Со спокойной душой Мария Харламова заканчивала смену. Оперативная работа выполнялась обычным порядком. Ждали думпкарную вертушку из Шушар. Красносельский вывозной тепловоз стоял наготове, чтобы без задержек расцепить состав. Одна половина вагонов предназначалась для отправления в Калище, другая – для станции Лигово. Вечерние электрички с трёх направлений шли через Лигово без сбоев, по расписанию – их пропуск для опытного дежурного по станции не составлял проблемы. И вдруг позвонили из билетной кассы: «Что у вас горит?! Пожарные приехали...»
Дымом в «дежурке» не пахло. Мария обошла всё здание ЭЦ – ни внутри, ни снаружи никаких признаков возгорания не было. Однако пожарные продолжали утверждать, что им поступил сигнал со станции Лигово. Может быть, в парке? Она сообразила, что быстрее всего выяснить это может бригада с тепловоза. Отправила М-62 на разведку.
Кто владеет информацией, управляет ситуацией. А информации у дежурной по станции не было никакой. Уже звонили из Дорожного диспетчерского центра, а Маша пребывала в растерянности, не зная, что докладывать наверх. Да и насколько достоверна информация у пожарных? Может быть, просто кто-то пошутил?
Много разных мыслей успело пронестись в голове, прежде чем выяснилось, что тлеет теплушка в том самом поезде, который прибыл из Шушар на 5-ый путь. Перед тем, как отправиться, думпкарщик, сопровождавший вертушку, чистил топку. То ли искра попала под обшивку вагона, то ли маленький уголёк. Почувствовав запах дыма, он сам и позвонил по телефону 01.
Когда появилась ясность, Харламова сообщила о случившемся в положенные инстанции. Но ждать, пока кто-то из руководителей прибудет на станцию и возьмёт на себя руководство, Маша не могла. На том же тепловозе она отправила в парк двух пожарных, чтобы те сориентировались на местности. «Местность» для организации тушения пожара оказалась совсем неподходящая! Автомобильного подъезда нет. С одной стороны заснеженное поле, с другой – железнодорожные пути, а за ними гаражи. Кое-как пожарные подобрались к теплушке, заехав на территорию гаражей. По указанию дорожного диспетчера Мария дала команду бригаде вывозного локомотива отправить вагоны с соседнего, 3-го, пути на станцию Санкт-Петербург-Балтийский. Нужно было освободить место для пожарного поезда.
По 2-му, как всегда, пропускались электрички. Пока не было явной опасности, решила принимать и отправлять пассажиров обычным порядком, предупреждая машинистов о работе пожарной команды.
О происходящем в парке постоянно информировали находящиеся там работники. Вдруг позвонил электромеханик СЦБ Михаил Ладушкин: «Пожарные протянули свои шланги прямо поверх рельсов второго пути!» Маша сразу же представила, что из этого может получиться. На второй вот-вот прибудет электричка, и шлангам капец! Пожаротушению – тоже. И самое страшное: электричка может сойти с рельсов! Спасибо, Миша! Срочно вызвала машиниста, предупредила об остановке перед въездом на станцию. Связалась с начальником пожарной команды, дала указание протянуть шланги под рельсами.
Уже на всю катушку включилась железнодорожная система оповещения, телефоны разрывались от идущих из внешнего мира сигналов. Звонили региональные ревизоры, руководители дирекции, кто-то из Москвы... Если бы они знали, сколько сил и времени отнимают доклады об обстановке, когда сама эта обстановка требует ежесекундного к себе внимания, предельной сосредоточенности. Когда дежурный по станции, действительно, не имеет права на ошибку! А звонки становились беспрестанными, спасибо, телефоны взяла на себя оператор Светлана Журавлёва. Сегодня Мария с благодарностью вспоминает коллег, которые находились с ней рядом в тот злополучный февральский вечер. Перед лицом опасности все действовали безукоризненно слаженно, выполняя без промедления команды дежурной. А сама она принимала решения в ситуации, не предусмотренной инструкциями. Около полутора часов, пока не приехал заместитель начальника ОЖД по Санкт-Петербург-Витебскому региону Андрей Панков, Мария Харламова самостоятельно принимала решения. На свой страх и риск. Андрей Николаевич высоко оценил действия дежурной по станции. В экстремальной ситуации не был задержан ни один пригородный поезд. Какого напряжения ей это стоило, Маша поняла только дома. Вернувшись с работы, она не могла ни есть, ни пить, просто рухнула в кровать. Три дня приходила в себя...
