Доска почета отраслевой конкурс


Счет на тысячи

Счет на тысячи

Денис Попов, опер-уполномоченный Южно-Уральского ЛУ МВД России на транспорте
Призыв
Оперативники не особо любят раскрывать тонкости своей работы. в основном об успешности их действий говорит статистика задержаний и раскрытых дел. Денис Попов относится к плеяде молодых - ему всего 30 лет. Несмотря на молодость, он считается одним из самых перспективных оперов Южно-Уральского ЛУ МВД России на транспорте.

– Своеобразной отправной точкой стала армия, – рассказывает Денис.

– Я служил в отдельном разведывательном полку в воздушно-десантных войсках. После «срочки» решил остаться на контрактной основе. Но военная карьера продлилась недолго. После выхода на гражданку я решил попытать счастья в полиции. Сначала устроился в РОВД Еманжелинска в патрульно-постовую службу. Многие с этого начинают. Потом пришел «на транспорт».

Парень предполагал, что работа окажется нелегкой, но не ожидал, что настолько. Прежде всего, потребовалось подробно изучить территорию обслуживания Южно-Уральского ЛУ МВД России на транспорте, обозначения грузов, номера поездов и много других данных.

Что же касается полевой работы, то у новоиспеченного оперативника Попова были хорошие и опытные наставники. Но он никогда не забудет своего волнения перед первым захватом преступников.

– На платформу пятого разъезда мы вышли в гражданской одежде, – вспоминает мой собеседник. – Абсолютно никого не стеснялись, делали вид, что разговариваем по сотовым телефонам – этакие молодые ребята, которые ждут электричку. Трое преступников в этот момент скидывали металлолом с вагона. Грохотало на всю округу. Мы стали потихоньку заходить с разных сторон. В итоге удалось приблизиться на расстояние в 10 метров. К тому времени подъехал автомобиль для вывоза награбленного. Они до последнего момента не верили, что попали в такую элементарную ловушку. Я очень гордился первым задержанием.

По негласному кодексу оперативника только после этого первого опыта Денис мог считаться полноценным членом команды. Всего через полгода он был способен работать без наставников.

На первый взгляд жизнь оперативника-транспортника напоминает детскую игру в казаки-разбойники. Одна группа налетает на вагоны и крадет черный лом. А второй группе, операм, по правилам «игры» надо поймать преступников. Но итог у таких «игр» обычно не самый веселый. В некоторых ситуациях на кону стоит жизнь полицейского, часто приходится выходить одному против десятерых.

– Никогда не забуду 9 декабря 2009 года, – рассказывает Денис. – На станции Нижняя мы с напарником и сотрудником ВОХРа засекли расхитителей. Потихонечку подползли, старались, как обычно, действовать незаметно. К тому времени солнце уже давно скрылось за горизонтом. В последний момент нас заметили, и началась погоня. Я быстро догнал одного из преступников, но тот просто так сдаваться не собирался и начал оказывать сопротивление. В один момент мы оступились и упали на груду брошенного металла.

Денис все же задержал того человека – скрутил и надел наручники. А когда уровень адреналина в крови понизился, страж правопорядка почувствовал, как немеет кисть. Только позже, в больнице, он узнает, что задерживал преступника со сломанной рукой. Сейчас в ней «красуется» металлическая пластина – напоминание о той ночной краже металлолома.

Не секрет, что грамотный опер-уполномоченный должен знать прин-ципы засад и уметь выстраивать тактику. Самое главное – подкрасться незамеченным. Местом для «лежки» профессионала может быть любая особенность рельефа: овраг, лесопосадки, холмы… Зимой подстерегать преступников сложнее – морозы и пурга не на руку правоохранителям. Одно радует: именно в холода количество подобных правонарушений снижается. Причины просты – у преступников попросту не заводится техника для вывоза лома. Да и к путям ее подогнать сложнее.

– Как-то нам пришлось ночевать на улице в минус 28 градусов по Цельсию, – рассказывает Денис. – Мы нарубили камыш и соорудили настил сантиметров в 40 высотой. Завернулись в спальные мешки, которые, в свою очередь, обернули белыми простынями – для лучшей маскировки. Разводить огонь, чтобы погреться, нельзя – дым быстро заметят.

Кстати, система контрразведки у современных расхитителей лома налажена на «отлично». Этих людей в преступной среде называют «звонками». Они контролируют практически все дороги, по которым можно подойти или подъехать к станции. Более того, пока основная часть команды скидывает лом, эти люди следят за прилегающей территорией. Малейшее подозрение на опасность – и преступники срываются с места, как испугавшиеся хищников шакалы.

