Доска почета отраслевой конкурс


Переезд - пост безопасности

Переезд - пост безопасности

Игорь Титовский, дежурный по переезду станции Люблинская
Транссиб

В мае этого года дежурный по переезду станции Любинская Игорь Титовский за проявленную во время рабочей смены бдительность был награжден знаком «За безопасность движения». Его оперативные действия по остановке грузового состава с неисправным вагоном предотвратили беду.


Не впервые приезжаю в старинный сибирский город Омск. На этот раз – для встречи с дежурным по восточному переезду станции Любинская Называевской дистанции пути Игорем Петровичем Титовским. Прибыв утренним поездом и произведя «рекогносцировку» на месте, то есть подыскав пристанище на ночь в гостинице «Омск» и бросив в номере свои нехитрые пожитки, спешу на пригородную электричку Московка – Любинская. Полтора часа в вагоне, везущем пожилых садоводов к их «фазендам», за разговорами о видах на урожай, и я на месте.


– А далеко ли до восточного поста, – спрашиваю у проходящего мимо железнодорожника в сигнальном жилете.


– В сторону, откуда приехали, километра два по путям, – отвечает тот.


Нам по путям ходить, не привыкать. Пути запасные, так что ступать по ним могу вполне безопасно. Несмотря на утро, солнце уже печет вовсю – жарко. По шпалам шагаю минут двадцать пять, это вам не тротуар. Издалека вижу зеленый домик поста дежурного по переезду. Увидев меня, Игорь Петрович приветственно машет рукой. Перешагивая через рельсы, подхожу и здороваюсь с дежурным.


– И что вам дома не сидится, – говорит он мне, отвечая крепким рукопожатием.


– Ремесло наше такое – корреспондентское, ездить по станциям в любую погоду, в жару и в холод, да и повод есть, – отшучиваюсь. – Игорь Петрович, знаю, знак вам сам начальник нашей дороги вручал, расскажите, как дело было, за что такой чести удостоились.


– Да вы проходите ко мне на пост, в тенечке и побеседуем, время ведь у вас есть? – участливо спрашивает у меня дежурный по переезду.


– Да времени у меня вагон и маленькая тележка, вечером есть обратная электричка, вот на ней и вернусь в Омск, – отвечаю.


Поднимаясь по лестнице в помещение поста, заинтересованно кручу головой, осматриваю сам переезд и прилегающую территорию. Проезжать железнодорожный переезд мне приходилось много раз, на поезде и на автомашине, а вот побывать на самом посту дежурного, да еще познакомиться с работой всего оборудования, посчастливилось впервые. Как пояснил «хозяин» поста, переезд этот полуавтоматический, то есть шлагбаумы опускаются и защитные плиты поднимаются по сигналу автомата, а вот открыть переезд дежурный может только вручную с пульта управления, установленного на ограждении помоста со стороны железнодорожного полотна.


– Пока без человека здесь никуда, – улыбается Игорь Титовский, – да и безопасней так, можно вручную придержать шлагбаум и плиты, если возникнет какая-то чрезвычайная ситуация на переезде. Я за свою практику всякого повидал. Могут и тормоза у машины отказать, и водители невнимательные встречаются, и с поездом может что-то случиться – все бывает.


К слову, Игорь Петрович показался человеком очень доброжелательным и общительным. Как-то сразу мы нашли с ним общий язык, может быть, потому, что с героем этого очерка оказались почти ровесниками.


– Вот именно такая непредвиденная ситуация и послужила поводом нашей встречи? – спрашиваю я, устраиваясь на стуле в небольшом прохладном помещении поста.


– Не было бы счастья, да несчастье помогло, – щутит дежурный. – В ночную смену дело было, в начале мая, уже дату точно не помню. Услышал сигнал, поезд приближается к переезду. Вдруг вижу еще на перегоне сноп искр из-под колес цистерны. Такое видеть мне уже приходилось, но обычно, если заклинивает буксу, искры как-то вниз бьют, а тут вверх выстреливают. Что делать? Я принял решение состав остановить.


Понятно, что времени думать, и размышлять у дежурного было в обрез. Потом сомнения мучили, верно ли поступил, объяснительную, конечно, написал. Шутка ли, закрыть главный ход почти на час. Но ничего, состав отвели, цистерну отцепили. Действительно, неисправность была серьезная, как потом выяснилось. Могло и вообще до схода поезда дойти.


– Тут и вагонники, и другие службы понаехали. Переживал крепко, пока во всем разобрались. Начальство, конечно, похвалило потом. Время прошло, узнаю, что и премию денежную мне выписали, и даже к знаку представили.


– А если вернуться в тот день и час, как бы поступили? – спрашиваю его.


– Остановил бы состав, любой другой дежурный на моем месте поступил бы также, – отвечает. – Я ответственный за переезд, это ко многому обязывает, в моих руках безопасность других людей.


