Доска почета отраслевой конкурс


Дирижёр коленного сустава

Дирижёр коленного сустава

Максим Новиков, хирург отделения травматологии дорожной клинической больницы Санкт-Петербурга
Октябрьская магистраль

Двухэтажное здание отделения травматологии дорожной клинической больницы знакомо многим петербуржцам. Непослушные суставы, переломы, растяжения связок – поток пациентов сюда не прекращается ни днём, ни ночью. Наиболее распространённый недуг – больные колени. Спектр заболеваний тут широк, как замысловато само строение этого хитрого механизма. Потому и профессиональные требования к специалистам в данной области повышенные, и спрос с них особый.

Главный по коленям здесь – доктор Максим Валерьевич Новиков. Блестящий хирург. А также чрезвычайно живой, незаурядный человек. Брызжущий энергией. Любящий ироничную шутку. Пересыпающий свою речь афоризмами. Все грани личности которого, даже на первый взгляд, выдают в нём натуру творческую, ищущую, с богатым жизненным багажом.


Врач

Мы находимся в операционной. На столе – больной. У него повреждение медиального мениска. Сильные боли в колене. Не может как следует согнуть и разогнуть ногу. А ведь специальность требует хорошей физической формы! Оперируемый – машинист электровоза.

– Не волнуйтесь, мой нежный друг, – смеются из-под повязки глаза хирурга, – операция не сложная. Завтра уже будете ходить!

Ходить? Через день после операции на колене? Разве такое возможно? Оказывается – да. Новиков использует самый передовой на сегодня метод лечения – интроскопию. Колено надрезается в двух местах. В одно отверстие вводится видеокамера, в другое – инструмент. Оперативно устраняется повреждение. Это позволяет избежать «большой крови» и наложения гипса. Пациент выписывается из больницы уже через два дня!

– До чего же эти операции нервное занятие, – сетует с кушетки больной, которому вводят спинномозговую анестезию.

– Готовы, коллеги? – играет пальцами в перчатках Новиков.

Над столом мерцает монитор, на котором через минуту отобразится «внутренний мир» железнодорожника.

– Начали!

Тот, кто никогда не был по ту сторону операционного стола, уверен, что зрелище это не для слабонервных. Отчасти так и есть. Но, следя за ловкостью рук, инструментов и мыслей людей в белых халатах, быстро забываешь о собственных предрассудках. Перед тобой – завораживающее действо, напоминающее виртуозную, азартную игру!

Врач прокалывает, как резиновый мячик, колено оперируемого. Вводит зонды. Экран вспыхивает цветной картинкой.

– Ну вот мы и внутри, – удовлетворённо заключает Максим Валерьевич. – Что мы тут видим?

Картинка поражает своей чёткостью и цветным разнообразием. Даже не верится, что внутри колена всё так необыкновенно. Массивные костяные образования. Связки, похожие на синтетические верёвки. Трепыхающиеся волокна, напоминающие водоросли в аквариуме. Вот нашёлся миндалевидный кусочек повреждённого мениска. Его подцепляют скальпелем, отрывают, высасывают наружу. Вот похожие на медуз, ярко-жёлтые, водянистые образования – кисты. Их безжалостно распарывают, выпускают жидкость, тоже «отправляют в утиль». Колено во время операции постоянно гнётся, поворачивается во всех возможных комбинациях. Важно обследовать все ниши проблемного сустава. Не оставить без внимания ни единой зазубринки! Наконец, работа закончена. Дефекты исправлены. Точка! Можно менять мокрые от пота халаты.


Искатель

Максим Новиков долгое время и не гадал, что станет врачом. Папа – военный, мама – профессиональная скрипачка. Единственное, что знал – хочет быть мастером своего дела, востребованным, полезным. В школьные годы играл в молодёжном театре, окончил музыкальную школу. После 10-го класса решил стать… дирижёром.

– Это был наиболее естественный выбор, – рассказывает доктор. – Весь предыдущий путь говорил, что место моё – творческое поприще. Почему именно дирижёр? Потому что дирижёр – это художник! Мы мало знаем, что на самом деле скрывается за бабочкой и палочкой в руках. Управление оркестром – это лишь вершина айсберга. Дирижёр должен прекрасно знать нотную грамоту, музыкальные произведения, инструменты, композиторов. Симфония на бумаге – это только отправная точка к воплощению в жизнь шедевра. Дирижёр создаёт любое произведение заново. От его мастерства, его умения составить нужную палитру и зависит в конечном итоге, что мы услышим со сцены.

Профессия манила. Учёба давалась легко. Но наступил 1991-й. Перспективы стали гаснуть. Пришлось задуматься: не окажется ли на улице с никому не нужным дипломом?

– Тогда и возникла Америка, – вспоминает Максим. – Моя сестра жила тогда в Сан-Франциско. Она пригласила меня погостить. И я два месяца провёл в США. Считаю, что в переломные периоды очень важно абстрагироваться, вынырнуть на время из привычной среды, посмотреть на себя со стороны. У нас всегда в семье витала мысль: хорошо, чтобы кто-то стал врачом! Я всё трезво взвесил и решил: буду врачом.

