Людмила Поликарпова признана лучшим руководителем среднего звена в 2011 году. В свое время Людмила Поликарпова пошла по стопам отца и поменяла профессию педагога на работу на железной дороге. Но педагогические навыки не забыты – сегодня она является не только лучшим руководителем среднего звена на сети, но и любимым наставником молодых специалистов.
Из самых запавших в душу детских воспоминаний перед Людмилой Поликарповой особенно ярко встает одна картина. Тогда они жили в деревне, возле железнодорожной станции Ташеба, в 10 км от Абакана в сторону Ачинска. И вот, под полуденным солнцем, маленькая Люда бежит на станцию – мама всегда в это время отправляла ее отнести отцу обед…
– Отец проработал на станции составителем поездов 27 лет, висел на подножке хвостового вагона и формировал составы, – вспоминает она. – Я любила к нему приходить, приносила покушать, но главное – иногда мне позволяли потихоньку зайти в комнату дежурного по станции. Я стояла и слушала, как завороженная, его переговоры с машинистом, который в это время едет где-то далеко, но выполняет все его команды. А потом я подходила к окну, из которого была, как на ладони, видна вся станция…
Тогда она и не мечтала о карьере на железной дороге. Но сегодня поездной диспетчер Людмила Поликарпова руководит движением на одном из самых напряженных узлов Западно-Сибирской железной дороги – станции Алтайская.
Все в голове!
Единый диспетчерский центр управления перевозками (ЕДЦУП) – святая святых железной дороги. Здесь, в одном из кабинетов, находится рабочее место Людмилы Поликарповой. На ее столе несколько компьютерных мониторов с разноцветными линиями, отображающими движение далеких поездов. Красные – это пассажирские поезда, желтые – грузовые составы, коричневые – составы, идущие в разборку. Здесь же и никогда не умолкающий телефон с включенной громкой связью.
– Располагайтесь, – гостеприимно говорит Людмила Дмитриевна.
На мой осторожный вопрос, не помешает ли ей присутствие корреспондента, она отвечает просто: «У диспетчера все в голове, вы мне не мешаете».
– И ничего не записываете? – удивляюсь я. Диспетчер показывает огромный лист формата А1. Это, объясняет она, основной инструмент управления узлом – график исполненного движения, на котором фиксируются все данные. Но все равно, основную, оперативную информацию поездной диспетчер держит в памяти.
Оживает селектор. Дежурный по станции Кузнечная просит на полчаса отправить бригаду на сборку рельс. «До 6-го километра тридцать минут выпускайте», – отвечает поездной диспетчер. Дежурный по станции – в ее оперативном подчинении, а через него – и вагонники, и составители, путейцы и локомотивщики.
– В том и состоит особенность моей работы: у меня в подчинении не один участок, как у других поездных диспетчеров, а весь узел, – объясняет мне в выдавшуюся свободную минутку Людмила Дмитриевна. – Алтайская все составы перерабатывает. Мы должны распланировать движение так, чтобы поезд пришел на станцию, был расформирован, сформирован по-новому и ушел дальше. В этом и состоит наша работа, – заключает она таким тоном, словно нет на свете работы проще.
– Сколько времени нужно этому учиться?
– Кому-то много, а кто-то сразу понимает. Мне повезло – я, можно сказать, прирожденный железнодорожник, – улыбается она и вновь поворачивается к зовущему селектору.
Педагог–железнодорожник
Людмила была в юности, как она сама говорит, девчонкой бойкой. В 16 лет получила права на управление мотоциклом, в 18 лет – автомобилем. Ездили с подругами на танцы по всем окрестным селам, Люда была за рулем. Везде девушка все успевала, такой уж был у нее характер. После школы поступила в педагогический техникум. Оканчивая четвертый курс, уже растила сына. И пошла на работу через неделю после получения диплома – в детский сад, воспитателем и музыкальным работником, куда определила и ребенка. А потом, буквально через год, устроилась на железную дорогу – зарплаты педагога в 68 руб. ни на что не хватало.
Начинала на магистрали осмотрщиком вагонов. Несмотря на то, что отец был железнодорожником, о выборе профессии с ним не говорила. Но судьба так распорядилась, что пошла по его стопам. Работала на открытом воздухе, в мороз и жару. И «заработала» хронический бронхит. Врачи посоветовали поменять профессию.
– Но с «железки» уходить я не собиралась, – рассказывает Людмила Дмитриевна. – Сначала села товарным кассиром, в теплое, уютное помещение. Но такая спокойная работа мне никогда не нравилась. Я делала все свои дела, а потом убегала к дежурному по станции – как в детстве, смотрела на поезда, слушала переговоры с машинистами.
