Доска почета отраслевой конкурс


Случай на 4041-м километре

Случай на 4041-м километре

Николай Нижник, машинист электровоза локомотивного эксплуатационного депо Боготол
Красноярский железнодорожник

Столкновение пассажирского поезда №240 сообщением Москва – Владивосток с легковым автомобилем вне зоны переездов могло произойти 3 июня на перегоне Зеледеево – Кача. Но беды не случилось благодаря локомотивной бригаде другого поезда.

Сухая сводка железнодорожных происшествий за прошедшие сутки гласила, что столкновение предотвратили локомотивщики пассажирского поезда, которые якобы вовремя заметили, что на пути застрял тот злосчастный внедорожник. Но когда мы начали выяснять детали происшествия, стало понятно, что заслуга в предотвращении столкновения принадлежит совсем другим людям. Ими оказались машинист электровоза локомотивного эксплуатационного депо Боготол Николай Нижник и его помощник Андрей Шотов.

 

Джип в негабарите

Нижник и Шотов работают в грузовом движении. В ту ночь они вели свой поезд по нечётному пути и в районе 4041-го километра, следуя по подъёму, заметили легковой автомобиль, неизвестно каким образом оказавшийся в негабарите второго пути. Переезд? Да нет здесь никакого переезда!

Николай знает все перегоны своего плеча наизусть, ведь без малого 25 лет работает электровозником на западном направлении и, кажется, мог бы с завязанными глазами проехать по дороге и без ошибки назвать все участки со всеми их особенностями. На 4041-м километре никогда не было даже подобия переезда. Там даже зигзага примыкающей автодороги нет рядом. Машинисту моментально стало понятно, что водитель автомобиля попытался несанкционированно пересечь железнодорожные пути в месте, не предназначенном для таких манёвров. И, конечно же, застрял.

Внедорожники нередко подводят своих хозяев. Вернее, даже не в машинах здесь дело. А в излишней самоуверенности водителей, которые думают, что на своих мощных авто с высоким дорожным просветом могут проехать где угодно. Такая самоуверенность толкнула двоих авантюристов на грубейшее нарушение правил – на пересечение железной дороги в неположенном месте. Передние колёса кое-как переехали один рельс, а дальше машина уже не смогла двигаться ни вперёд, ни назад.

Николай Нижник предвидел, что по встречному пути, на котором и застрял автомобиль, к опасному участку должен выйти поезд. И тут же увидел свет фар локомотива, приближавшегося из кривой.

– Внимание! Чётный поезд, принимайте все меры к экстренной остановке! На дороге автомобиль! Принимайте все меры к экстренной остановке! – кричал он по связи бригаде встречного, минуя диспетчеров и дежурных, так как была дорога каждая секунда.

Машинист пассажирского поезда своевременно среагировал на сигнал коллег и применил экстренное торможение, благодаря чему удалось избежать столкновения. Скорость движения на этом участке составляет от 60 до 70 километров в час. Тормозной путь пассажирского состава находился в пределах от 800 до 900 метров. Машинисту удалось затормозить за 100 метров до возможного столкновения. Позднее бригада Нижника узнала, что машину сталкивала с путей чуть ли не вся поездная бригада и даже добровольцы из числа пассажиров. Происшествие дало задержку движения двух поездов.

А что могло случиться, если бы поезд Нижника и Шотова прошёл чуть позднее? Специалисты говорят, что много чего. И гибель горе-автомобилистов, и порча пути и локомотива, и сход поезда, и травмы заснувших на верхних полках пассажиров.

Кстати, в апреле прошлого года в Хакасии на перегоне Усть-Бюрь – Ербинская поезд столкнулся с автомобилем «Уаз», водитель которого тоже подумал, что российскому внедорожнику вполне хватит мощи, чтобы пересечь железнодорожные пути в не оборудованном для этого месте. К счастью, поезд оказался грузовой, а водитель вовремя покинул машину. Но ведь его действия нанесли железной дороге материальный ущерб!

 

«Выполняли обязанности»

– Мы уже вызвали бригаду Нижника, – встречает меня улыбкой нарядчица депо, с порога опознавшая во мне журналиста. – Сейчас носки достирают и прибегут, – шутит она.

В кабинете исполняющего обязанности заместителя начальника депо по эксплуатации Игоря Крякова идёт довольно эмоциональное совещание по формированию бригад. Мне кивают, чтобы я присел, и в течение следующих 15 минут я слушаю производственную повестку дня.

По градусу разговора начальника с машинистами-инструкторами боготольских колонн чувствуется, что бригадных кадров в депо всё же не хватает. А молодёжь надо закреплять за ветеранами. И надо обкатывать на машинистов кандидатов, которые имеют хороший опыт, но ходят в звании помощников, не имея охоты к профессиональному росту. Тут же получает внушение помощник, не желающий ладить с машинистом, за которым его закрепили.

И чувствуется, что корреспондент «КЖ» вроде как подвёл деповчан, что бригада Николая Нижника сейчас явно нужна в кабине локомотива, но из-за моего приезда ей пришлось поменять график поездок.

