Читинская дистанция сигнализации, централизации и блокировки признана победителем в дорожном соревновании по итогам первого квартала. А карымский производственный участок, руководит которым почётный железнодорожник Юрий Луконин, – лучший на этом предприятии.
Семейное древо Лукониных пустило крепкие корни в Карымской давно. Ещё дед Юрия Егоровича, Афанасий Захарович, всю жизнь проработал в местной колонне связи.
– Мой отец тоже трудился в дистанции связи и ушёл на пенсию старшим электромехаником, – вспоминает Юрий Луконин. – Здесь же работал электромехаником его двоюродный брат, Николай Иванович. Правда, был у него перерыв, когда началась война с фашистами, и он ушёл на фронт. Вернулся – вся грудь в орденах и медалях!
Поэтому ещё задолго до окончания школы Юрий уже знал, кем будет – связистом. А когда прозвенел последний школьный звонок, были сданы экзамены, юноша поехал в Кемерово и поступил в высшее военное училище связи. Но буквально через пару недель пришло сообщение, что тяжело заболела мать, Надежда Николаевна, тоже работавшая в дистанции связи.
– Пришлось вернуться домой, – заметил по этому поводу Юрий Егорович. – Устроился работать монтёром связи. А в ноябре 1972 года получил из военкомата повестку.
Служба проходила на Алтае, в Кызыльском погранотряде. И опять получилось так, что служил радиотелеграфистом, освоив в совершенстве азбуку Морзе, что в дальнейшем ему сильно пригодилось.
Два года пролетели быстро, и по возвращении домой Юрий опять начал работать монтёром связи в Читинской дистанции сигнализации и связи. Вскоре сдал экзамены на электромеханика и стал работать “на горке”, в сортировочном парке станции. Обслуживал устройства сигнализации, централизации и блокировки. А в свободное от работы время садился за учебники, поскольку заочно учился в железнодорожном техникуме. Позднее, опять-таки заочно, получил высшее образование по специальности “Автоматика, телемеханика и связь”.
За 30 лет работы трудился в разных цехах предприятия, а в 2002 году Юрия Егоровича назначили начальником карымского производственного участка Читинской дистанции сигнализации и связи.
Вскоре началась комплексная реконструкция участка Карымская – Забайкальск, и Юрию Луконину в прямом смысле слова пришлось работать от рассвета до заката, нередко и наоборот – от заката до рассвета. Выручала въевшаяся в кровь привычка вести здоровый образ жизни.
Ещё до призыва на армейскую службу Юрий стал кандидатом в мастера спорта по самбо, имел первый разряд по тяжёлой атлетике и увлекался бегом на длинные дистанции. И в армии продолжил заниматься спортом, не раз становился призёром соревнований, проходивших в Забайкальском пограничном округе. Ездил на турниры во Львов и Москву.
25 июля Юрию Егоровичу исполнится 58 лет, а он по-прежнему каждое утро начинает с интенсивной зарядки: бег, гантели... Наверное, поэтому всегда бодр, подтянут, не имеет валиков жира на талии, как у большинства его ровесников.
– Последние годы я дома практически и не был, – улыбается начальник участка. – Комплексная реконструкция Южного хода магистрали напрямую касалась и нашего хозяйства. Монтаж и сдача в эксплуатацию устройств железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) проходили, как и сама реконструкция, в несколько этапов. На первом этапе проходило удлинение станционных путей, на втором – замена автоблокировки, на третьем – электрификация.
И в ходе этой работы весь участок от Карымской до Могойтуя длиной 80 км был оснащён современными устройствами ЖАТ. На пяти станциях обновили устройства постов электроцентрализации (ЭЦ), а на 65-м и 66-м разъездах установили микропроцессорную сигнализацию “Диалог”, которой мог управлять дежурный по станции Адриановка. Устройства числовой кодовой блокировки заменили на автоблокировку тональных цепей.
– Это позволило улучшить условия труда наших специалистов, да и обслуживание автоблокировки стало удобнее. Но увеличение количества приборов даёт не только плюсы, но и минусы, – поведал Юрий Егорович. – То, что при отказе приборов всё оперативно устраняют прямо на посту, не выезжая на линию – это хорошо. На поле остались только светофоры и рельсовые тональные цепи, гораздо более надёжные, чем прежние цепи. Ведь когда путь стал бесстыковым, убрали изоляционные стыки и соединители рельсов, дававшие нам множество отказов. Но в то же время, чем больше приборов, тем больше и контактов, следовательно и отказов. Значит, у работников контрольно-измерительных приборов (КИП) прибавилось забот.
