Санину дорогу в энергохозяйство на махонькой станции Тельма столбовой не назовёшь. Были сомнения, метания, раздумья, прежде чем парень обрёл вес, авторитет и профессионализм в небольшом коллективе тельминских энергетиков.
Обманчивая тишина
Как только стих вдали стук колёс электрички, посадочную платформу заволокло звенящей тишиной. Зной, кудахтанье кур на пыльной улочке, цветущая, в пояс вымахавшая картошка, старушки с тяпками, бодро вышагивающие на свои деляны. Вот и вся Тельма, даже вокзала нет. Не верится как-то, что в восьми километрах на запад раскинулось Усолье-Сибирское, не последний по численности и промышленному потенциалу городок Приангарья.
– ЭЧК где у вас? – интересуюсь у путейца с залитым шоколадным загаром торсом и распахнутым от жары «желтком».
– Прямо дуй, аккурат в их ворота уткнёшься, – по-свойски растолковывает, кивая на тропку заросшую травой-муравой, путеец.
Нет-нет да и приходится бывать на линии на энергоучастках, особенно во время дорожных комиссионных осмотров. Иной раз и по внешнему виду можно определить, какого уровня здесь командир правит. Завалился забор, заросла буйной порослью территория, захламлена она нужным и ненужным скарбом – верный признак того, что правит здесь временщик или неподготовленный к управлению людьми и производством человек.
В Тельминском энергоучастке, проходящем по производственному реестру Иркутской дистанции электроснабжения как ЭЧК-20, порядочек будь здоров. Трава что столичный газон, всё прибрано, подкрашено. Непрошенных гостей, а в здешнем старинном селе с удивительной по красоте церковью, ныне застывшем в социальном развитии, лихих людей хватает, встретит дружный лай собак. Энергетикам приходится держать ухо востро, местные лихоимцы так и норовят стащить что-либо, особенно цветной металл.
Гайка в траву закатилась
Всё здесь родное – всё своё. Эту прописную истину я ещё раз оценил, шагнув через ворота энергоучастка. Шагнул, и перед глазами вот она, краса и гордость местных энергетиков – новенькая автомотриса АДМ. Несколько месяцев назад их представители ездили в ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод имени В.В. Воровского». Не ближний, конечно, свет Северокавказкая дорога, но овчинка выделки стоила. Без этой красавицы железнодорожные энергетики как без рук. Она и свирует, и смайнает, и бригаду на линию быстро доставит.
Нет, не зря машинисты с линии, приехав в командировку на завод, чуть ли не к самому Чёрному морю, скрупулёзно, болтик за гаечкой, перебирают эту стальную красавицу на месте. Она не должна и не может подвести там, на далёкой, но своей станции, где в любой, как говорят железнодорожники, час в сутках, может произойти обрыв контактного провода. Вот и тельминцы, принимая машину, по-хозяйски обстучали её: кому, как не им, было знать, что новенькая современная автомотриса с большой площадью остекления кабины, с краном-манипулятором и удобной монтажной площадкой всегда должна быть на ходу.
Собственно знакомство, а потом и несуетная беседа с учителем Александра Терехова Сергеем Леонидовичем Комаровским произошли вот у этой самой мотрисы, ставшей невольным свидетелем чётких и быстрых действий молодого машиниста, по существу предотвратившего сход подвижного состава на главном ходу.
Леонидыч – косая сажень в плечах. Ручищи те ещё, предназначены природой пудовыми гирьками играть, а он взялся раскрутить на машине махонький болтик. Не удержал гайку. Та, сверкнув на солнце и звякнув о боковину автомотрисы, закатилась в траву. Крякнул от досады опытный машинист и вопросительно посмотрел с верхотуры на меня. Ну что, делать нечего, пошарился минуту в траве и подал ему столь желанную гайку. Буркнул: «Спасибо».
