Доска почета отраслевой конкурс


В споре со временем

В споре со временем

Анатолий Карпилянский, старший осмотрщик вагонов ПТО Иркутск-Сортировочный
Восточно-Сибирский путь

Он не сразу нашёл свою железнодорожно-вагонную стезю. Помните, в популярной песне 60-х: «Как провожают пароходы, совсем не так, как поезда...». Карпилянский не только помнит, но и прекрасно знает, как управлять речным пассажирским судном. Несколько лет Анатолий бороздил водную гладь северной красавицы Лены на маршруте Осетрово – Киренск – Осетрово на своей «Заре».


Отдать швартовы


Иногда приходится слышать житейско-философское словосочетание «неслучайная случайность». В том, что 12-летний Толя Карпилянский «заболел» речным транспортом, есть влияние великой силы настоящего искусства, а точнее – кинематографа.


Как и все мальчишки тех лет, он, конечно же, любил фильмы Леонида Гайдая, Георгия Данелии, Эльдара Рязанова. По нескольку раз мог смотреть похождения неповторимого Шурика, мечтательного Мимино, бескорыстного Юры Деточкина. Со временем ему стали более интересны простые житейские картины.


Особенно по сердцу пришёлся герой фильма «Родная кровь» Владимир Федотов в блистательном исполнении Евгения Матвеева. Душу трогали сцены, в которых моторист парохода «Добрыня» с замиранием сердца смотрел на высокий речной берег, пристально высматривая фигурки любимой женщины и её ребятишек.


– Вот говорят, не сотвори себе кумира, – размышляет Анатолий Александрович. – А ведь положительные герои нужны каждому из нас, особенно в детстве. Без них жизнь становится пресной, лишается едва ли не главного – жизнеутверждающего тонуса...


После окончания восьми классов он решил стать речником. В родном Барнауле соответствующих учебных заведений не было. Самое ближайшее речное училище располагалось на севере Иркутской области, в городе Усть-Куте.


– Ну, Толя, тебе самому решать, – подвёл черту на семейном совете Карпилянский-старший. – Раз надумал, езжай, мы с матерью будем надеяться, что всё у тебя получится.


На утренней «Заре»


Приехал Карпилянский в город Усть-Кут пассажирским поездом и с некоторым удивлением обнаружил, что местная железнодорожная станция называется Лена, а тамошний речной порт – Осетрово. Соответственно, и кузница рабочих кадров именуется не иначе как Осетровское речное училище...


Незаметно, как вода в реке Лене, пробежало время учёбы в этом училище. В 1987 году он получил диплом техника-судоводителя.


– Не буду кривить душой, работа речника мне нравилась, – вспоминает Анатолий Карпилянский, – до армии и после неё мне довелось поработать рулевым мотористом на пассажирском теплоходе «Заря».


Это незатейливое речное судно для жителей отдалённых поселений Усть-Кутского и Киренского районов Иркутской области было едва ли не единственным способом добраться до «большой земли».


Смена вех


Но наступили, как сейчас принято говорить, лихие девяностые. На Лене резко сократилась интенсивность не только грузового, но, что поразительно, пассажирского движения. Не то чтобы жить – существовать людям было нелегко. Рулевой Карпилянский и его коллеги по работе вдруг стали не нужны на севере.


К тому времени Анатолий Александрович уже был женат, у него росла дочь. Безденежье стало просто невыносимым. Пришлось искать лучшей доли в других «палестинах». Так дипломированный речник с ленского фарватера обосновался в 1991 году в славном городе нефтехимиков Ангарске. Ему поначалу везло. Удалось купить квартиру в районе стадиона «Ангара» и найти подходящую работу.


– Диплом техника-речника выручил, – считает мой собеседник, – устроился наладчиком токарных автоматов на Ангарский электромеханический завод. Но заводской этап в жизни Карпилянского оказался непродолжительным.


Железнодорожник во втором поколении


Напасть издержек 90-х годов не миновала и Ангарский электоромеханический. Новых заказов стало поступать всё меньше и меньше. Благоприятных перспектив соответственно у завода не было.


– И тут меня осенило, – признаётся Анатолий Карпилянский. – Ведь у меня отец и мама трудились на Западно-Сибирской железной дороге. Почему бы и мне не попробовать свои силы, но только уже на ВСЖД?