На железку Маша попала случайно. Сдав экзамены в кораблестроительный институт и набрав необходимые баллы, она просто за компанию с подружкой подала документы ещё и в ЛИИЖТ.
− Как только вошла в это здание на Фонтанке – сразу влюбилась, − вспоминает Мария. – Старое, величественное! Так внутри уютно и красиво, сразу решила: если поступлю, буду здесь учиться. А когда написала сочинение (первый экзамен!) на пятёрку, подумала: «Это судьба!».
Нужно сказать, что особого призвания к строительству морских судов у неё и не было. Был профориентированный класс в школе, так что о выборе профессии выпускница не задумывалась.
Как говорят философы, случайность – только частный случай закономерности. Метафизики увязывают происходящее в реальной жизни с глубинными подсознательными процессами. Каким бы то ни было образом, но предназначение находит человека. А дело человека – принять его или отвергнуть. Интересно, что подружка, с которой вместе поступали, не работает на железной дороге, а Маша нашла своё призвание. Она с радостью идёт на работу, на свою любимую станцию Лигово. «Знаю здесь каждый сантиметр, вдоль и поперёк исходила». Это почти то же самое чувство, какое она испытывала в детстве, когда у деда в Липецкой области праздновали День железнодорожника. Дед надевал лучший костюм, гладко брился, выливал на себя пол-флакона одеколона.
На станции Лев Толстой, где он работал путейцем, профессиональный железнодорожный праздник был торжественным, радостным, разноцветным... Теперь этот праздник стал принадлежностью и её жизни, правда, с тем ярким детским впечатлением современные торжества сравнения не выдерживают. То ли восприятие изменилось с возрастом, то ли более бедной и схематичной стала жизнь.
Хотя на самой станции Лигово отношения схематизмом не пахнут.
− У нас в коллективе очень живые, открытые, доброжелательные отношения, − подчёркивает Мария Харламова. – Мне просто повезло.
Когда-то она пришла на эту станцию в первый раз в поисках работы. Ехать после института на предложенное место приёмосдатчика в Астрахань как-то не хотелось. Начальник станции Владимир Павлов встретил хорошо, но сказал:
− Места сейчас у нас нет, иди дежурной по станции Горелово. Там хорошо, тебе понравится!
Она согласилась. Шла на работу в лучшем наряде – выпускном костюме. Чуть не заплакала: здание старое, ни разу не ремонтировавшееся, отопление печное, да ещё и полы дежурный сам моет! Но уж назвался груздем – полезай в кузов. Мария не привыкла взад пятками поворачивать. Через полтора года тот же Павлов предложил в Лигово перевестись.
Нынешний начальник станции Илья Ворсин подчеркнул её особенности:
− Сложная станция, 2 класса. Большое пригородное движение на четыре направления. Два подъездных пути клиентов. Необходимо увязывать маневровую работу с движением электричек. В общем, не всякого можно посадить за пульт ЭЦ. Машу я знаю ещё по институту – настойчивый и целеустремлённый человек. Стажирует студентов-практикантов, и я уверен, что им есть что перенять у самого опытного нашего дежурного.
К стажёрам Маша относится неравнодушно. С воодушевлением говорит об одном из них: «Очень одарённый парень!»
− Движенца сразу видишь. По собранности, целеустремлённости, умению быстро перерабатывать оперативную информацию и принимать решения. Через пару недель практики я могу сказать, получится ли из человека дежурный по станции, или он просто пришёл посидеть-поулыбаться.
Меняет ли человека работа?
− Да, меняет, − не раздумывая отвечает Мария. − Когда я пришла на железную дорогу, всем в смене говорила «Вы», «пожалуйста», «будьте добры». Потом поняла, что учтивость не везде уместна. И хотя до фамильярности тоже не опускаюсь, отношения стали проще. Считаю, что главное для руководителя смены – уметь найти подход к любому человеку, в каком бы настроении он ни пребывал.
Дополнить портрет железнодорожницы хочется какими-то не относящимися к профессии чертами.
− Я люблю путешествовать, узнавать что-нибудь новое. Читать, почти всё, кроме фантастики и современных любовных романов. Самое страшное для меня – это остановиться в развитии», -- говорит о своих предпочтениях Мария. – А из человеческих качеств больше всего не люблю лицемерия. Общение без искренности – пустая трата времени...
Заканчивать рассказ о Марии Харламовой приходится на грустной ноте. После случая с тушением пожара региональная администрация сделала представление на награждение дежурной по станции, которое подписал заместитель начальника ОЖД Андрей Панков. Где оно затерялось, выяснить не удалось.
Автор: Галина Морозова
Forum with id 24 is not found.