– Да, вижу человек вы бдительный и ответственный. А расскажите, Игорь, почему именно на железную дорогу пришли работать? – задал я своему собеседнику вот такой, пожалуй, не совсем простой для него вопрос.


– Если кратко, родился и школу закончил в деревне Милютино, потом армия, – отвечает Игорь. – Служил в десантно-штурмовой бригаде в Каунасе, в разведроте, подготовку получил хорошую. Вернулся домой, женился, переехал в Называевск, отучился в техникуме на штукатура-каменщика архитектурной кладки. А устроился на дорогу, выбрал нелегкий хлеб путейца потому, что в середине девяностых престижно было на «железке» работать. Поначалу дома для дороги строил, тут, конечно, моя специальность здорово пригодилась. Потом девять лет трудился монтером пути на дистанции.


Так случилось, попал Игорь Петрович в автоаварию, травму ноги получил, вот тогда и перевели его работать на переезд. Семь лет уже несет здесь посменную вахту. Нравится ему такая работа. Должность дежурного по переезду очень по его характеру – ответственная.


От работы Игорь Титовский отдыхает известным способом – переключается на другие дела. Есть у него любимое увлечение – работать с деревом. Приобрел для своего хобби токарный станок со всеми инструментами. Все у него получается на загляденье. Вытачивает искусные фигурные деревянные изделия и для школы, где жена Олеся работает учителем начальных классов. Еще и монеты старинные собирает.


– Дом своими руками поставил, хозяйство у меня большое, живность: куры, гуси, кролики. С этим делом мы с женой и сыновьями Алексеем и Артемом управляемся. Свою специальность каменщика тоже не забыл. Печи любые кладу, кто попросит, но это помимо работы. Почему то не могу без дороги, тянет меня сюда. Как объяснить свое пристрастие – не знаю. Видно судьбе так угодно, – говорит Игорь Титовский.


Когда дежурный по переезду на смене, скучать ему не приходится, служебных обязанностей у него масса. На столе в дежурке сразу три рабочих журнала. В один Игорь Петрович каждый час записывает температуру воздуха, в другом старательно отмечает результаты промеров температуры в рельсе, что тоже очень важно. В третий журнал кропотливо заносит номера машин нерадивых автомобилистов нарушителей. Таковых, спешащих по своим делам и вольно и невольно нарушающих правила дорожного движения, за смену набирается предостаточно, пусть потом с ними кому положено разбираются. Каждый час за смену следует доклад диспетчеру об обстановке на переезде. Кроме основных обязанностей по пропуску поездов, еще и прилегающую территорию нужно содержать в чистоте. Это летом подмел – и порядок, а зимой со снегом и льдом одному и не справиться, у каждого из четырех сменных дежурных своя закрепленная территория.


– На технику надейся, а сам не плошай, – шутит Игорь Титовский.


В брезентовой сумке через плечо у него красный и желтый флажки и сигнальная дудка. – Могу даже сигнал ядерной воздушной тревоги просвистеть, если нужно.


– Да нет, не стоит, – улыбаюсь я. – Верю на слово, что все сигналы вы знаете назубок. Да и все свои служебные обязанности за столько лет, наверное, выучили наизусть.


На посту дежурного есть вся необходимая документация, плакаты. Как рассказал Игорь, дежурных раз в квартал обязуют проходить обучение по вагонному хозяйству. Каждый из них должен уметь на глаз определять неисправности в вагонном оборудовании и колесных парах. Потому так зорко и наблюдает Игорь Титовский за каждым проходящим переезд составом, даже к стуку колес чутко прислушивается.


Снова слышим сигнал, состав приближается к переезду. Опускаются шлагбаумы, поднимаются плиты устройства заграждения. Все помещение поста начинает довольно сильно трястись, чувствую себя, словно нахожусь под железнодорожным мостом – такая вибрация. Игорь занимает свое место за пультами управления, его пальцы привычно ложатся на нужные тумблеры. Взмах рукой в приветствии машинисту не дань традиции, а так называемый «знак бодрости». Машинист и помощник тоже салютуют ладонями в ответ, значит, все в порядке. Внимательным взглядом дежурный обязательно окинет и локомотив, и весь состав. Поезд проследовал, видимых неисправностей нет, можно опустить защитные плиты и поднять шлагбаумы, открыть проезд автомобильному транспорту.


– Не часто, но случается, что и другие дежурные останавливают поезда по разным причинам, но случая с такой серьезной неисправностью и не припомню, – сообщил мне начальник над дежурными – бригадир пути Сергей Гаврилов. – Оно и не удивительно, Игорь – работник грамотный, надежный, знает и выполняет все служебные инструкции, бдительности даже в ночное время не теряет. А на переезде нужен глаз да глаз, в любое время суток, в любую погоду. Конечно, все это нарабатывается годами. Если Титовский на дежурстве, я спокоен.

Автор: Андрей Урюпин


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»