Со временем Люда изучила всю работу дежурного по станции. Где-то случалось ответить по рации, это была такая романтика для девушки! Людмилу постепенно ввели в курс дела, разрешали поработать под присмотром. Она приходила поучиться иногда и ночью. И вот, в одну из таких ночных смен, незнакомый женский голос в эфире услышал ревизор Абаканского отделения Красноярской дороги Станислав Захаров. Естественно, он знал всех дежурных по станции и задал вопрос, что за новый дежурный работает? Ситуацию объяснили, и ревизор пришел к Людмиле.
– Он мне говорит: все, дорогая, вот тебе месяц на обучение, и ты садишься дежурной по станции Ташеба официально, – смеется Людмила Дмитриевна. – Я отвечаю: как, я же ничего не умею! Так и попала в дежурные по станции. И проработала до 1998 года. Образования железнодорожного не было, считала, не нужно…
Но муж Людмилы, Евгений, работавший к тому времени начальником станции, настоял на том, что ей нужно учиться. Заочно она поступила в Иркутский государственный университет путей сообщения. И сразу же ей предложили стать диспетчером по станции Абакан.
А в 2000 году мужа и Людмилу пригласили на собеседование в Новосибирск на соискание должностей поездных диспетчеров, которое они оба прошли с честью. Так и оказалась Людмила Поликарпова здесь, и выросла от диспетчера разных участков до диспетчера крупного узла.
Но самым главным достижением жизни считает она то, что вырастила за все эти непростые годы двоих сыновей и дочку, а теперь нянчит внука и внучку.
Диспетчер–наставник
– Педагогическое образование мне до сих пор помогает. Хотя сейчас педагогом не пошла бы работать, – рассуждает Людмила Дмитриевна. – Но учеников я много уже обучила. Сколько – не считала. Диспетчеры приходят к нам не с улицы, наш узел считается сложным.
– Диспетчер… – зовут по громкой связи. Это дежурный по станции Большая Речка обращается к поездному диспетчеру с проблемой: на станции перестал работать один из светофоров, горит красный в то время, как должен гореть разрешающий, зеленый. Некоторое время, короткими фразами, они обсуждают ситуацию.
– По приказу поедем, если что, – говорит Поликарпова и отключается.
– Что-то серьезное? – спрашиваю.
– Бывают такие ситуации, когда устройство не срабатывает, – отвечает диспетчер. – Но на дороге все устройства – для того, чтобы исключить столкновения и аварии. Поэтому поезд невозможно отправить на красный сигнал, надо убедиться, что там не лопнул рельс, и перегон свободен. Только тогда мы имеем право отправить состав принудительно, по приказу.
Она делает серию звонков по селектору, раздает распоряжения. Через несколько минут – снова селектор. Со станции Большая Речка докладывают: в светофоре механики СЦБ заменили лампу, теперь он исправен, и состав можно отправлять по зеленому. За много километров диспетчер скоординировала действия разных служб, и вот результат – можно ехать!
…Уже после визита в ЕДЦУП я отыскал одного из бывших учеников Людмилы Поликарповой, старшего дорожного диспетчера Вадима Дудкина. Она была его наставником в 2006 году, когда работала поездным диспетчером на участке Алтайская – Карасук.
– До того я начинал работу на участке Алтайская – Артышта, дальше на ее участок пришел, – вспоминает Вадим Леонидович. – Помню, как она помогала буквально во всем. Она очень грамотный руководитель.
Сейчас ученик превзошел учителя, став старшим дорожным диспетчером. Но он по-прежнему благодарен Людмиле Дмитриевне.
– По сути, работа на узле – мужская, а она с честью с ней справляется, и получше остальных, – говорит он. – Это как в домино – можно одну костяшку толкнуть и все повалится, а можно строить и строить домик дальше. Я благодарен ей за поддержку и тот опыт, который она мне передала.
…Детская мечта Людмилы Поликарповой сбылась. За многие километры приходят в движение локомотивы, отправляются на задание люди, все это делается по одному слову этой сильной, волевой женщины. Большая власть, но и ответственность лежит на ней, которую не все выдержат. Но она, диспетчер по призванию, оказалась на своем месте в жизни.
В досье
Станция Алтайская, расположенная в городе Новоалтайск, является крупным узлом Западно-Сибирской железной дороги. Сегодня здесь созданы все условия для ускоренного пропуска составов из порожних полувагонов в Кузбасс и формирования поездов повышенного веса и длины с углем, а также продукцией промышленных предприятий с востока в западные регионы страны. Ежегодно станция Алтайская увеличивает отправление поездов весом более 7 тыс. тонн. Так, в первом квартале этого года здесь сформировано 1857 тяжеловесных составов.
Автор: Андрей Чернобылец
Forum with id 24 is not found.