчин и его оседлал!
Автор: Геннадий Наконечный
Forum with id 24 is not found.