Доска почета отраслевой конкурс


Саров в кольце огня

Саров в кольце огня

Владимир Васильев , бульдозерист восстановительного поезда Канаш Горьковской железной дороги
Волжская магистраль
Победитель Конкурса 2012 года

В 2010 году волна пожаров охватила пол-России.

В какую-то минуту Владимир потерял мастера из виду, и ему показалось, что это конец. Вот только что Сергей кричал: «Не останавливайся, вспомни, как мы с тобой зимой на лыжне побеждали!» И Владимир делал еще несколько шагов. «Тебе нужно победить, чтобы вернуться за машиной!» И он снова бросался вперед. «Кто будет кормить твоих дочерей?» И он успевал уклониться еще от одного падающего с неба огненного клока…

И вот сейчас Владимир Васильев замер, закрыл глаза и сложил руки крестом: «Господи, пусть Сергей выберется! Спаси хотя бы его!»

В спину резко толкнуло: «Вова, это я, Серега! Мне привиделось: справа бортовой УАЗ!»

Они закрутились на месте. На самом деле ничего, кроме огня и рваного неба, увидеть было невозможно. Только мутное пятно солнца иногда выплывало из дыма. И все же Васильев двинулся за мастером. Через четверть часа и сам он отчетливо – как на рентгене – увидел сквозь горелые стволы контуры маленького грузовика, который, казалось, медленно уплывал от них вдаль. Оба закричали, потом еще… Только бы машина не оказалась брошенной, только бы в ней были люди!

Когда Владимир дотронулся руками до капота УАЗа, он рухнул без сознания.

...Как это могло случиться, и что это было? Наказание, которое выпадает непонятно за какие движения души? Игра провидения, подарившего второе рождение неизвестно за какие заслуги? Испытание Всевышнего, из которого он же и вынес тебя на крыльях? Размышляя об этом, Владимир Васильев, человек самой земной судьбы, поневоле становится философом.

ДЭТ, дружище!

Деревенский парень, машинист бульдозера, работяга. Два десятка лет назад Владимир устроился в отдел рабочего снабжения на станции Канаш Горьковской железной дороги – экскаваторщиком. Женился, родил двух дочек. Зарплаты стало не хватать. Подрядился на север в Ямало-Ненецкий округ строить школу: грузил песок, щебенку, стройматериалы, чистил снег. Но и там перестали платить. Вернулся в родную Чувашию.

Вспоминает: встал в тот день на пешеходном мосту через железнодорожные пути и долго смотрел сверху на новенькие трактора за сетчатым забором – здесь база восстановительного поезда. Вот бы ему такой трактор! Горы можно свернуть!

Решился прийти на прием к начальнику поезда Валерию Ивановичу Казначееву. Надо признать – такому работнику руководитель был рад, знал его по ОРСу: аккуратный, исполнительный, дисциплинированный. Дал гусеничный бульдозер ДЭТ-250. Сама по себе техника тяжелая. «Осилишь ли, Васильев?» Тот кивнул – человек он не очень разговорчивый.

Тягач устанавливают на платформе. Работать приходится, можно сказать, в воздухе: подняться по ступеням, спуститься... Операции – только по команде, которую передает рация. Чуть ошибся – твоя техника с платформы набок. Это сейчас ДЭТ для Васильева игрушка, слушается, как преданный пес. А вначале долго притирались друг к другу.

Бульдозеров в восстановительном поезде Канаш три. Есть еще два крана, два вагона- электростанции, гидроустановка для подъема локомотивов-вагонов: домкраты, насосы. Есть еще автомобиль «Урал», тоже напичканный всякими полезными штуками вроде накаточных башмаков и приспособлений для быстрого подъема состава при аварии – автомобиль этот для работы на близких и некрупных сходах.

Все это обслуживает три десятка человек: машинисты кранов и бульдозеров, помощники машинистов, стропальщики, сварщики, электромонтеры, даже проводницы пассажирских вагонов есть. В «штатное» время их канашский штаб – это новое красивое здание со шпилем (находка проектировщиков, вписавших сооружение в местный архитектурный ансамбль с расположенным рядом православным храмом).

А вот во «время Ч» восстановительный поезд – почти автономная структура, которая может со своими запасами несколько дней прожить хоть на Луне. Задача его – поднять, поставить на пути сошедшие с рельсов вагоны и локомотивы и как можно скорее открыть движение.

Патрулируемый участок Канашского восстановительного – Алатырь, Канаш, Чебоксары, Новочебоксарск... Но, если случается, он готов идти в любом направлении.

Случается не часто, к чести железнодорожников. В 2012-м выезжали один раз – на 581 км перегона Канаш – Шоркистры. Сошла пустая цистерна. На рельсы ее поставили быстро.

Хотя выезды восстановителей на договорные работы (к путейцам, связистам, эсцебистам
и др.) – дело будничное. Таких выездов за последние полгода было 49. Кранами перемещали тяжеловесные грузы, дважды заменяли вагонные замедлители для хозяйства автоматики и телемеханики, бульдозеры делали планировку полосы отвода.