Зачастую обходится без стрельбы. Да и по-настоящему серьезное сопротивление оказывается редко. Поэтому и наказания не очень суровые: штрафы, общественные работы и условные сроки. Получив «условку», преступник, как правило, отсиживается. Ведь при следующем задержании он может попасть за решетку уже не виртуально, а реально.

– Некоторые не выдерживают и, не дожидаясь окончания условного срока, идут на новое преступление, – замечает Денис. – Это даже хорошо – рецидивист, засветившийся на условном сроке, после суда получит года три-четыре.

Но бывает и так, что по стражам правопорядка открывают огонь из оружия.

– Это уже полнейшие «отморозки», – констатирует Денис. – Такие наверняка отсидели срок за решеткой. Накопившаяся у них злость провоцирует настоящие боевые действия в мирное время. Широкий резонанс получила история, когда на Нижнянском направлении по одному из омоновцев пальнули из ружья. Похожий случай был и у меня в 2009 году. Задержали преступников, а их водитель скрылся на машине. Но далеко не уехал, остановился за кустами в 200 метрах от нас и пальнул из ружья. Не знаю, по нам или нет. Но мурашки по спине побежали.

На мой вопрос, страшно приходится на службе или нет, Денис отвечает известной фразой: «Не боится только глупец!».

Мой собеседник рисует портрет среднестатистическоголомолюбителя: мужчина от 18 до 30 лет. Зачастую местный житель. За один раз на вагон могут запрыгнуть до 40 человек. Попов вспоминает, как буквально за 10 минут такая команда скинула около 10 тонн лома.

– А самое смешное, что свидетелей никогда нет, – сетует оперативник. – Хоть в нескольких метрах от домов будут скидывать, никто из местных не признается, что слышал шум. Да там же грохочет похлеще, чем при артиллерийском обстреле! Кого-то, может быть, запугали. А вообще в поселках многие связаны кровными узами, поэтому и укрывают друг друга.

Каждый состав с ломом, проходящий по территории Южно-Уральской магистрали, полицейские стараются контролировать. На этом поприще они довольно успешно работают с Дорожным центром управления перевозками. Диспетчеры заранее сообщают, какой поезд и в каком направлении идет. Профессионалы уверены: если есть лом, то почти наверняка произойдет нападение. Вагон с ломом для расхитителей полицейские зачастую сравнивают с горшком меда для медведя.

– А ведь эти люди создают реальную угрозу жизни пассажиров, – подводит печальный итог Денис. – Как-то мы с напарником шли по перегону – дежурный сообщил, что на 42-м километре сбрасывают лом. Прошли-то немного – около полукилометра. Вот тут мы и наткнулись на металл, который преступники в спешке оставили на рельсах. Насколько помню, это были части разрезанных цистерн. Вдалеке показался пассажирский поезд. Мы с напарником стали быстро раскидывать металл. Успели в последний момент.

Возможно, если бы стражи правопорядка не оказались в нужном месте и в нужное время, схода поезда не удалось бы избежать.

– Был случай и с грузовым составом, – вспоминает Денис. – Лом скинули на рельсы, а поезд в этот момент тронулся. В итоге последние два вагона состава сошли. Тех преступников мы нашли.

Сегодня оперативник ведет свою собственную статистику задержаний. Фамилиями преступников уже исписан один блокнот. Второй заканчивается. Только за 2009 год у него зафиксировано 137 задержаний. В последующие годы эта цифра снизилась.

– Да и само количество преступлений резко сократилось, – говорят полицейские.

С начала этого года у Дениса уже 20 задержаний. Среди специалистов это считается довольно высоким показателем. Кроме того, благодаря ему доказано пять фактов совершения преступлений группой лиц по предварительному сговору. И эти люди вряд ли отделаются условным сроком.

– Я помню практически каждого задержанного, – говорит оперуполномоченный Попов. – Всего за все время работы в полиции на транспорте мне удалось схватить порядка 300 человек. Однако некоторых я ловил по несколько раз. Итого общее число задержаний приближается к тысяче.

Но Попов постоянно отмечает, что профессиональный успех – это дело хорошее. Но он не был бы возможен без первых учителей, которые сегодня превратились в отличных напарников.

Сейчас Денис учится на юридическом факультете Южно-Уральского государственного университета.

– Уж больно грамотными и юридически подкованными стали воришки, – посмеивается Денис. – Пора и мне подтягиваться. Ведь наша работа – это постоянная гонка. Преступники и полиция вынуждены постоянно придумывать новые методы работы. Сомневаюсь, что в какой-либо другой сфере деятельности оппоненты проявляют столько креатива.





Автор: Александр Кичигин


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»