Доска почета отраслевой конкурс


Профи фейсконтроля

Профи фейсконтроля

Алексей Жихарев, инспектор отдела технологического контроля пригородной пассажирской компании «Черноземье»
ГУДОК

Инспектор отдела технологического контроля пригородной пассажирской компании «Черноземье» Алексей Жихарев помог задержать двух злоумышленников, подозреваемых в подготовке терактов на железной дороге.

Началось всё с ориентировки. Полиция распространила описание троих мужчин, которые могли готовить преступление. У правоохранительных органов была информация, что с 20 по 29 мая подозреваемые должны были отправиться на Юг России через Воронежскую область. Помимо основных примет правоохранители просили обратить внимание на то, что эти путешественники могут снимать на фото или видео железнодорожные объекты, расспрашивать о них местных жителей.

«Прочитав ориентировку, я запомнил приметы и старался обращать внимание на подозрительных людей при сопровождении поездов. Насчёт одного злоумышленника говорилось, что у него смещена носовая перегородка и поломаны уши. На той неделе у нас были выезды, и во время одной из командировок я их увидел…» – вспоминает Алексей Жихарев.

Дело было 25 мая. На станции Елец Алексей Жихарев и его напарник Юрий Рыков в 4.10 утра сели в пригородный поезд Елец – Грязи-Орловские, состоявший всего из двух вагонов. Под видом обычных пассажиров инспекторы должны были проверить работу разъездных билетных кассиров.

Алексей зашёл в вагон, занял свободное место и ждал кассира, но тут заметил двух парней…

«Перед посадкой на вокзале их точно не было, да и на перроне я их не заметил. Видимо, забрались с путей в последнюю минуту, чтобы не попадаться на глаза полиции. Пока шли по проходу, переговаривались между собой шёпотом, а заняв места, сделали вид, будто не знают друг друга», – рассказывает Жихарев.

Один из подозрительных пассажиров надвинул на глаза бейсболку и поднял воротник куртки, второй закрыл лицо полями панамки и надел капюшон ветровки. Оба пристроили свои сумки и сделали вид, что спят. Жихарев вспоминает, что при виде парней на него накатило чувство стопроцентной уверенности: они!

Тут уж было не до сохранения инкогнито. Алексей подошёл к напарнику, рассказал об увиденном, и вместе они решили, что подтвердить или опровергнуть подозрения важнее, чем до конца поездки следить за работой кассиров в вагонах.

Тогда инспекторы стали проверять билеты у всех пассажиров вагона и в итоге добрались до подозреваемых. Как положено, представились работниками пригородной компании и попросили предъявить проездные документы.

«С билетами у них было всё в порядке, – продолжает рассказ инспектор. – Куплены они были за полную стоимость, это позволило определить пункт назначения. Стало ясно, что едут ребята до Липецка. Это шло вразрез с ориентировкой, ведь поезд шёл не на юг, а на восток. Зато под описание подошли оба. Кстати, они сами внимательно изучили наши документы, а свои показать отказались, но мы и не имели права требовать. Такая просьба с нашей стороны была продиктована стремлением проверить – покажут или нет. Но зато во время беседы мы разглядели у одного переломанный нос с ушами».

Укрепившись в уверенности, что перед ним двое из трёх разыскиваемых, Алексей вышел в тамбур и позвонил по указанному в ориентировке телефону, а также своему руководству. Перед остановкой в Липецке Алексей приметил, что парни готовятся к выходу, достают из сумок сменные куртки.

«Прямо у дверей вагона пассажиров ждали полицейские и пара товарищей в штатском, – завершает свою детективную историю Жихарев. – Я видел, как они отвели парней в линейный отдел. Потом нам сказали, что это были именно те, кого искали органы».

Алексей окончил электромеханический факультет Ростовского госуниверситета путей сообщения. «Помню, с братом шли на вокзал в Лисках, чтобы разъехаться в разные стороны на учёбу: я – в Ростов, он – в Москву, в МИИТ. Родители и дед-ветеран у нас – железнодорожники, поэтому вопрос, куда пойти учиться, не стоял», – говорит инспектор.

После вуза по распределению он попал в Воронеж. Работал слесарем, а затем инженером в локомотивном депо Воронеж-Курский, тогда же решил получить второе образование – поступил в Воронежский государственный университет.

В то время Алексей умудрялся совмещать вечернюю учёбу с двумя работами. С восьми утра до 17 часов в депо, затем – дорога до университета. Занятия – до девяти вечера, а потом в ночной клуб – до четырёх утра. Но не развлекаться, а именно работать. Как раз в ночном клубе он развил в себе способность предельно концентрировать внимание и мгновенно сопоставлять мелкие факты.

«Стоял на фейсконтроле. Надо было быстро оценить человека, чтобы решить, пропускать его или нет, – вспоминает Алексей. – Часто помогали шутки. Если человек охотно шутил в ответ или просто улыбался, значит, пришёл отдыхать. А если что-то невнятно бормотал или реагировал неадекватно, с оскорблением, то его проще было сразу развернуть, чем потом выпроваживать».

Естественно, при такой работе не обходилось без проверки нервов на крепость и способности действовать в экстренной ситуации. Помогало даже владение рукопашным боем. Но когда дело дошло до разборки с огнестрельным оружием, одного умения защитить себя и других от агрессивного гостя было мало. Как раз про такой случай и рассказал Алексей: «Как-то раз отдыхал у нас крупный бизнесмен. Ему надоело слушать много раз подряд одну и ту же музыку, которую заказывала компания за соседним столом. Он попросил диджея «сменить пластинку», соседи заволновались и потребовали включить старую композицию по новой. Спор оказался коротким: бизнесмен схватился за пистолет, оппоненты тоже оказались вооружены. Благо стрелять сразу не начали, у них вышла лишь какая-то возня с оружием. Мы вмешались, растащили их, отвели бизнесмена в подсобку, а сами отправились успокаивать пьяную компанию, которая его активно искала. Через некоторое время приехала охрана бизнесмена – он вызвал её по телефону. Тогда накал страстей и погас».

После таких приключений и пары часов сна пришлось снова идти на работу в депо. Алексей признаётся, что работать одновременно охранником и железнодорожником было трудно, зато он сумел без помощи родителей обеспечить себя, а в 25 лет купил квартиру и женился. Кстати, с супругой он познакомился в локомотивном депо. Когда оно ещё было единым, они просто общались. Но когда произошло разделение на ремонт и эксплуатацию, Алексей и Наталья, работая на разных предприятиях, стали чаще встречаться и в конце концов поженились. А чуть больше года назад у них родилась дочка Даша.

«Жене я сразу сказал, что отличился и представлен к награде, – признаётся Алексей. – Для неё это аргумент, что на работе я занимаюсь делом. С моими частыми командировками она меня порой ревнует. А тут представил ей наградные часы от начальника ЮВЖД и письменное доказательство о том, что даже в четыре утра был на посту, а не где-нибудь ещё».

Автор: Сергей Михалёв


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»