У него две ипостаси. Первая – машинист электровоза третьего класса. Вторая – слесарь испытательной станции с высочайшим – седьмым! – разрядом. Причём он водит локомотив, который… сам и собрал по винтику.
Во время многочисленных поездок по Курганскому региону с различными осмотрами я всегда обращал внимание на этого человека. Движения спокойные, уверенные, чувствуется основательность и абсолютное знание своих обязанностей… Честно говоря, он, уверенно расположившийся в «командной рубке», напоминал мне космонавта, который летит к звёздам. Именно в Сергее Козлове я всегда чувствовал настоящего машиниста.
Локомотив-салон для перевозки специалистов отделения во время объезда он знает как свои пять пальцев, поскольку сам принимал участие в создании машины. Тогда Козлов работал на испытательной станции, имел квалификацию «слесарь седьмого разряда» – немыслимо высокую! «Семёрку» ему дали за мастерство и тягу к усовершенствованию. Изготовлением «гибрида» занимались умельцы под руководством Бориса Егорова: они собрали его из четырёх машин – ЧС2, ВЛ10, ВЛ8 и Р2. «Основной» локомотив разобрали до основания, сделали в нём два салона, поставили высоковольтное, вспомогательное оборудование. Специалистам пришлось изрядно повозиться, зато в результате получилась чудо-машина, некий эталон-гибрид. Кстати, это был первый опыт подобного рода: раньше мотрисы собирали на базе ЧС3. Чертежи новинки разрабатывал Анатолий Плотников, а Козлов со своими ребятами доводил машину до ума, делал всё, чтобы в ней было не тесно, комфортно, по-домашнему уютно. Гибрид местные кулибины создали за очень короткое время: не прошло и четырёх месяцев.
Вместе с Козловым сидим в мотрисе. Пассажиров здесь ждут мягкие кресла в салонах. Окна дают прекрасный обзор. Есть туалет, другие удобства для кратковременной поездки. Машина исправно возит специалистов по объездам, и никто даже не задумывается о том, что машинист Сергей Козлов – тот самый, что самолично собирал мотрису по винтикам.
Сначала в локомотиве вместе с командирами отделения ездили начальники дороги, приезжавшие в Курган с осмотром. А сейчас на ней разъезжают курганские специалисты-железнодорожники вместе с начальником региона.
– Ездить приходится много, но отказов никогда не было, – говорит Сергей Козлов. И в этих словах чувствуется гордость за свой труд.
Заместитель начальника ЮУЖД по Курганскому региону Сергей Домосканов называет Козлова Кулибиным – по фамилии знаменитого в России умельца. Козлов так комментирует прозвище:
– Я работал в депо на тепловозах и на испытательной станции. И всё время, чтобы полностью проверить электрическое оборудование и двигатели локомотива, что-то придумывал, изобретал. Например, создал вентиляцию для испытания тяговых двигателей.
Спрашиваю его: – Для чего он, этот вентилятор?
– Чтобы лучше работал тяговый двигатель, чтобы все мельчайшие нюансы были видны и слышны. К старой схеме мы «привязывали» новую, которая дополняла и помогала.
– Долго придумывали? – интересуюсь у Козлова.
– Соображали всей бригадой. Я что-то подсказывал, додумывал, а дорабатывали вместе. Конструкторы у нас все были умные и готовые принимать предложения.
Сергей Викторович помнит их всех, не забыл имена и отчества. Говорит, Николай Васильевич Рыбин до сих пор работает, а Анатолий Михеевич Плотников уже на пенсии.
С чего начиналась жизнь Сергея Козлова на «железке»? Спросил об этом в надежде услышать, что мой герой из династии железнодорожников. Оказалось, ничего подобного, начинал «с чистого листа». В 1977 году окончил ГПТУ-1, получил профессию машиниста электровоза. Отслужил в армии и пришёл уже не на электровоз, а на тепловоз. Потом несколько лет трудился на стройке ради будущего семейного жилья: тогда на Курганском отделении много строили хозяйственным способом, зато каждый год сдавали рекордное количество квадратных метров. После такого «отпуска» трудился слесарем по ремонту подвижного состава. Определял неисправности оборудования, потом их устранял.
– Мы предотвращали будущие отказы. А это очень важно, чтобы локомотив не остановился в пути. Какие-то двигатели отправляли обратно на завод, какие-то доводили до ума в депо, – рассказывает Козлов.
После строительства мотрисы Сергей начал водить «родную» машину.
– Штучный вариант всегда должен быть под контролем того человека, который его создавал. Вот я по предложению зама по эксплуатации Виктора Николаевича Грибанова и поменял работу.
Сергей Викторович не пропустил ни одного объезда, всегда был при деле. А благодарностью служили «спасибо» и рукопожатия руководителей Южно-Уральской железной дороги: Юрия Михайловича Дьяконова, Анатолия Семёновича Левченко, Владимира Ильича Молдавера. С нынешним руководителем дороги Виктором Алексеевичем Поповым Козлову ездить не приходилось – у того свой «салон».
В своей семье он тоже Кулибин. Что-то мастерит, ремонтирует, работает на даче. Как говорит его жена Вера Александровна (кстати, тоже работница депо), муж у неё мастер на все руки. Дети пошли по стопам родителей. Младший сын, Максим, работает помощником машиниста. А старший, Денис, начинал вагонником, но сейчас тоже учится на помощника машиниста.
Козлов любит говорить, что всё, к чему прикоснулись его руки, стало для него золотым. Ведь в них вложен труд машиниста удивительного электровоза, почётного железнодорожника и просто Кулибина...
Автор: Вячеслав Аванесов
Forum with id 24 is not found.