Высокий черёмуховый куст, в тени которого мы укрылись от солнца с Андреем Ильиным, источает по округе терпкий запах весны, сыпет на нас лепестки своих соцветий. Мы встретились с Андреем Валерьевичем сразу же после его очередной поездки в одном из дворов иркутского микрорайона Ново-Ленино, расположенного почти вплотную к станции Иркутск-Сортировочный.
Словно сговорившись
Время от времени со стороны железной дороги долетают сигналы локомотивов. Как только раздаётся очередной гудок, Андрей Валерьевич инстинктивно поворачивается в сторону железной дороги и, сделав паузу, уходит от главной темы нашего разговора, стараясь перевести его в другое русло.
– Вы лучше напишите о Михаиле Байгушеве, работающем, как и я, машинистом электровоза в эксплуатационном локомотивном депо Иркутск-Сортировочный, – говорит он. – Прошедшей весной Михаил стал героем. На станции Батарейная он вместе со своим сыном вызволил из беды маленькую девочку. Она опрометчиво попыталась выбраться на прогулку из окна второго этажа. Неизвестно, чем бы закончилось это путешествие, если бы не Михаил. Девочка оступилась с подоконника и удерживалась на шестиметровой высоте, зацепившись за электрический провод и упираясь одной ногой в подоконник. В итоге спасательной операции, проведённой Байгушевыми, она была вовремя подхвачена ими на руки. Зато Михаил всю ночь не мог унять дрожь в коленях от пережитого... Кстати, случай с девочкой произошёл в тот же день, о котором идёт речь у нас...
– Но и вы ведь тоже не допустили промаха, – заметил я, пытаясь заставить собеседника вспомнить подробности эпизода из его рабочей поездки шестого апреля этого года, когда он со своим помощником Иваном Гоняком провёл поезд под упавшим в бурю на контактную сеть листом профнастила. – Не случайно же вам вручены именные часы начальника дороги.
Это была обычная работа
– Конечно, обстоятельства, которые тогда возникли, обычными назвать нельзя, – вспоминает Михаил. Но и геройства, на мой взгляд, особенного не было. С Иваном мы выполняли свои должностные обязанности, обусловленные Правилами технической эксплуатации. В тот день мы вели пассажирский поезд №63 Иркутск
– Минск. Стоявшая с утра хорошая погода стала меняться на глазах. Для нас это не было неожиданностью. В ходе предрейсового инструктажа нас предупредили, что, по данным синоптиков, ожидается ветер до 20 метров в секунду и следует быть начеку. Что вот-вот разразится буря, мы поняли, когда сделали двухминутную остановку на вокзале Иркутск-Сортировочный. Прямо в лоб локомотиву подул порывистый ветер, весь горизонт затянуло дымкой и резко потемнело.
Восстанавливая в памяти события, Андрей рассказывает, что как только поезд отошёл от вокзала Иркутск-Сортировочный, сразу же ударил мощнейший шквал, замельтешили снежинки, по ветровому стеклу поползла снежная каша. Но что ветер для электровоза... Машинист стал прибавлять скорость. И тут заметил: на уровне контактной сети возникло летящее тёмное пятно. Чуть подался вперёд и понял, что это большой предмет, напоминающий очертаниями лист профнастила, который, словно огромная птица, на наших глазах сделал несколько кувырков в воздухе и опустился на контактный провод.
– Когда я визуально зафиксировал этот предмет, то до него оставалось всего около трёхсот метров, – продолжает Андрей. – При скорости 50 км/ч, которую мы набрали, поезду делов на несколько секунд. А это означало: даже применив экстренное торможение, мы обязательно зацепим лист пантографом, и он начнёт сгребать в кучу, словно бульдозер, устройства контактной сети. И ничего другого не придумаешь. С пути поезду не сойти. Но тут меня осенило в буквальном смысле этого слова. Будто кто-то подсказал, что надо просто опустить токоприёмник и обесточить электровоз.
Со слов Андрея я представил, как это произошло. В тот момент прозвучало несколько щелчков кнопочных выключателей на панели управления электровоза. Ударив о крышу локомотива, опустился токоприёмник и замолкли двигатели.
Андрей вспоминает, что всё происходило как в замедленной съёмке. Вот обесточенный электровоз приближается к предмету, который действительно оказывается листом профнастила, и благополучно проскальзывает дальше. Теперь вопрос: как пройдут вагоны? Но и они благополучно миновали опасный участок.
