Доска почета отраслевой конкурс


Локомотив... с фамилией

Локомотив... с фамилией

Вячеслав Мазунин, начальник Кировского локомотивного депо
Волжская магистраль
Софрон, Вячеслав, Денис, Мирослав... Крепкие же они мужики, эти Мазунины. Коренастые, лобастые, рукастые. прадед Софрон славился как отличный электромеханик дистанции связи, его сын Вячеслав - как начальник локомотивного депо. Денис, сын Вячеслава, - заместитель начальника эксплуатационного депо. Правнук Мирослав сегодня осваивает премудрости школьной программы и отлично знает историю железных дорог России.

Шабрят буксы, возрождают депо

Но самый большой работяга из этой фамилии все же локомотив. Представьте, тоже Мазунин: имя машине дали при «крещении» весной 2012-го. В честь Вячеслава, в чьей трудовой книжке 224 благодарности.

Каждое из 111 рацпредложений Вячеслава Мазунина реально заслужило оценку: «направлено на улучшение технического состояния электровозов и их качественный ремонт». Кировскому депо он отдал 39 лет. Начинал паровозником: притирал кулисные камни, шабрил буксы. Дорос до руководителя полуторатысячного коллектива.

Вячеслав Мазунин не боится никаких качелей судьбы, берется за все, что считает интересным. Мальчишкой – слесарем из крошечного уральского Верещагина – вдруг задумал поступить в Ленинградский железнодорожный институт. И поступил. Молодым специалистом, инженером-электромехаником – был направлен восстанавливать и переводить на электрическую тягу полуразрушенное паровозное депо в Кирове. И сделал все, чтобы оно не только не закрылось, как прочили организаторы производства, а выросло почти до заводского уровня.

Будучи уже старшим мастером, однажды быстро разобрался в недостатках конструкции локомотива зарубежного производства. Сумел грамотно сформулировать замечания в присутствии представителей МПС. И четыре с половиной года принимал потом электровозы для России на чехословацкой «Шкоде».

Вернувшийся на родину и вынужденный из-за несохранившейся должности начинать все сначала – с машиниста-инструктора, не переставал внедрять, предлагать, участвовать... И, к изумлению не знавших его биографии, вдруг был назначен начальником депо – как единственно верный кандидат на этот пост.

Это о ступенях карьеры. А вот – о темпе жизни.

В студенческой юности Вячеслав Мазунин «выживал на капусте» – действовало несколько лет такое распоряжение правительства: в институтских столовых «для поддержания осваивающих науку» всегда на столах стояли блюда с нашинкованной капустой и ржаным хлебом – бесплатно.

В молодости, единственный дипломированный электромеханик в депо, Вячеслав спал по три часа в сутки. В течение десяти лет он читал своим подчиненным курс в вечернем техникуме. И пока те восстанавливались ночью после смены и учебы, он готовился к завтрашним лекциям.

В непростые девяностые, можно сказать, вообще не уходили с работы домой. Для поддержания технического состояния электровозов ЧС4Т в депо Киров делали ремонт, приближенный к заводскому. Было открыто резинотехническое отделение для изготовления изделий, идущих на локомотив. В необходимых случаях к Вячеславу Мазунину направляли на ТР3 – ремонт самой высокой категории сложности, самого большого объема – электровозы ВЛ60 и ВЛ80. Это означало признание за депо авторитета команды очень высокой квалификации.

За оборудование в течение года 100 электровозов системой управления тормозами САУТ в конце восьмидесятых Вячеслав Софронович получил звание «Почетный железнодорожник». Дважды он становился победителем сетевого соревнования на звание лучшего по профессии. Вот короткий конспект жизненного пути этого уникального человека. Конспект, кстати, далеко не оконченный. У Вячеслава Мазунина еще столько энергии, что и молодые позавидуют.

Защищают Родину, спасают поезда

Он родился в 1967 году – Денис, сын Вячеслава. Почти каждый его день рождения у отца связан с серьезными событиями в депо. В депо, которое (отец был в этом уверен) станет точкой приложения творческих сил и для мальчика. Первый год был заключительным этапом работы мазунинцев на электровозах отечественного производства ВЛ60. Этапом уникальным, принципиально отличным от всего прежнего, потому что была закончена наконец электрификация участка Киров – Балезино. Второй год после рождения сына у Вячеслава связан с поступлением новых электровозов ЧС4. Впоследствии в депо работали 104 такие машины. Потом третий, четвертый, пятый... Каждый год – своя веха.

В специализированной английской школе, куда поступил Денис, учителя нашли, что у него свое-образное решение технических задач. Это преимущество позже развил шахматный клуб в торгпредстве в Чехословакии, куда семья переехала вслед за командированным железной дорогой отцом. Денис тоже не видел себя никем, кроме инженера путей сообщений. И как только командировка отца закончилась, первой инициативой сына в родной российской школе стала организация экскурсии в депо. У многих пацанов из класса тогда загорелись глаза на локомотивы и родилась любовь к дороге, переросшая в конце концов в стремление стать единой командой огромного железнодорожного братства.

