Опять на колёсах, опять по «железке»
Впрягли мы в работу пятьсот лошадей.
Маршрутом на Питер от станции Лиски
Уходим надолго от жён и детей.
…На плечи вагона взвалили турбину,
Раздался тележек надорванный стон,
И вскрикнул металл, зажимая махину,
И стихли в объятьях четыреста тонн.
Эти строчки из стихотворения недавнего мастера вагона-транспортёра Льва Мартынова, поэтизирующие уникальную работу его товарищей-коллег, наверное, когда-нибудь станут песенным гимном людям, возродившим предприятие, словно Феникс-птицу, из пепла. Уникальные… Не всякий коллектив назовёшь-поименуешь этим определением, обозначающим явление редкое, единственное в своём роде…
Но для тридцати лискинских механиков транспортёров сочленённого типа, возглавляемых Григорием Рохманом, иного определения, пожалуй, и не подберёшь. Потому что занимаются они и делом неординарным, стратегическим, государственной важности. И делают его с ювелирной точностью, где допуск в погрузке 500-тонного изделия, превышающий 5 миллиметров (!), может стать роковым. И без натяжек можно сказать: их не заметным, но незаменимым трудом прирастает индустриальная и военная мощь России. А сами они с гордостью говорят: «По нарастающей востребованности наших транспортёров-тяжеловозов мы раньше и зорче других видим степень развития страны».
И техника у них такая же уникальная, как и они сами. Или это она сделала их такими, «под себя»? Транспортёры… Все вместе их на лискинской базе застать практически невозможно. Как и людей этой редкой профессии. «Мы никогда не бываем вместе. У меня и младшая дочь родилась, когда я находился в длительной служебной командировке». В этой необидчивой самоотверженности слов начальника вагона-транспортёра Сергея Здора – суть «жизни на колёсах» всего коллектива, уходящего ради дела «надолго от жён и детей». Сегодня из трёх десятков механиков я застаю в Лисках лишь четверых вместе с их начальником Григорием Рохманом. А кто-то из них сейчас колесит по Сибири и Дальнему Востоку (возили грузы и для Китая, Ирана, Индии), другие разгружаются в порту Санкт-Петербурга, иные со своим многотонным грузом спешат к Сургутской ГРЭС, других с нетерпением ждут стройплощадки Нововоронежской АЭС-2, Белоярской АЭС…
Транспортёр-двухсотсорокатонник – не самый мощный из их техники. И хотя «старичок» ещё тот – 23 года трудяге стукнуло! – мощью своей внушительной впечатляет, будто бронепоезд среди фарфоровых вагончиков-сувениров. Но и он отстаивает на запасном пути последние часы – завтра уйдёт в рейс вместе с оставшимися четырьмя механиками. Перед рейсом – обязательное ТО с непременной заменой тормозных колодок. Иначе нельзя: груз стоимостью миллиарды рублей нужно довезти заказчику ласково, словно по бархатному пути.
Рассказывают: «На магистралях ОАО «РЖД» мы чувствуем себя спокойно, уверенно. А вот на путях не общего пользования … Был случай, когда начальнику вагона-транспортёра на одном солидном заводе выдали заведомо ложные данные о состоянии кривой. При выходе из цеха с 400-тонным грузом кривая оказалась меньше заявленного 150-метрового минимума. Изделие накренилось так, что одна сторона тележек оторвалась от рельсов и… Беды не случилось лишь благодаря бдительности, высочайшему профессионализму и железной настойчивости Григория Рохмана и механиков Николая Ушакова, Сергея Солодовникова, Александра Злобина. Пришлось даже вызывать специалиста отраслевого НИИ, чтобы он профессионально подтвердил несоответствие размеров кривой. Тогда горе-поставщики чуть ли не батальон специалистов вызвали, которые за ночь увеличили злополучную кривую до требуемых размеров.
Из песни слова не выкинешь, было и такое: на станции перед входом на промплощадку одной из строящихся АЭС механикам вместе с начальником вагона-транспортёра пришлось с рулеткою отшагать более 16-ти километров, чтобы потом сказать руководителям дороги: «Мужики, вы кого обманываете? Ваши данные по кривым – это наш путь под откос и в тюрьму».
«Мы сделали себя сами и хотим, чтобы нас уважали». Такими словами объясняет нерушимую принципиальность коллектива его руководитель Рохман. И за этими словами его – нечто большее, чем радение за безопасность движения и сохранность уникального груза. За ними – выстраданная гордость за коллектив единомышленников, выросший из… руин.