Не успел Юрий Луконин сделать передышку и вернуться к нормальному ритму работы, как в Карымской начали строить новый парк “Д”, пятый по счёту на этой станции. Он должен был нормализовать приём и отправление поездов в чётном направлении и, по возможности, устранить “тромб” в поездопотке.
– И опять в течение двух лет, пока в парке укладывали десять приёмоотправочных путей и пять путей для проведения текущего отцепочного ремонта вагонов, мы устанавливали, а потом включали в работу устройства железнодорожной автоматики и телемеханики, – перечисляет сделанное Юрий Луконин. – Одновременно врезались десятки стрелочных переводов для того, чтобы соединить новый парк с тремя главными путями – в чётном и нечётном направлениях, расположенными севернее и южнее этого парка. Теперь в удалённом парке есть свой старший электромеханик Сергей Крючков, а за стабильную работу напольных устройств отвечает Анатолий Лобанов. Отказы в работе устройств, конечно, случаются, но дежурный электромеханик оперативно устраняет неисправности.
За самоотверженный труд Юрий Луконин в прошлом году получил сразу две награды, став почётным работником Забайкальской железной дороги и почётным железнодорожником ОАО “РЖД”. В каждой из них, убеждён он, есть весомая доля всех работников участка – 17 старших электромехаников и электромехаников и 20 монтёров.
– Коллектив у нас хороший, отношения товарищеские. Текучести практически нет. Квалификация у большинства высокая. Костяк составляют старшие электромеханики Виктор Косов, Сергей Крючков и Антон Гладышев. Они и специалисты отменные, и руководители умелые. На одной работе никто не замыкается. У одних в почёте футбол, у других – пулевая стрельба, у третьих – шахматы, у четвёртых – рыбалка. В феврале, например, наша команда заняла второе место в дорожных соревнованиях по подлёдному лову, которые проходили на озере Арахлей. А когда коллектив сплочённый, тогда и работа спорится, – убеждён Луконин.
Нынешнее лето выдалось грозовым, и это требует надёжной защиты устройств ЖАТ. Но поскольку совершенной грозозащиты нет, от электромехаников требуется оперативность в устранении неполадок.
– Последняя гроза, случившаяся 12 июля, вывела из строя сразу пять генераторов системы автоматического управления тормозами в парке “Д”, – привёл пример Юрий Луконин. – Электромеханики, выявив неисправность, быстро заменили вышедшие из строя генераторы новыми.
В эти дни большая нагрузка ложится на плечи старшего электромеханика Евгения Якимова. Его бригада делает всё для того, чтобы защитить от гроз автоблокировку тональных цепей на всех перегонах от Тарской до Могойтуя.
– Евгений Иванович молодец, – заявил Юрий Луконин. – он предложил оборудовать все перегоны раздельным питанием блоков счётчика и лампочек светофоров вместо питания от одного источника, как это происходит сейчас. Это повысит надёжность устройств ЖАТ.
Юрий Егорович в силу специфики своей профессии ещё и отличный рационализатор. Ведь многие новые устройства требуют доработки с учётом того, где их используют. На его счету около 200 разработок, внедрённых в производство. Львиная доля их пришлась на тот период, когда он работал в сортировочном парке и дежурным электромехаником на посту ЭЦ.
Вот и нынче лучший рационализатор отрасли внёс и внедрил два предложения.
– Первое направлено на изменение схем питания блокпостов. Дело в том, что при переключении питания фидеров от внешнего источника переменного тока стойки питания нередко выходили из строя, – пояснил Луконин. – Чтобы избежать этого и исключить возгорание стоек, я сделал питание от батареи. Во втором случае предложил схему увязки защиты светофоров в парке “Д” от бесперебойного источника питания фидеров, что исключило перекрытие светофоров.
Юрий Егорович по натуре человек увлечённый. Он, помимо всего прочего, 15 лет занимается радиолюбительством. Своими руками сделал радиостанцию и работал в эфире в коротком и ультракоротком диапазонах. Спортсмен первого разряда, Луконин участвовал в соревнованиях даже международного уровня, имеет диплом Р150С за связь со 150 странами.
Юрий Егорович ещё и отличный семьянин. У него сын и дочь, а также внук и три внучки.
– Я думал, что сын тоже пойдёт по стопам Лукониных, – сказал в заключение Юрий Егорович. – Но Максим после армии немного поработал монтёром и ушёл водителем в дорожную автобазу. А вот муж Натальи, Олег Луговой, работает на нашем участке дежурным электромехаником в Карымской. Так что, думаю, нашему роду на железнодорожном транспорте не будет переводу.
Автор: Николай Гоголь
Forum with id 24 is not found.