Денис, как и отец, не знает преград в стремлении стать отличным специалистом. Поехал в Москву и без труда поступил в МИИТ, на факультет электрификации.

На втором курсе получил повестку из военкомата, ушел в армию. А когда родители приехали навестить родного защитника Отечества, Денис объявил им: едет в Афганистан.

Мать день и ночь плакала. Отец несколько недель жил, сцепив зубы. Коллеги-начальники подсовывали ему номера телефонов нужных людей: звони! Но в конце концов Вячеслав сказал: «Наш Денис вернется, мы его увидим». И на этом вопрос закрыли.

Только тот, чей сын год и девять месяцев служил в Афганистане, знает, каково это – ждать.

И еще тяжелее – два года спустя увидеть не знакомого – милого и послушного – юношу, а очень изменившегося, сурового и жесткого, совсем другого человека. Отец-руководитель предложил: скажи, мой мальчик, чем хочешь заниматься, все для тебя, герой! А сын, специалист высокого класса, электромеханик, неожиданно ответил: «Буду ездить помощником машиниста».

Профессора-реабилитологи утверждают, что воины-афганцы начинают «приходить в себя» через четыре – пять лет. К этому времени к Вячеславу Мазунину, начальнику локомотивного депо, уже начали обращаться целые делегации машинистов-инструкторов: «Пора вашему сыну официально ездить в кабине главным, он водит во все направления самые сложные составы». Но Вячеслав ждал слова самого сына. И наступил день, когда Денис сказал: «Не бойся, пап, красный я не проеду никогда».

Он не только ни разу не проехал запрещающий сигнал. За особую бдительность получил звание «Почетный железнодорожник». Однажды в поездке на Балезино сработали тормоза. Машинист Денис Мазунин остановил свой пассажирский поезд. За девятым вагоном обнаружили разрыв тормозной магистрали. Рукава соединили. Можно было бы ехать дальше. Однако машиниста не оставляло ощущение тревоги – сработало чисто профессиональное чутье. Запросил начальника поезда: что скажешь о случившемся, как это было? Услышал в ответ: нас тряхнуло после девятого вагона. Сделал подсчеты и вызывал дежурного по станции Фаленки: «Проверить путь в таком-то месте». Узнав об этом, локомотивная бригада следовавшего сразу же за ними поезда резко сбавила скорость. И точно на том месте, которое указал Денис, обнаружила излом – полтора метра лопнувшего и выпавшего рельса. Почетный знак машинисту Мазунину вручал министр путей сообщения.

Постепенно Денис увлекся введением приборов безопасности и автоведения поезда. Его роль в родном коллективе и на дороге становилась все значимее. Никто не удивился, когда однажды он был представлен локомотивщикам как заместитель начальника депо по эксплуатации. После проведенного в хозяйстве реформирования Денис Вячеславович остался на своей должности в эксплуатационном локомотивном депо Киров. Москвичи – авторы систем приборов автоведения в последний свой приезд назвали его одним из самых грамотных специалистов. Подчиненные – характеризуют как человека: выдержан, мудр, честен.

Славят мир, пишут историю

Третье тысячелетие принесло Мазуниным самое значимое свершение, о котором может мечтать династия. Родился новый наследник – Мирослав. Дошкольником, конечно же, катал по дому паровозики. Сейчас в школе считается лучшим знатоком истории России. Настольные книги – юбилейные издания Горьковской железной дороги.

– С какой конкретно профессией в корпорации свяжу будущее, пока не знаю, – говорит Мирослав. – Но корнями своими горжусь. Почетными железнодорожниками – дедом и отцом – тоже. На локомотив с родной фамилией смотрю с уважением.

Юноша знает, что «фамильный» локомотив – один из двух десятков именных электровозов на сети. Это чехословацкий пассажирский ЧС4Т № 277, тот самый, над которым трудился дед Вячеслав. Под который он, уже начальник депо, переучивал локомотивные и ремонтные бригады на новую схему, оставляя их после смены в цехе на занятия в своей импровизированной «школе рабочей молодежи».

Мирослав Мазунин уважительно говорит о деде еще и потому, что тот возглавляет совет ветеранов депо. «На огонек» к нему собираются десятки знаменитых кировчан-железнодорожников. Каждый из полутысячи кировских ветеранов-локомотивщиков – сам по себе история. Почти всех дед называет по имени-отчеству. Чтобы поддержать старых производственников, отец Мирослава и родители его товарищей каждый год зарабатывают деньги на субботниках. В прошлом году перечислили ветеранам 40 тысяч рублей, в этом – 42 тысячи. Слова «преемственность» и «социальная ответственность» Мирославу знакомы. Их постоянно произносят друзья деда и отца на встречах в школе, где учится Мазунин-младший. «РЖД – современный холдинг», «развивается бизнес», «проведен ребрендинг», «активизируется корпоративное обучение» – эти фразы со встреч подросткам с каждым годом кажутся все более привлекательными.

Но не менее актуальными останутся простые слова, понятные всем поколениям: оперативность, четкость, слаженность. То, что отличает работу наших лучших династий. То, на чем стояли, стоят и будут стоять железные дороги России.


Автор: Лариса Андрюшина


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»