Кстати, полоса отвода – конек Владимира Васильева. Работник работнику рознь – это хорошо знает и бригадир. Один отпланирует полосу отвода красиво, гладко – как отутюжит, а у другого – ямы да кочки. Так вот, полоса, спланированная Васильевым и его ДЭТом, – «картина маслом», как выражаются машинисты электровозов, для кого и расчищает обзор Владимир. Он не бездумно толкает отвал бульдозера – огромный нож-скребок на передней части машины. Он чутко ловит момент: где отвал приподнять – если «под ногами» низинка, где опустить – если наезжаешь на пень с корневищами. Мало того что получается «красота от души». Важнее, что выкорчеванный сегодня пень завтра не даст поросли и не сведет всю работу насмарку.

Верховой пожар

Тот августовский вызов в кабинет начальника поезда не сулил особых тревог. Нужно было сменить бригаду коллег, отработавшую неделю на пожароопасной территории в Мордовии. В командировку с двумя коллегами: Олегом Федоровым и мастером по тягловой технике Сергеем Григорьевым отпустили и Владимира Васильева.

Любопытная деталь: говоря о работе, Васильев все время употребляет это слово: «меня отпустили стропальщиком», «отпустили на планировку», «отпустили чистить снег». Он – как сжатая пружина: всегда готов к выполнению задания.

На августовских заповедных пожарах перед бульдозеристами Канашского восстановительного поезда поставили задачу – расчищать лесные просеки на территории лесного заповедника. Добавим существенное: заповедника, расположенного на границе с закрытым административно-территориальным объединением города Саров. Уже одно название города знающим говорит о многом: Российский Федеральный ядерный центр и кольцо лесного огня – вещи несовместимые.

Далее – телеграфным стилем из представления к правительственной награде. Учитывая нарастающую сложность пожароопасной ситуации, бригада работала без отдыха вторые сутки подряд.
С заходом солнца отдохнуть не удалось. Бойцы МЧС залили в трактор солярку, и человек
с большими звездами на погонах попросил: «Еще немного, ребята! Героями будете!» За тяжелую ночь в непроходимом лесу трактором восстановительного поезда Канаш была расчищена для пожарных машин Министерства чрезвычайных ситуаций просека длиной 4 километра. Работы проводились в сложных условиях – в непосредственной близости от разворачивающегося низового пожара, переходящего в верховой.

Утром ветер резко переменил направление, и верховой пожар стремительно развернулся в сторону работающих людей. Бригада тушила пожар из одной имеющейся в прикрытии цистерны с водой, а Владимир Васильев продолжал срезать отвалом деревья.

Когда огонь окружил место работы и стало понятно, что бороться с ним нет возможности, Васильев направил трактор в редколесье, чтобы спасти его. В раскаленной кабине, сбивая языки пламени, он вывел машину к болоту. Выпрыгнув из загоревшейся кабины, бульдезерист вместе с мастером Сергеем Григорьевым несколько часов выбирался из окружения огня.

Благодаря оперативной и грамотной оценке сложившейся ситуации, взвешенным, четким и умелым действиям в условиях, угрожающим жизни, бригада, противостоявшая огню, выполнила свою задачу – остановила волну пожаров близ Сарова.

8 июня 2012 года в Президентском зале Нижегородской ярмарки состоялось торжественное вручение государственных наград полномочным представителем президента РФ в Приволжском федеральном округе. Медаль «За отвагу» вручена бульдозеристу восстановительного поезда Канаш Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Владимиру Германовичу Васильеву.

За отвагу

– О геройстве не было даже мысли, – говорит сегодня Владимир. – Больше того, когда медики привели в сознание, первая мысль была: я – преступник! Бросил в горящей тайге технику!

Целые сутки они с Сергеем Григорьевым пытались получить у высоких генералов разрешение вернуться за трактором. Не жалея сож-женного горла, Васильев просил: «Пустите! Я запомнил место. Я его найду».

Им запретили: лес полон «карандашей» – выгоревших изнутри деревьев, готовых обрушиться от малейшего колебания почвы. Трактор вывезли позже. Сегодня он стоит в Канаше – в трех метрах от восстановительного поезда: израненный герой, которому предстоит серьезное лечение. Отмытый и прикрытый новым холстом, он похож на бодрящегося ветерана: даже краска кое-где сохранилась. Это удивительно, потому что пожарная водовозка МЧС, которая прикрывала бригаду восстановителей, сгорела полностью.

А в Канаше жены и матери железнодорожников приходят, чтобы погладить железные бока трактора – машина приняла на себя самое страшное. Женщины узнали о случившемся только по возвращении героев: в основном из репортажей центрального телевидения. Особо не расспрашивали, лишь еще раз проверили тайные кармашки с молитвами, которые зашиваются в рабочие спецовки любимых. Они знают: в восстановительных поездах не любят рассказывать байки о своей работе.

Автор: Лариса Андрюшина


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»