Когда течёт крыша, а тем более крыша историческая, её хозяева срочно зовут на помощь жестянщика. в Челябинской дистанции гражданских сооружений трудится отличный специалист, жестяных дел мастер Михаил Мартынов. По штатному расписанию он числится кровельщиком, однако может выполнять токарные, фрезеровальные, шлифовальные, заточные и жестяные работы.
Вообще сегодня на балансе дистанции находится 1515 зданий и сооружений общей площадью 482 тысячи квадратных метров.
– При их эксплуатации часто требуется замена коньков и отливов, водосточных труб, других деталей кровли. В ремонте нуждается и облицовка из металлосайдинга, – рассказывает начальник дистанции Сергей Батаев. – Однако большинство этих изделий имеют сугубо индивидуальные размеры и цвета.
А значит, заказывать их можно, но ждать придётся долго, да и стоить они будут недёшево.
В результате здесь просто вынуждены были создать на базе прорабского участка специальный цех по производству жестяных изделий. Хотя цех – это громко сказано. Помещение под «жестянку» выделили не самое большое.
– Но его вполне хватает, чтобы разместить необходимое оборудование, – комментирует начальник участка по капремонту Сергей Вожжеников. И добавляет: – Всё оборудование изготовили сами, из старогодних материалов.
И не потому, что так дешевле, хотя и это немаловажно. Просто специализированных станков днём с огнём не сыскать. Так что местные умельцы – Михаил Мартынов и Фёдор Ибрагимов выполнили их по индивидуальным чертежам, подсмотрев кое-какие детали у древних аналогов.
Как оказалось, работать жестянщиком без любви к делу вообще невозможно.
– У меня были ученики. Очень скоро выяснялось, что пришли они не ради дела, а ради выгоды – парни думали, что смогут с такой редкой профессией хорошо зарабатывать. Но долго при таком подходе не выдерживали. Их работа «выталкивала», – рассказывает Михаил.
Мартынов перенял профессию от своего дяди, а того учили делу восьмидесятилетние деды. Михаил считает, что это лучший способ:
– И не потому, что в училище жестянке отведено два часа, а учебников или пособий каких-то практически не существует. Только живая «передача» может дать представление о профессии.
Кроме того, жестянщик должен быть человеком любопытным и думающим. Так, несколько лет назад Михаил нашёл на чердаке старого, ещё дореволюционного дома фонарик, в который когда-то вставляли свечи. И на глаз воссоздал вещицу, увеличив её в несколько раз. Получился роскошный элемент интерьера. Всю эту работу он проделал не на заказ, а для себя.
– Для души, – уточнил мастер.
Свои фонарики он раздарил друзьям и знакомым, а чуть позже… увидел такую же точно вещицу в портфолио одного местного «мастера». Тот выдавал фонарик за собственную работу. Мартынов только хмыкнул – мол, не хватает у мужика фантазии. Свои-то работы он узнает из тысячи, и копии с них «угадает» легко, поскольку своими руками делал.
Зато Михаил испытывает искреннее уважение к настоящим, без кавычек, мастерам. Говорит, таких в Челябинске совсем мало. И знающие люди их телефончики передают, словно эстафетную палочку.
Конечно, художественные изделия Михаил изготавливает в свободное время. А на работе его ждут коньки и ендовы, наличники и карнизы, трубы и сливы. Но и здесь есть место для творчества. Во-первых, у нас на ЮУЖД немало исторических крыш, и тут мастеру можно развернуться по полной. Но даже если изделия относительно простые, тоже надо проявить смекалку. Так, Михаил говорит, что многие стандартные изделия просто не подходят для нашего климата. Например, ендовы (то есть коньки «наоборот», они устанавливаются в местах стыков для изоляции) обычно очень узкие и плохо защищают кровлю. Поэтому, закладывая размеры даже простых вроде бы изделий, мастеру надо учитывать многие нюансы.Такой подход себя оправдывает по полной программе.
– Если я сдал объект, то больше на него не возвращаюсь, – поясняет Мартынов.
Его слова полностью подтверждают руководители дистанции. И добавляют, что цех в целом приносит очень большую отдачу: здесь выпускают огромный ассортимент продукции, себестоимость которой на 15 % меньше, чем у аналогов. При этом время поставки продукции сократилось на 20 рабочих смен! Так что у местных крыш есть надежда на светлое будущее. А у Михаила Мартынова – большой фронт работ.
Автор: Марина Пономарёва
Forum with id 24 is not found.