- Так оно в буквальном смысле и было, - вспоминает драматические особенности рождения своего коллектива Григорий Рохман. – После развала Союза мне, тогдашнему приёмщику рефдепо Лиски, поручили выехать 9 марта 1999 года на Украину, на станцию Запорожье-Левое, где базировалось единственное в СССР подразделение по перевозке крупногабаритных грузов. Вчерашняя «сестра-республика», сделавшаяся «незалежной», сбагрила-«подарила» нам 36 подзаборных транспортёров, ни один из которых не был рабочим. Причём, самому «юному» уже в ту пору было 23 года, а старичку – далеко за 30-ть перевалило. В общем, перегнали мы это калечное стадо в Лиски, а тут и перепрофилирование нашего рефдепо не ко времени подоспело. Из сокращаемых механиков рефпоездов подобрали мы два десятка самых-самых. Закатали рукава и, что называется, по болтикам стали собирать «стальных коней» своих. Из четырёх один получался. Словом, на выходе из 36 транспортёров лишь 8 в рабочий строй встали: два грузоподъёмностью 240 тонн, три – 400-тонные, два немецких Манна 300-тонных реанимировали и один немецкий же 500-тонный фирмы «Крупп». Эта переразборка-сборка стала для механиков наших университетом их будущего профессионализма: ведь ничто не запоминается так прочно, как обласканное руками своими…
Пока Григорий Рохман отвлекается на телефонный звонок, к разговору подключается один из его коллег:
- Перебирали мы это украинское «добро» в рефдепо Лиски. Все, вроде, равны – вчерашние рефмеханики, начальства над нами пока никакого. Глядим, Григорий Матвеевич, будто извиняясь перед ребятами за пригнанную рухлядь, тяжеленные гидравлические домкраты на спине своей вместе со всеми таскает да ещё норовит самый увесистый конец ухватить. Тогда и поняли все: этот мужик – наш, и с нами до конца пойдёт. Так, не обсуждая, и назвали его единогласно своим руководителем. И знаете – не ошиблись. Мне вот 56 лет, поработал во многих коллективах, но таких руководителей не знавал. Он для всех нас, как Суворов – и отец, и брат, и командир… Не только производственные проблемы, но и личные наши, семейные по-человечески тепло и спокойно разруливает. Его за глаза так и зовут все – комбат-батяня. На день рождения его песню с таким же названием всем коллективом на местном телевидении заказали… Помните, слова там есть – «ты сердце не прятал за спины ребят». Вот это – о нём. Золотой это человек. Нужно, так и руководителем бригады не гнушается в поездку ответственную сам поехать…
- А над нами с рождения добрый ангел-хранитель, видать, покружил, - возвращается к прерванному рассказу Григорий Рохман. – Вот, почитайте, как оценивали нашу значимость руководители компании: «Перевод механиков, обслуживающих транспортёры, в другие подразделения ОАО «РЖД» является необходимой мерой, призванной сохранить потенциал специалистов в период мирового кризиса, затронувшего и наше государство, для выполнения стратегических задач, поставленных государством перед отраслью». Значит, дальновидно передали нас в состав эксплуатационного вагонного депо Лиски. Вроде, мы и не совсем профильные для вагонников, но приняли нас – родню не всякую так принимают. Начальник депо Дмитрий Бойко и главный инженер Александр Аршинов в каждую поездку, словно детей кровных, механиков наших провожают: и транспортёры лично осмотрят, и постельное бельё чтобы безукоризненной белизны было… Ни одной нашей проблемы не обошли, ни от одной просьбы не отмахнулись Понимают руководители, что значит по 120 суток быть вдали от дома своего. Иное изделие порою по 3-4 суток грузим: работа-то ювелирная, до миллиметров нужно подогнать-выверить махину в полтысячи тонн. И механиков в такие поездки, как космонавтов, подбираю по их психологической совместимости – ведь они лицо единственного в России специфического перевозчика… А маршруты – чуть ли не по всем странам СНГ.
А это письмо, пришедшее на имя начальника ЮВЖД Анатолия Володько от генерального директора питерского объединения «Силовые машины», о лице транспортёрщиков – их руководителе, «комбате-батяне» Григории Рохмане. «За более чем 10-летний период совместного сотрудничества… завод «Электросила» с полным основанием отмечает, что депо Лиски является надёжным партнёром в перевозках тяжеловесных грузов. Все бригады, участвующие в перевозках, отличались высокой организованностью, работоспособностью, дисциплиной. Считаем необходимым особо отметить весомый вклад в дело перевозок нашей продукции начальника ПТО транспортеров сочленённого типа Рохмана Григория Матвеевича. Службы нашего завода, занимающиеся отгрузкой электрооборудования на уникальных транспортёрах, высоко оценивают его опыт, знания, оперативность, ответственность, что всегда приводило к положительным деловым решениям, приемлемым для грузоотправителя».
Согласитесь, такие оценки партнёров дорогого стоят…
А эта оценка уже из решения правления ОАО «РЖД»: «Признать победителями соревнования за 2011 год с присвоением звания «Лучший руководитель среднего звена на железнодорожном транспорте… Рохмана Григория Матвеевича – начальника пункта технического обслуживания вагонов эксплуатационного вагонного депо Лиски Юго-Восточной железной дороги».
…На месте разгрузки всё вновь повторится:
И крики металла, и скрежет, и стон.
И будут ребята работой гордиться –
Они укротили четыреста тонн.
Что ж: у ребят-транспортёрщиков, сделавших самих себя и так песенно поэтизирующих свой громаду-труд на вечных колёсах, есть чем гордиться. Как и у ЮВЖД – работой их, филигранной и основательной.
Автор: Николай Кардашов
Forum with id 24 is not found.