– Такого подарка мне не подкидывала погода все 23 года работы в кабине электровоза, – качает он головой. – Хотя 17 лет назад я имел возможность познакомиться с последствиями другой бури. Тогда порывами ветра была повалена железнодорожная опора на обходном пути в районе станции Иркутск-Сортировочный, а я в тот момент как раз ехал на электровозе. Но мы с помощником успели заметить опасность издалека и остановили поезд. В поездках бывало всякое. Приходилось бороться с загоревшимися буксами и возгораниями электропроводки. А однажды мне пришлось привести со станции Суховская на станцию Иркутск-Сортировочный состав, используя одну секцию локомотива – другую отключил главный выключатель. Правильно говорят, что какой бы надёжной и современной ни была техника, только человек может обеспечить стопроцентную гарантию безопасности на путях. Главное, на железной дороге надо соблюдать бдительность и не «ловить ворон». Про эти основные постулаты мне постоянно напоминали мои наставники Павел Прокопьевич Михайлов и Валерий Павлович Долгих, которым я очень благодарен за уроки профессионализма. Один из них обкатывал меня в помощники машиниста электровоза, а другой – в машиниста.
По дедовой стезе
– На железную дорогу, – рассказывает Ильин, – я пришёл по велению души. Заразился ею ещё в детсадовском возрасте, глядя на своего деда Александра Семёновича и бабушку Галину Петровну. Дед водил поезда. Сразу же после войны он приехал вместе со своей железнодорожной частью с фронта и «гонял» паровозы по Кругобайкальской железной дороге, доставлял вагоны со строительными грузами для сооружения прямого железнодорожного пути от Иркутска через перевал к Слюдянке. А потом, демобилизовавшись, остался здесь жить и работать. Однажды он меня взял с собой на экскурсию по Иркутскому водохранилищу. Показал, где проходит затопленный участок Кругобайкалки... Вот тогда-то и сказал, чтобы я держался поближе к железной дороге. Деда уже нет, но совет его помню. А бабушка работала кондуктором в поездах, курсировавших на участке от Тулуна до Тайшета. Они часто вели разговоры о безопасности, о том, что машинист должен в любой ситуации действовать адекватно обстановке и не терять контроля.
Окончательное и бесповоротное решение о работе на железной дороге Андрей принял в 10-м классе. Однажды, чтобы узнать получше работу машинистов электровоза, напросился у своего знакомого в поездку. Тот взял. Совпало, что это был праздник – Новый год. В тот раз его Андрей встретил на железнодорожном мосту возле станции Кимильтей. Дальше было дело только в учёбе. Поступил на помощника машиниста в Нижнеудинское профтехучилище. Окончил его. Немного поездил помощником машиниста в локомотивном депо Иркутск-Сортировочный, пошёл в армию, а отслужив, вернулся на это же предприятие.
– Работой доволен, – говорит Ильин. – Благодаря ей имею достойную заработную плату, надёжных друзей, ну и увлечения.
За впечатлениями – в небо и в горы
Когда удаётся выкроить свободный от работы и домашних дел день, Андрей по возможности старается проводить его на полевом аэродроме, расположенном рядом с селом Оёк, что недалеко от Иркутска. Если там прыжки – прыгает. А когда пилотажный день – летает на спортивно-тренировочном «Як-52».
– За плечами шесть прыжков с парашютом, а на самолёте налетал свыше ста часов, – рассказывает он. – Уже освоил многие фигуры высшего пилотажа, не только «бочку», «плоский штопор», «колокол», «мёртвую петлю». Теперь вот подкрадываюсь к «абракадабре» – одной из сложнейших фигур. Правда, полёты и прыжки – удовольствие не бесплатное. Но дружба с небом того стоит. И что немаловажно, занятия этими видами спорта позволяют мне держать себя в хорошей физической форме и принимать ответственные решения.
– И дались тебе эти самолёты? – подначивают иногда его коллеги. – Ты на железной дороге по путям «летаешь» не хуже. Где со скоростью 80 км в час, а где и под сто...
– А вы попробуйте – и поймёте, почему летаю, – отвечает он.
Андрея я понимаю. Он вырос под звуки винтокрылых и реактивных самолётов, производящих взлёт и посадку на аэродроме Иркутского авиационного завода.
– Я, как и большинство мальчишек, тоже был заражён небом. – продолжает он. – Но всё же мечтал надеть форму железнодорожника.
В семье же у них все заядлые туристы. С женой Евгенией, дочкой Александрой и сыном Ильёй каждое лето Андрей совершает пешие походы на Хамар-Дабан. Пусть дети любят природу и путешествия. Дочка ещё не определилась, кем будет в жизни. А сын, окончивший седьмой класс, уже знает. Мечтает после окончания школы водить поезда, так же, как отец и прадед.
– Он уже со мной и в поездке был, – даёт знать Андрей Ильин, – только в пассажирском вагоне. Думаю, что это ему на руку. Со мной согласна и его прабабушка, которая спит и видит Илью в форме железнодорожника.__
Автор: Александр Иванов
Forum with id 24 is not found.