Решаю на время покинуть совещание и отправляюсь в отдел кадров.

– Мы хотели наградить бригаду Нижника – Шотова, – говорит заместитель начальника депо по кадрам Юрий Прохоров, распечатывая для меня объективки на героев дня. – Подали в дирекцию тяги информацию на награждение. Но не знаем, получится что-то из этого или нет. В дирекции сказали: «И что тут такого? Ну молодцы и молодцы. Бригада попросту выполняла свои обязанности». А лично я считаю, что ребят необходимо поощрить.

Кстати, никаких наград за почти 25-летний срок вождения локомотивов и 27-летний общежелезнодорожный стаж машинист Николай Нижник не имеет. Хотя и характеризуется руководителями исключительно в положительном ключе.

Иван Варнаков, исполняющий обязанности машиниста-инструктора третьей колонны, в которой трудится бригада Нижника, подтверждает:

– Николай Васильевич входит в число самых опытных машинистов депо. Обкатан на все серии локомотивов, использующихся на Красноярской дороге в грузовом движении. Пользуется заслуженным уважением среди товарищей.

Отмечают и человеческие качества машиниста.

– Для меня Николай прежде всего скромный, ответственный и очень исполнительный человек. Никогда не будет задавать лишних вопросов, получая задание. Надо значит надо. Не лидер, но никогда не ходил в отстающих. Из таких состоит костяк любого депо, – отрывается наконец от своего совещания Игорь Кряков. – И помощник подобрался ему под стать. Андрей Шотов у нас тоже на хорошем счету.

Но вот Крякову докладывают, что бригада Нижника прибыла в депо, и он распоряжается выделить для беседы технический класс.

 

Сплошной домострой

Николаю Нижнику в этом году исполнится 45 лет. Но на свои годы он не выглядит – моложавый, поджарый. Ещё он чем-то напоминает казаков с картин Сурикова и Репина. Простое русское лицо, которое, по обстоятельствам, может быть суровым, а может в любой момент расплыться в обезоруживающей улыбке.

– Коля, – по-простецки представляется он.

Он потомственный железнодорожник. Отец был маневровым диспетчером. Два брата тоже машинисты, только тепловозники и трудятся в маневровом движении. Две старшие дочери замужем за железнодорожниками. Кстати, со своим зятем Виктором Одинцовым, тоже машинистом, Николай трудится в одной колонне. Нижник уже дважды дед. При этом его младшему ребёнку, сыну Ромке, в сентябре исполнится всего 12 лет. Наш герой – многодетный отец. Детей у него четверо! Три дочери с 1986 по 1990 годы рождения. Ну и любимчик Роман Николаевич «производства» 2000 года.

– Сына очень хотел, а рождались всё девчонки да девчонки. Вот и дал себе с женой задание дождаться сына во что бы то ни стало, – за его улыбкой не поймёшь, какова здесь доля шутки.

Какого-то особого хобби у нашего героя нет. Работа и большая семья совсем не оставляют времени на увлечения. Рыбалка на Чулыме да таёжные походы по грибы-орехи-ягоды – вот и всё, что удаётся реализовать между поездками и главным многолетним занятием Николая – строительством дома.

Несколько лет назад Нижник решил самостоятельно выполнить индивидуальную жилищную программу своей семейной артели – поставил сруб 8 на 10 метров. И теперь стремится к финишу задуманного строительного проекта. Его мечта – свить настоящее фамильное гнездо и собрать всех родных под одну большую крышу – постепенно осуществляется.

Андрей Шотов, как и его напарник, – коренной боготолец. Андрею на днях исполнится 35. Как и Николай, он окончил местное железнодорожное ремесленное училище, но после армии пошёл работать в органы внутренних дел. Служить выпало в ОВД Ачинска. А так как милицейская служба подразумевала ненормированный рабочий день, а каждая поездка из Боготола и обратно занимала минимум два часа, времени на семью (у Андрея сын-школьник и дочь дошкольного возраста) почти не оставалось. Вот тут и пригодилось полученное в юности квалификационное удостоверение помощника машиниста. И в 2008 году он пришёл в депо, чтобы навсегда связать свою жизнь с железной дорогой. Между прочим, Андрей тоже ведёт строительство – делает пристройку к своему дому.

В одной бригаде Нижник и Шотов работают три месяца. Но поскольку они друг друга знают много лет, дружат семьями.

– Почему некоторые считают, что работа работой, а дружеские отношения нужно оставить где-то за кабиной локомотива? – рассуждает Николай. – Дружба работе не мешает. Это же хорошо, когда ты во всём доверяешь напарнику и готов поручиться за него.

Похоже, это рассуждение и раскрывает секрет успеха одной из лучших локомотивных бригад Боготольского депо.

– Главное, чтобы техника на перегоне не подвела, – добавляет Андрей.

– И чтобы руководство не только ставило передовиков и героев дня в пример остальным работникам, но и поощряло их материально, – заключаю я в надежде, что в дирекции тяги всё-таки сочтут правильным премировать бригаду, предотвратившую серьёзную аварию.

Автор: Роман Кайгородов


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»