Дипломированный дирижёр поступил в медицинский университет имени Павлова. Отучился. После окончил ординатуру НИИ скорой помощи, где получил специальность «травматолог». И… отправился в Англию. Почему в Англию? Хотелось поднабраться опыта. Попробовать себя на международном поприще. Да и просто сказывался характер искателя!

В Уимблдоне снял простенькую квартирку. Устроился в больницу санитаром. Но на подхвате всю жизнь не будешь, хотелось работать по своей специальности. Сдал экзамены на знание языка. Успешно прошёл все медицинские тесты.

Казалось бы, вот он, вожделенный докторский халат. Вот они, новые пространства! Но как не всякие обстоятельства способен переломить человек, так и не каждая дорога ему предназначена. Дома, в Петербурге, возникла ситуация, которой нельзя было пренебречь. После четырёх лет «лондонских каникул» Максим вернулся на родину.


Культуртрегер

Любые дороги не случайны. И любой полученный опыт полезен.

– Что Вам дали эти четыре года в Англии как врачу? – спрашиваю. – Что Вы вынесли в профессиональном плане?

– Особое впечатление произвела культура трудовых отношений, – рассказывает Максим Валерьевич. – Крайне ответственное отношение к выполняемому делу. Отсутствие личного момента в рабочем процессе. Там нет эмоциональных порывов, нет «у меня плохое настроение» или «я сейчас не хочу». Большое значение уделяется внешнему виду сотрудников.

Неопрятный вид или немытые волосы – это нонсенс! Чистое рабочее место – единственно возможная норма. Очень хорошо Великобританию в этом смысле характеризует известный анекдот. «Как научиться делать такой же аккуратный газон, как у вас?» – спросил иностранец англичанина. «Всё просто, – ответил тот, – нужно лишь триста лет подряд каждый день подстригать его на два сантиметра». И другой важный момент – коммуникация врача с пациентом.

Экзюпери как-то сказал: «Даже если когда-то наука дойдёт до того, что любую болезнь можно будет определить по капле крови, это не заменит мне простой беседы с лечащим врачом». Больному очень важно это общение. Важно быть выслушанным, понятым. Это влияет и на диагноз, и на самочувствие пациента. В Англии, к примеру, каждые полгода врачи проходят обязательный коммуникационный тренинг. У нас, к сожалению, этого не хватает.


Железнодорожник

Рынок травматологов в Петербурге довольно плотный, найти место было сложно. Новиков упорно обходил больницу за больницей, пока не пришёл в дорожную.

– Тут мне повезло, – рассказывает собеседник. – Заведующий отделением Мамед Султанович Шайхзаде посмотрел на меня и говорит: «А давай попробуем». Взял сначала на четверть ставки. Затем на половину. А потом и на полную. Сначала я работал как травматолог широкого профиля. Но профессиональная стезя привела меня к гуру коленного сустава – профессору Игорю Александровичу Кузнецову. Я начал ассистировать ему. Набираться опыта. И скоро сам переквалифицировался на лечение колена.

Сегодня Новиков – единственный хирург в дорожной больнице, проводящий интроскопию коленного сустава. Лечит мениски, деформирующий артроз, повреждённые связки, хрящи. Работает с азартом, интересом и той самой неисчерпаемой энергией, что который год движет им в его преодолениях и достижениях.

– Вы – опытный специалист. Но всё-таки это трудно – проводить столь тонкие операции? – интересуюсь напоследок.

– Я бы не сказал. Как и в любой профессии, здесь есть свои нюансы. Например, важно пространственное мышление. Смотришь на экран – и должен ясно представлять, что происходит в организме больного, куда направлять

инструмент. В остальном, как говорится, дело техники.

– А что для Вас, лечащего врача, является наибольшей благодарностью, наградой?

– Как и для любого – это вылеченные пациенты. Например, всегда вспоминаю такой случай. Я спешил на электричку. И вдруг развязался шнурок. Я резко затормозил, чтобы завязать его. И в это время мимо, едва не сбив, как паровоз,

пронёсся молодой человек. Ещё подумал: он добежит, а я, наверное, уже нет. Но успел. А когда вошёл внутрь вагона, этот самый парень, здоровый и быстроногий, поздоровался и сказал, что когда-то лечился у меня. Я вспомнил его. Это действительно было приятно.


Кстати:

В последнее время число пациентов с жалобами на колени увеличилось. Причины тому – ускоренный ритм жизни, чрезмерное увлечение спортом. Поэтому несколько советов от врача для здоровья колен. Держать мышцы в постоянном тонусе, то есть двигаться (но не перегружать их). Носить удобную обувь. Посещать бассейн. И контролировать свой вес.

Автор: Сергей Прудников


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»