В одной из газет Ангарска он прочитал объявление о том, что вагонному депо Иркутск-Сортировочный требуются специалисты рабочих специальностей.


– Пойдёте работать на пункт технического обслуживания вагонов? – осведомился кадровик депо, после того как перелистал трудовую книжку Карпилянского.


Анатолий, долго не раздумывая, дал согласие. С тех пор прошло двадцать лет. Он скоро почувствовал не только технологическую строгость работы осмотрщика, но и серьёзные социальные гарантии тружеников депо.


И никогда за эти десятилетия у Карпилянского не было даже ни малейшего желания искать лучшей доли в другом месте. Как говорится, от добра добра не ищут.


Шипы и розы


– Только не подумайте, что весь трудовой путь вагонника Карпилянского сплошь усыпан одними нежными розами, – предупреждает мой собеседник. – Острых шипов, то есть проблемных вопросов в повседневной работе, хватало, да и сейчас хватает. Мы, осмотрщики, являемся заложниками времени. В среднем на обработку поезда уходит от 40 до 50 минут. Наш чётный ПТО даёт гарантию безопасного проследования грузовых составов до Забайкальска, Карымской и Наушек. Главная проблема – некачественные литые детали вагонов. Ответственность колоссальная. Тут уж или грудь в крестах, или голова в кустах...


ПТО Иркутск-Сортировочный явно не обделён вниманием разного рода проверяющих, начиная от участковых ревизоров по безопасности движения и службы вагонного хозяйства и кончая специалистами аппаратов РБ и ЦРБ. Так что расслабляться иркутским осмотрщикам никак нельзя. В смене Анатолия Карпилянского 22 специалиста. Средний возраст – 35 лет. И на каждого из них старший осмотрщик может положиться, как на себя. Кадровый костяк коллектива составляют Валерий Никитин, Андрей Квасюк, Алексей Кремнёв.


По словам Анатолия Александровича, ему повезло на наставников. Что не имя, то мэтр вагонного дела: старший осмотрщик Пётр Дмитриевич Давыдов, старший слесарь-автоматчик Александр Васильевич Красовский...


– Кстати, пять лет назад я стал штатным наставником в нашем депо, – говорит Карпилянский и в подтверждение этих слов показывает соответствующее удостоверение. – На подходе молодая поросль. Радуют практиканты с курсов ДЦО Вячеслав Стюгин и Рустам Шарипов. Я бы с удовольствием взял обоих в свою смену.


Не работой единой


– Наш Анатолий Александрович – человек с общественной жилкой, – говорит заместитель начальника ВЧДЭ-8 по кадрам и социальным вопросам Николай Воронин. – Уже пять лет он избирается председателем цехового комитета профсоюза, входит в комиссию по трудовым спорам профкома депо. 17 июня в нашем чётном ПТО Иркутск-Сортирвочный появился буфет. Осмотрщики, конечно же, довольны. Его открытие произошло по инициативе Карпилянского.


У Анатолия Александровича двое детей. Не так давно рядом с отцом стала работать оператором чётного ПТО старшая дочь Алеся, студентка-заочница Ангарского государственного технического университета. Сын Никита учится в 10-м классе.


– Как знать, быть может, и мой сын продолжит когда-нибудь нашу трудовую династию, – предполагает Карпилянский. – Во всяком случае, хотелось бы в это верить...


И ещё одна сторона его личности – спортивная. В молодости Анатолий серьёзно увлекался хоккеем с шайбой. Своему увлечению он не изменяет и сейчас. Правда, теперь он ограничивается посещением игр Высшей хоккейной лиги (ВХЛ) с участием ангарского «Ермака».


– Видели, какую великолепную хоккейную арену выстроили в нашем городе? – интересуется Анатолий Алексанндрович. – На ней нужно выступать только успешно. В прошлом сезоне наши ребята заняли почётное четвёртое место. Думаю, что игровой потенциал «Ермака» не исчерпан. Талантливых игроков в Ангарске хватает. Возьмём того же Александра Попова, ставшего чемпионом мира на последнем мировом чемпионате. С 1998 года он выступает за омский «Авангард». Между тем свою хоккейную карьеру Саша начинал в родном Ангарске.


На прощание Карпилянский философски заметил:


– Мы все по большому счёту находимся в споре со временем. И для того чтобы выиграть этот спор, надо просто любить своё дело и людей, которые рядом.

Автор: Борис Ступин


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»