Доска почета отраслевой конкурс


Если бы не бригада...

Если бы не бригада...

Юрий Порываев , машинист локомотивного эксплуатационного депо Облучье
Дальневосточная магистраль
Победитель Конкурса 2012 года
29 вагонов сошли, нарушен габарит пути. Избежать бокового соударения двух поездов не получилось. С рельсов сошли вагоны двух составов и локомотив. Избежать подобных последствий удалось благодаря внимательности локомотивной бригады поезда № 1582. Машинист Юрий Порываев и помощник машиниста Николай Шумилин – старинные друзья, однако впервые оказались в одной кабине, в составе одной бригады. Поездка 4 июня запомнится им надолго. 
Все места для фотографий на Доске почета локомотивного эксплуатационного депо Облучье пусты. Лишь в центре два больших портрета. Без подписей, ни имен, ни фамилий. Этих людей все знают в лицо. Под портретами – наскоро распечатанная сводка, хроника того дня, когда обычные «мужики из депо» стали героями.
4 июня 2012 года на 8056-м километре перегона Архара – Домикан локомотивная бригада поезда № 1582 совершила непредвиденную остановку – навстречу двигался поезд, угрожающий безопасности движения на этом участке. Сформированный на станции Архара поезд № 1593 отправился на станцию Сковородино. В пути следования произошел сход вагонов. Ничего не  подозревая, бригада продолжала движение...

Не дай бог такое увидеть снова...
– Сейчас-то мы спокойно это вспоминаем, уже не один десяток раз рассказывали, а там, когда только все произошло, нас хорошо потряхивало. Действовали по инструкциям. Коля кричал по рации машинисту того поезда, чтобы тормозил, у него сход. Тем временем я экстренное применял. Не надо нам больше такого опыта, одного раза хватит, – вспоминает тот день облученский машинист Юрий Порываев. Все время разговора он открыто улыбается, много шутит. Вот только когда начинает говорить про случай 4 июня, становится серьезным, дольше подбирает слова. – Если бы мы не заметили бочку, еще бы чуть-чуть, и на повороте или на переезде ее бы по дбросило, и поезд бы сошел. Я о таком слышал, читал, знал, так сказать, в теории, а вот увидел впервые за все время службы. Хотя нет, с подобным в свое время столкнулся на хозработах. Но какое тут сравнение, в этот раз было серьезнее. Больше не хочу с этим сталкиваться.
В 2008 году, помогая на своем тепловозе ликвидировать последствия подобного схода под Татаканом, этот машинист и не знал, что через несколько лет сам предотвратит подобную трагедию. Спустя несколько дней, вспоминая ту поездку, бригада уже по-другому все оценивает, более спокойно. Однако оба в оценке сходятся: вполне мог быть второй Аур. Однако о своем поступке всегда говорят скромно. Это наша работа, мол, любой бы увидел и отреагировал. 
– Молодежь говорит, что не видно сход. Юра тоже думал, что не видно. А на деле оказалось – так хорошо видно, что не заметить нельзя: камни по стеклам летят, – вспоминает опытнейший помощник машиниста Николай Шумилин. Его вполне можно назвать старейшиной локомотивного депо Облучье. – Это нам еще повезло, что шпалы на том участке, где мы встретились, бетонные были. По бетонным видно хорошо: столб пыли издалека заметен, да и камни во все стороны. Вот если бы деревянные шпалы были, можно было бы и не заметить вовремя. Только если где-то рядом с поездом проходить. А у нас вот такая «удача»: сошедшая бочка начала по шпалам колотить. Заметили вовремя.
В поездке у этой бригады и муха незамеченной не пролетит. Опираясь на свой опыт, герои говорят, что рано или поздно заметили бы беду. Ведь на «ходовку» внимание обязательно обращают, когда осматривают проходящий мимо состав.
И в тот день не проглядели злополучную бочку. Что делать дальше, подсказала инструкция – здесь без лишней самодеятельности. Четко исполнили указания, без лишней суеты.
В экстренном порядке Юрий Порываев и Николай Шумилин остановили свой 1582-й, следующий шаг – предупредить коллег в поезде № 1593. Пока коллеги выполняли экстренное торможение, облученская бригада предупредила дежурную по станции.
Все обошлось, зимней аурской трагедии не повторилось. Вот только когда напарники Шумилин и Порываев уже стояли в Архаре, ожидая дальнейших указаний, мысли были не о случившемся, не о возможной трагедии, ни тем более о наградах.
– Когда уже все закончилось, я первым делом жене позвонил, – снова заулыбавшись, признается Юрий Порываев. – Я в этот день должен был ее с поезда встречать, она из Хабаровска возвращалась. Я еще до поездки радовался, что все так хорошо складывается: как раз к ее прибытию подойти смогу. Но происшествие спутало планы. Потом уже позвонил из Архары. Ищи, говорю, кто тебя встретит, я не смогу. От нее обо всем узнали мои друзья, и сразу звонки начались. А нам не до того было. 
Мужчины, опять смущаясь, начинают повторять, что никакой подвиг они не совершали. Вся шумиха на пустом месте. Разве другие машинисты не поступили бы так же. Конечно бы, поступили, это ведь обычная работа, просто ситуация нестандартная. И тут неожиданно, посмотрев на помощника, машинист вспоминает, что за все время вынужденной стоянки Николай Шумилин не сделал ни одного неделового звонка.
– А зачем было? – говорит тот. – У меня же два сына в нашем депо работают. Оба пошли по моим стопам, уже машинистами стали. Вот от них жена и все друзья узнали.

