В 1947 году по призыву Свердловской железной дороги из города под названием Турбов, что находится в Винницкой области, на западе Украины, в Свердловск приехал молодой девятнадцатилетний паренёк. На Урале он и остался. 56 лет Василий Безвершук отдал Свердловской магистрали. Корреспонденту газеты «УМ» выдалась возможность с ним пообщаться.
Екатеринбургский учебный центр № 1. И хотя помощники машинистов из других городов торопятся на автобусы и электрички после лекций к своим родным и близким, они решают остаться, чтобы побеседовать с Василием Григорьевичем, бывшим машинистом электровоза.
Уютный класс. Все парты заняты. Я вижу, с каким интересом парни смотрят на ветерана-железнодорожника.
Машинист – моё призвание
Василий Григорьевич садится за учительский стол, внимательно рассматривает лица присутствующих. Улыбается по-доброму и начинает беседу рассказом о себе и своём трудовом пути.
– Я приехал издалека. После окончания Великой Отечественной войны был призван на Свердловскую железную дорогу в локомотивное депо станции Свердловск-Пассажирский. Начал с кочегара на паровозе. После трёх месяцев работы меня направили на учёбу в дорожную техническую школу. Вскоре паровозы сменились на тепловозы. Я проработал на железной дороге 56 лет, 38 из которых – машинистом.
Локомотивное депо для меня – второй дом. К моему сожалению, нас, стариков, почти никого в живых не осталось. В День Победы, 9 мая, меня пригласили на встречу в Дом культуры железнодорожников имени Андреева. Из старых кадров – почти никого. Лишь два фронтовика живут по сей день: я и Мухин. Нас сменила молодёжь – перспективная и целеустремлённая. Те, у кого в будущем ещё всё впереди.
Василий Григорьевич часто приходит на беседы в учебный центр. Зачем? Чтобы пожелать ребятам успехов. Чтобы рассказать о трудных ситуациях, которые могут подстерегать машинистов и их помощников в работе.
– Профессия машиниста – это очень серьёзно, – рассказывает Василий Безвершук, – поймите следующее: мы с вами находимся в том же ряду, что и лётчики пассажирских авиалайнеров, капитаны больших кораблей. Это наша обязанность: отвечать за безопасность огромного количества пассажиров. И перед тем как принять для себя решение стать машинистом, необходимо ответить себе на вопрос: а смогу ли я? Моё ли это призвание?
Слух, зрение… и хорошее настроение
– Поверьте мне, старику-разбойнику, – говорит Василий Григорьевич, – для машиниста очень важно следить за своим физическим и душевным здоровьем. Работать вам будет очень интересно. Но сложных ситуаций и стрессов будет немало. Вам нужно быть крайне внимательными, осторожными и собранными, – напутствует ребят Василий Григорьевич. – Слух, зрение – всё должно быть в абсолютной норме. Да и дома всё должно быть в порядке. На работе думайте только о том, что делаете, а не о семейных неурядицах и проблемах. Материальное благополучие, семейное счастье, любимая интересная работа – всё это имеет огромную ценность и вес для каждого из нас, машинистов.
Во время беседы Василий Григорьевич рассказывает о чрезвычайных ситуациях, о проблемах и сложностях, с которыми сталкивался он и его коллеги. Всё это непременно пригодится будущим машинистам: ведь учиться не на своих, а на чужих ошибках всегда проще, чем попадать в неприятные ситуации
самому.
– Мы очень гордимся тем, что такая легендарная личность, как Василий Григорьевич, – наш выпускник, – рассказывает Татьяна Кашина, заместитель начальника Екатеринбургского учебного центра № 1. – Весь наш педагогический коллектив благодарен ему за познавательные встречи с молодёжью. Ветеран Великой Отечественной войны, опытный машинист с огромным трудовым стажем, он оказывает нам неоценимую помощь, проводя беседы с будущими специалистами. Только в этом году Василий Григорьевич посетил наш учебный центр несколько раз для того, чтобы поделиться своим жизненным опытом, знаниями заслуженного машиниста. Мы всегда искренне рады встрече с ним. Хочу пожелать ему здоровья, бодрости духа
и радости.
