Стрелок Юрий Белогуров и проводник служебной собаки Антон Пудов не могут припомнить шумных задержаний со стрельбой или эффектных погонь, какие принято показывать в кинофильмах. Но каждый раз, заступая на дежурство, они знают, что могут столкнуться с реальными преступниками и нужно быть готовым выполнить свою работу.
Вполне рядовое дежурство на станции Инская совместной специализированной группы (ССГ) в составе сотрудника транспортной полиции и двух работников стрелковой команды с собакой 9 марта дало не рядовой результат. С поличным был задержан преступник, пытавшийся похитить из ремонтного локомотивного депо Инская имущество ОАО «РЖД» – десять тепловозных аккумуляторов. Прямо с места совершения кражи он был доставлен в отдел полиции.
Преступник новой формации
Это лишь сухие факты, описывающие события той смены. Между тем, проведенное задержание – это результат совместной работы транспортной полиции и ведомственной охраны.
– Мы получили оперативную информацию, что в ремонтном локомотивном депо совершаются хищения имущества, – рассказывает заместитель начальника стрелковой команды на станции Инская по оперативной работе Сергей Зевахин. – Отправили патрулировать на выезде из депо совместную специализированную группу в составе полицейского и наших работников с собакой, которые и пресекли попытку кражи.
Стрелок Юрий Белогуров и проводник служебной собаки Антон Пудов, бывшие 9 марта в составе той самой ССГ, помнят все подробности операции.
– Многие, наверное, думают, что работа ведомственной охраны на дороге – это непременно задержание преступников. Но такое случается не часто, в основном нам приходится работать с обычными людьми. Бывает, переходя пути в неположенном месте, они по незнанию заходят в границы дорожных объектов. Тогда останавливаем их, проводим профилактические беседы, – поясняет Юрий. – Вот и в тот день основной задачей, стоявшей перед нашей ССГ, было проведение таких оперативно-профилактических мероприятий.
В процессе патрулирования сотрудники ССГ обнаружили на выезде с территории ремонтного локомотивного депо Инская частный автомобиль, который явно был чем-то тяжело нагружен. Досмотр автомобиля показал, что в багажнике находятся 10 тепловозных аккумуляторов, к которым владелец машины не смог предъявить никаких сопроводительных документов. Это явилось основанием для задержания и доставки преступника в ЛО МВД для дальнейшего разбирательства.
– Знаете, может мужчина в автомобиле и стал бы сопротивляться, попытался бы уехать от нас, но тот факт, что с нами была служебная собака, явился решающим фактором, – считает Антон. – Мало кто из людей способен быть агрессивным, когда видит перед собой служебную немецкую овчарку. Это успокаивает самых отпетых хулиганов и самых закоренелых рецидивистов. Так что моему Грею можно сказать спасибо, в таких ситуациях он нас здорово выручает.
Уже в линейном отделе транспортной полиции незадачливый расхититель имущества ОАО «РЖД» пояснил, что аккумуляторы взял на территории ремонтного локомотивного депо. Выяснилось также, что провел он эту «операцию» не без помощи сообщника из числа сотрудников депо. Сейчас в отношении всех причастных к этому случаю возбуждено уголовное дело, идет следствие, поэтому имена сообщников не разглашаются.
Тут хотелось бы сделать небольшое отступление, для пояснения некоторых деталей этого происшествия. Помните, как говорил в кинокомедии «Берегись автомобиля» следователь Максим Подберезовиков: «Это был преступник нового типа», когда обнаружил забытый Деточкиным на месте преступления томик Шекспира?
Так вот, и герой нашей истории вполне достоин звания «преступника нового типа». Автомобиль, в который сгружались тепловозные аккумуляторы, привлекший внимание работников стрелковой команды, был марки Toyota Land Cruiser. А сам расхититель, как выяснилось, являлся ни кем иным, как владельцем пункта по скупке металла. Полулегальное ремесло все-таки принесло проблемы своему хозяину.
Расцвет расхитителей
– Много еще у нас есть желающих поживиться за счет дороги, – говорит Сергей Зевахин. – Как правило, расхитители берут весь металл, что плохо лежит, и сдают его потом в пункты приема. Крадут накладки путейские, подкладки, костыли. Вроде мелочи, а к чему все это может привести, они не задумываются. Поэтому наша задача – пресекать такую деятельность.
Именно пункты скупки, принимающие у кого угодно за мизерную плату цветной и черный металл, не спрашивая ни документов, ни происхождения идущих в переплавку деталей, несколько лет назад были бичом магистрали.
– В начале 2000-х был настоящий всплеск воровства на дороге, несли все, особенно медьсодержащие детали, в частности, междроссельные перемычки – вспоминает начальник стрелковой команды на станции Инская Сергей Будылин. – Вырубали их топорами. Это приводило к сбоям в движении, остановке поездов, аварийным ситуациям. В конечном итоге от простоев страдали и сотрудники дороги.
Еще одной проблемой тех лет стало хищение угля. Это была настоящая болезнь, сродни массовой клептомании: как только поезд заходил в парк приема, группы местного населения с мешками лезли на вагоны, наполняли их и бросали вниз. Едва ли не весь пристанционный район отапливался добытым таким способом «дармовым» топливом.
– Естественно, мы не могли не реагировать, поставили дополнительные посты с участием работников полиции, проводников служебных собак, – говорит Сергей Будылин. – И результаты такой целенаправленной работы есть. Могу сказать, за эти годы основную массу людей, приходивших сюда с целью хищения, мы отучили от мысли, что тут можно легко поживиться.
Такая же целенаправленная работа была проведена и по кражам деталей верхнего строения пути. Ведь преступники выбирают места для краж, в основном, на подъездных путях, где меньше всего людей. Именно там были усилены патрули, это тоже сделало свое дело. Также принесло плоды и тесное взаимодействие стрелковой команды с сотрудниками полиции, проведение постоянных совместных рейдов.
Нашедшие призвание
– Работой своих сотрудников я доволен, – отмечает начальник стрелковой команды. – Юрий работает у нас с 1998 года, он уже опытный стрелок. Антон, несмотря на то, что работает всего пять лет, также хорошо себя зарекомендовал. Их можно направлять на любые задания.
Юрий Белогуров пришел в стрелки из локомотивщиков, проработав семь лет помощником машиниста. Сейчас и не мыслит себя без этой работы. Дочь Юрия, Ирина, также решила пойти по стопам отца, и поступает в Новосибирский техникум железнодорожного транспорта.
Его напарник Антон Пудов оказался на должности проводника служебной собаки не случайно. В армии служил сапером-кинологом. А тут сумел окончить Новосибирский педагогический университет, факультет экономики и управления. Осталось только защитить диплом. Но главное событие в его жизни еще впереди – сейчас с женой Ириной они ждут ребенка.
Роль еще одного участника этой истории, Грея, вообще трудно переоценить. Как бы все повернулось, не будь его спокойной поддержки, трудно сказать.
– Развитие служебного собаководства – одна из наших приоритетных задач, – говорит директор филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» на ЗСЖД Николай Долгих. – Применение собак в сфере охраны объектов дороги и перевозимых грузов доказало свою эффективность. С их помощью раскрывается треть всех случаев хищений.
Кражи в зоне обеспечения стрелковой команды станции Инской из года в год идут на спад. И в этом есть доля постоянного труда Юрия Белогурова, Антона Пудова и Грея.
Автор: Андрей Чернобылец
Forum with id 24 is not found.