Трудовые биографии
В маленьком городке Облучье говорят: «У нас здесь все железнодорожники, а кто не железнодорожник – тот через шлагбаум ходит, вот только он тоже наш. Нет здесь нежелезнодорожников». В этом городке со столетней историей все знают друг друга, все дружат: локомотивщики, путейцы, вагонники. Человеческих отношений в этом далеком краю реформа большой компании не разрушила.
Юрий Порываев и Николай Шумилин давно знают друг друга. Дружат, как говорится, семьями, а вот в поездке вместе оказались впервые.
– Нас просто на один раз вместе поставили. У него машинист в отпуске, а у меня помощник на машиниста учится, – признается Юрий. – Повезло так повезло в тот раз, ничего не скажешь. Мне действительно повезло, что его дали. Человек опытный, дембель, как говорится, три месяца до пенсии осталось.
Николай Шумилин – настоящий железнодорожник, да к тому же на все руки мастер. Подобного ему во всем депо не сыскать.
– У меня династия, четыре поколения моей семьи в депо работает. Дед еще здесь начинал, – признается помощник машиниста и слегка подкручивает усы. – Отец работал здесь машинистом, был награжден орденом Ленина. Он окончил ГПТУ в Облучье, поработал слесарем, потом пошел на машиниста учиться, дальше работал на тепловозе. Ну и я в училище пошел, только в Хабаровске. Отслужил в армии. После этого перевелся сюда, домой. Начинал работать в депо электриком, тогда еще ремонт и эксплуатация вместе были. Конечно, хотел быть машинистом. Здесь курсы были при депо, вот и выучился на помощника. 
Вот только сбыться этой мечте не удалось. В депо тогда стояли станки по обточке колесных пар. Молодого электрика Шумилина научили их обслуживать. Да так хорошо научили, что цены ему не было, один специалист на все депо. Вот и не отпустили ценный кадр в краевую столицу учиться на машиниста. А потом и возраст прошел, так и остался в помощниках. И об этом не жалеет. Такой помощник – удача машиниста.
– Я и не удивился, когда мои пацаны по нашим стопам пошли, – с гордостью признается продолжатель династии. – Их дед брал с собой на тепловоз. У них и мыслей других не было. Может быть, и возникали иногда, но факт – стали все-таки машинистами.
Юрий Порываев гордится дружбой с таким человеком. Он хоть и не продолжатель династии, но сам в другом деле себя уже не видит.
– У меня в планах одно – жить, было бы здоровье. Нет никаких конкретных планов, машинист я, и только машинист. Честно говоря, ничего не умею больше. Только на машине ездить, – легко признается он. – Двадцать лет уже работаю. А в детстве, хоть и бегал мимо депо, машинистом стать никогда не мечтал. У меня папа милиционер был, а из меня машинист получился. Мы с мальчишками девять классов отучились, после выпускного встретились и решили на помощников машиниста идти. Вот и пошли. Я учился хорошо, пошел не от лени или нежелания учиться. В училище стал секретарем комсомольской организации и лучшим учащимся в группе. Так и пошло.

Разговоры не по уставу
Случайная поездка еще больше укрепила эту мужскую дружбу. Как признаются наши герои, рыбацкая дружба – она особая. Но для этих мужчин дружба дружбой, а служба службой. В кабине локомотива они тогда забыли свое знакомство и стали бригадой. Каждый надеется на себя, у каждого своя ответственность.
– Выполняем свои обязанности, как это и должно быть. Тут не важно, сколько друг друга знаем, друзья мы или нет. Все как положено, поездка есть поездка, – расставляет все точки над «i» помощник машиниста Николай Шумилин. – Не важно тут, кто старше, кто моложе. Ты – машинист, у тебя своя ответственность, я – помощник, у меня своя. Обязанности выполняет каждый свои.
Бывалые машинисты и помощники на это скажут: «Да разве в жизни так бывает, чтобы каждую букву инструкции соблюдать?» Конечно, не бывает. Облученская бригада признается, что и в эту поездку разговоры «не по уставу» были. Но так, чтобы делу это не вредило.
– В пути следования всякое бывает. Может, даже и не все в точности по инструкции говорим. Но так, чтобы не выполнить чего-то, этого и в мыслях нет. Инструкции выполняем, они написаны кровью, нас этому научили наши инструкторы, – замечает машинист Юрий Порываев. – До сих пор вспоминаю своего первого инструктора. Виктор Данилович Макаров очень многое сделал, чтобы я стал настоящим машинистом.
Спустя несколько дней после той поездки они снова просто друзья, а не партнеры. Вместе вспоминают огромного тайменя, пойманного не так давно. Обсуждают планы Юрия съездить на Байкал, порыбачить там. А Николай заботится о своих пчелах. Вот только в этих разговорах «не по уставу» всегда найдется место работе, проблемам.
– Молодым помощникам надо многое объяснить. Надо научить прежде всего просто работать и думать о работе, а не о посторонних вещах, – говорит о наболевшем Юрий Порываев. – Еще важно отучить молодежь брать телефон с собой в поездку. Чуть свободная минутка – он в телефоне. Все от человека зависит. Хочет работать – будет работать, а не хочет – так что с ним сделаешь.
К этой больной теме часто сводятся разговоры героев. В этом и опытный помощник, и состоявшийся машинист часто сходятся.
– Желание работать – это главное. Не важно, машинист ты или помощник. Главное – желание работать. А не о зарплате думать. Пойду, мол, в машинисты, там денег больше заработаю, – рассуждает опытный помощник машиниста Николай Шумилов. – Нельзя так работать: лишь бы съездить, машинист отрулит и ладно, дальше. С душой надо работать, вот тогда и будет толк.

Автор: Екатерина Крюкова


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»