Василий Григорьевич – действительно легендарная личность. Журналист Николай Дубинин написал о военных годах его жизни документальную повесть «Разведчик Четвёртого прапора».
Несмотря на свой юный возраст, Василий Безвершук стал фронтовиком, участником Великой Отечественной войны. Два года жизни он провел в немецкой оккупации в Турбове. А потом – плен, концлагерь, побег, партизанский отряд в Чехословакии, участие в операциях разведгруппы, серьёзное ранение, госпиталь и, наконец, возвращение на Родину в 1945 году.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Елена Климова, корректор газеты «Уральская магистраль»:
– Мне было десять. Книгу «Разведчик Четвёртого прапора» я отыскала у бабушки в шкафу. Кто такой разведчик, я знала, а прапор – нет. И из любопытства села читать.
Сказать, что книга меня захватила, сказать, что она потрясающая, – значит не сказать ничего. Я сама будто оказалась в Турбове, когда объявили о войне, когда «даже мальчишки почувствовали беду – такую большую, что от неё, как от тучи, сразу померкли и солнце, и день, и нехитрые ребячьи радости». Негодовала, видя, как объявившиеся в Турбове предатели хлебом-солью встречают захватчиков, «по-собачьи» заглядывая им в лицо. Видела листовки на заборах «Смерть немецким оккупантам!» и восхищалась неизвестными героями, которые расклеивали их, рискуя жизнью. Смотрела, онемев, как немцы ломают вишню, чтобы съесть пару спелых ягод, как грабят чужие дома, стреляют в евреев, вешают «предателя» Цюпу, который нашёл мужество высказать в лицо врагам то, что думает о них, вешают – у всех жителей на виду, в назидание... А потом – Васю и партизанский отряд обнаружили в лесу. Их поймали. Расстреливали. И добивали – каждого. По пуле в голову. А Васе попали в руку. Он чудом остался жив. Я плакала над книгой и думала: «Неужели всё это было на самом деле? Неужели было – и ведь было, правда, и так недавно!»
Краткость, немногословность рассказчика. Короткие, отрывистые предложения – как выстрелы, и каждый – точно в цель. От этой будничности буквально стынет кровь в жилах, когда читаешь: «Потом переселили их [евреев] со всего городка на одну улицу. Кровь там текла непрерывно. Соседнее село Прилуку, в котором жили преимущественно евреи, немцы сожгли»; «Бывало, человеку уступят место [пленному на верхней полке], а он залезть не может. Ему помогали, сообща втаскивали наверх. Постонет бедняга в тепле и затихнет. Утром глянут, а ему уже ничего не надо... С утра до вечера вывозили немцы на большой машине покойников из лагеря»; «– Я ничего не сделал. Я просто шёл по лугу. Разве за это можно стрелять? – Немец промахнулся. Угодливо протрещали автоматы полицаев. Мужчина упал».
Я не сомневалась ни секунды в том, что всё в этой книге – правда. (Хотя о том, что её герой не выдуман, узнала буквально неделю назад.) Правда страшная, правда горькая, правда необходимая. Пока есть такие книги, можно надеяться, что мы никогда не забудем своей истории и людей, которым мы обязаны жизнью. И напоследок повторю вслед за её автором: пусть вечным примером людям будут те, кто стоял за свободу своей родины, как партизаны Четвёртого прапора, как русские солдаты всех времён.
Татьяна Антропова, заведующая общежитием ЕУЦ № 1:
– Это очень интересный человек, повидавший жизнь. Он много испытал. На его ошибках и жизненном опыте можно учиться. Он прожил интересную, яркую, наполненную событиями жизнь. Он хорошо, относится к молодёжи, пытаясь оградить их от возможных ошибок. Он никогда не отказывает и с удовольствием и радостью проводит с ними наставнические беседы. Каждый раз его слушают с огромным удовольствием и интересом. Один наш курсант под впечатлением от встречи с такой легендарной личностью сочинил песню на военную тему. Он исполнил её после встречи с Василием Григорьевичем 9 мая на конкурсе ко Дню пограничника в нашем общежитии.
Автор: Наталия Тимофеева
Forum with id 24 is not found.