Доска почета отраслевой конкурс


Ангел-хранитель переезда

Ангел-хранитель переезда

Альмира Ахметзянова, дежурная по охраняемому переезду 873-й км перегона Мегион – Нижневартовск-2
Уральская магистраль
Победитель Конкурса 2012 года
Ночь 7 мая стала для дежурной по переезду Альмиры Ахметзяновой испытанием на прочность её человеческих, профессиональных качеств, а также принесла признание и почёт со стороны коллег.

История происшествия
Седьмого мая в 01.43 местного времени дежурная по охраняемому переезду 873-й км перегона Мегион – Нижневартовск-2 Альмира Ахметзянова выходила из служебного помещения для измерения температуры рельса, которое положено делать по графику. Но исполнить обычную технологическую процедуру Альмире Мансуровне не удалось.
Уже находясь на крыльце здания, она увидела, как на большой скорости огромный автомобильный кран на базе вездехода «Урал» в полутора – двух метрах от неё смёл на своём пути поворотно-горизонтальный шлагбаум, основной шлагбаум, два направляющих столбика, привод устройства заграждения переезда и упёрся в опору уличного освещения переезда на другой стороне дороги. При этом габарит железнодорожного пути был нарушен: задняя ось автомобиля находилась в колее между рельсами.
В это время со стороны Нижневартовска по графику со скоростью 80 км/ч шёл на проход грузовой поезд № 2971 с наполненными цистернами (тормозной путь при экстренном торможении – порядка 900 метров). К переезду он выходил из кривого участка, окружённого лесным массивом, видимость – 800 метров...

Развитие событий
– «Урал» всё рушил и ровнял, – рассказывает Альмира Ахметзянова. – Ящик привода заградительного устройства со скрипом и искрами уже был под машиной, примят на уровень асфальта. Такой грохот стоял! Всё это в двух метрах от меня, я даже глаза закрыла от неожиданности. Потом увидела, что он переехал через рельсы и остановился, уткнувшись в столб уличного освещения на другой стороне пути.
– Я сразу включила заградительную сигнализацию, потому что поезд уже приближался к переезду, – продолжает Альмира Мансуровна. – Страха не было тогда, делала всё автоматически. Сообщила дежурному, всё объяснила. Затем по рации предупредила машиниста поезда, и тот остановился без экстренного торможения за 1100 метров от места происшествия. Закрыла переезд и пошла 
к водителю. Парнишка молодой, 22 года, сидел ещё в кабине. У него, наверное, был шок – весь бледный. Попросила у него трос, чтобы машину убрать, а он сидит. Я его вытащила из кабины. Оказалось, что троса у него нет. Пришлось нести наш, а он в это время по телефону кому-то звонил. Здесь уже собралось много машин, я попросила вытянуть «Урал» из пути, но водители сказали, что назад это сделать невозможно, а вперёд никто не соглашался его тянуть, так как там нет подъезда, большая яма и можно перевернуться. В это время приехал наш дорожный мастер.
– Когда я подъехал, здесь было много народу, – продолжает мастер Александр Мажаев. – Решили вытолкнуть кран всё-таки вперёд, но не тросом, а руками. Обратно через все сломанные устройства его вытащить было нельзя. Подложили под задние колёса доски, водитель завёл двигатель, все навалились, подтолкнули и убрали с пути под откос. В основном помогали вахтовики, поэтому получилось всё дружно и быстро.
Дальше всё пошло проще. Александр Михайлович вызвал бригадира, шаблоном промерили путь. И стали пропускать поезда, которые всю ночь на переезде двигались со скоростью 20 км/ч, потому что шлагбаумы не работали из-за повреждений. Железнодорожники стояли с флажками и перекрывали движение всю оставшуюся ночь и утро. К обеду было всё восстановлено и ограничение по скорости снято.
– Я дежурным по переезду постоянно говорю, что первое в подобных случаях – включить заградительную сигнализацию, а там разберёмся, – резюмирует мастер Александр Мажаев. – Пусть лучше поезд подождёт, но он будет стоять на колёсах, а это лучше, чем лежать под откосом или же погибнут люди. В итоге данный поезд отстал от графика всего на 19 минут. В Сургут он уже прибыл вовремя.
Альмира Мансуровна продолжила свой рассказ:
– После смены, в девятом часу, я подъехала в табельную, тогда только начались головные боли, ручьём полились слёзы, коллеги меня успокоили, – голос нашей героини дрогнул от нахлынувших воспоминаний. – Я всем благодарна, что поддержали меня, помогали всё исправить. Быстро все пришли на помощь. Наш начальник дистанции пути Алексей Андреевич из Нижневартовска (50 км) приехал так быстро, как будто он рядом живёт. И всю ночь был здесь.
Страх пришёл позже, подтверждают все очевидцы. Трудно даже представить, что было бы, если бы Альмира Ахметзянова испугалась в момент происшествия и не остановила поезд…
– Следующую ночь дежурства я провела на улице, – рассказывает наша героиня, – при виде приближающихся к переезду больших машин было страшно. Казалось, что все они едут на меня. Очень сильный страх был в первую ночь после происшествия.

Портрет героини
В 1980 году Альмира приехала в посёлок Высокий и устроилась сначала кассиром, затем монтёром пути. Кстати, она работала монтёром участка, на котором находится переезд, до 2004 года. С этого времени и по сегодняшний день трудится дежурной по переезду.
– Мне нравится здесь работать, и мысли не было никогда куда-то уходить на другое место, – рассказывает Альмира Мансуровна. – Мне скоро 55, и я думаю: как буду без железной дороги? Куда уходить? Я ещё молодая, – с искринкой в глазах, озорно говорит наша героиня, – и не хочу уходить! Не представляю, как можно дома сидеть.
Любовь к стальной магистрали видна по состоянию мест работы дежурных по переезду. В домике много цветов, достаточно объёмный аквариум с рыбками и растительностью, подсветкой и нагнетателем воздуха. Вокруг здания летом разбиваются клумбы: в прошлом году из старых вёдер, тазов и прочего делали «лесную полянку» с «пеньками и мухоморами». Фотография такой красоты из местной газеты находится под стеклом на рабочем столе. В Новый год на улице дежурные по переезду ставят и наряжают ёлку, даже гирляндами украшают.
Основательность в делах по принципу «чтобы не было стыдно за выполненную работу» видна у нашей героине во всём.
– Дома в одной из комнат у меня есть оранжерея, в которой я развожу сорта крупных цветов. В саду целое лето ковыряюсь на грядках. Теплица большая, где выращиваю всё: огурцы, помидоры. Есть смородина, малина, клубника, – с азартом рассказывает Альмира Ахметзянова. – Хватает всем: и родственникам, и друзьям. Особенно много у меня огурцов, люблю их выращивать. Целыми днями, как пчёлка, на огороде.
Коллега Альмиры Ахметзяновой, работающая с ней на разных участках 14 лет, Миляуша Мугдиева так отзывается о подруге:
– Она очень серьёзная, умная, может поддержать в любой ситуации, дать совет как старший работник и мудрая женщина. Альмира прекрасный человек, хорошая мать и жена. Была в гостях у неё: прекрасная семья, дети, которые её очень любят. Самые ценные качества – доброта и отзывчивость, очень надёжная, – с нескрываемым уважением говорит Миляуша Шакировна. – Не знаю, как бы я на её месте отреагировала, но она молодец, не растерялась. Я очень за неё рада. Когда услышала об этом происшествии, переживала за неё. Представляла, какие эмоции она пережила, как ей было тяжело. Чуть-чуть бы правее – и он мог сбить и пост, и дежурная осталась бы под машиной. Слава богу, этого не случилось, и поезд цел: она спасла государственное имущество и сама 
жива-здорова.
Одно качество героини подруга не назвала, но оно очевидно: скромность. Про свой поступок Альмира Мансуровна говорит так:
– Это моя работа. Мы постоянно повторяем правила действий в чрезвычайных случаях. У меня это в голове. Мы должны быть бдительными и готовыми ко всему. На этой должности я восемь лет, а общий стаж в дистанции пути – 32 года. Наша задача – обеспечить безопасность движения поездов и автотранспорта. Для меня это главное, и помню об этом всегда, – заключает свой рассказ настоящая героиня Альмира Ахметзянова.

Мнение мастера
– Потом, когда всё восстановили, машину убрали, посмотрел по следам «Урала» и ещё раз убедился, что обошлось всё малой кровью: ещё бы метр – полтора правее – он бы снёс всё, и саму дежурную тоже, – рассказывает Александр Мажаев. – Тогда заградительную включить было бы некому, поезд бы вышел из кривой, и даже если бы машинист применил экстренное торможение, я считаю, что столкновения было бы не избежать. Да что столкновение? Шёл «налив» – гружёные цистерны, тут бы полыхнуло – жуть! Она крушение предотвратила.
А когда начальник Нижневартовской дистанции пути Алексей Аввакумов ночью приехал на переезд, они с Александром Мажаевым сразу дали оценку действиям Альмиры Мансуровны:
 – Умница, не растерялась, всё сделала правильно и оперативно, – говорит мастер Мажаев. – Она грамотный дежурный по переезду, собранная, очень давно работает, опыт большой. Когда она дежурит, я спокоен, – с восхищением продолжает Александр Михайлович. – Очень ответственная женщина, не сидит в помещении. Зимой она постоянно на переезде с лопатой. Летом что-то красит. Ей не надо говорить, что делать, она знает свою работу. Вы посмотрите, в каком отличном состоянии переезд! Моё мнение, что она заслуживает поощрения от начальника дороги.

Автор: Геннадий Горда


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»