ЧП без последствий
– В апреле этот случай произошёл, – подбирает слова Комаровский. – Дело привычное, бригада выехала на станцию Усолье-Сибирское для отработки технологического «окна». Ехали они по третьему пути, по тому самому, где ходят пассажирские и электрички. На 5120-м километре вдруг резкий толчок, Саня по тормозам и дальше чётко по инструкции следовал. Одним словом, моя школа, – не сдерживает гордости Леонидыч. – Осмотрел участок, выявил просадку пути и тут же доложил дежурной по станции Усолье-Сибирское. Разложил всё как по нотам.
Дальше события развивались так же чётко. Приехала бригада путейцев и в кратчайший срок устранила неисправность, угрожающую безопасности движения поездов.
– Эх, – потирает затылок Леонидыч, – знали бы вы, какая работа проделана и Саней, и всеми нами, чтобы в считанные секунды сделать то, что предписано должностными инструкциями. Годы неустанного труда надобны, чтобы вот так, мгновенно оценить обстановку и сделать один-единственный верный шаг. Такое, может, один раз в жизни железнодорожника случается.
Всю серьёзность той весенней ситуации я лишний раз оценил, когда увидел, с каким, можно сказать, священным трепетом Леонидыч достал из своих тенёт толстый, в мазутных разводах на обложке, блокнот с конспектами техзанятий. Ну просто шедевр каллиграфии, буковка к буковке, ровные, удобные для продолжительного чтения и раздумья строки. Должностные инструкции поверхностным-то бегом по страницам не возьмёшь, недаром говорят железнодорожники, что они кровью рождены.
– Он к нам в ЭЧК не с неба свалился, целенаправленно шёл к освоению профессии машиниста автромотрисы, – вспоминает Комаровский. – Злой он до работы был и тогда, когда приставили ко мне дублёром после окончания Нижнеудинской дортехшколы. Пытливый – ужас, до каждого болтика доберётся. Помнится, мы вдвоём со старшим машинистом Сергеем Чукавиным в ЭЧК остались. Как-то всё с кадрами не везло. Тут ещё стало переманивать к себе машинистов длинным рублём ОАО «Сибопора», которое только-только разворачивалось с подрядными работами на дороге. В общем, на мели мы оказались, спасались командированными со станций Мальта, Черемхово, Иркутск-Сортировочный, а тут такой парень попал к нам.
– Да, у Александра не отнять старательности и долготерпения в освоении профессии машиниста, – поддерживает Леонидыча начальник ЭЧК-20 Андрей Агафонов. – Другой в то апрельское утро и услышал бы толчок, да махнул рукой. Не моё, дескать, дело, пусть путейцы разбираются. А он не из таковских, настоящий железнодорожник из него вырос.
Ребята посоветовали
Так, за разговорами, и дождались мы Александра Терехова с семьёй. Оказывается, в эти дни он, находясь в отпуске, отдыхал на Байкале и на пути домой заглянул в свой участок.
– Как отдохнули? – пытаюсь расшевелить подуставшее от дальней дороги семейство во главе с Сашиной мамой, Галиной Тереховой. Между прочим, проводником вагона с многолетним стажем.
– Отлично. Как всегда, омульков на удочке потаскали, костерок пожгли, наплескались в Щучьем заливе от души и, главное, ребятишкам праздник устроили, – кивнул отец на двух озорников, Богдана и Владика, загоревших на байкальском песочке «как негусы ассирийские».
Разговор об апрельском ЧП на рельсах у нас как-то не клеился. Не то что Александр отнекивался, но был убеждён, что просто выполнил свой служебный долг. Скромность, конечно, человека украшает, но, по мнению коллектива энергоучастка, да и не только его, многие так и в дистанции считают, – парень своими действиями «Почётного железнодорожника» заслужил.
– Вообще-то я по образованию инженер сварочного производства, ИрГТУ окончил, – рассказывает Александр. – Подрабатывал охранником в одном частном увеселительном заведении Иркутска. Тогда ещё созрело решение: в частные лавочки я ни ногой. Потом, вроде как по инерции, устроился во вневедомственную железнодорожную охрану. Работал на объектах Иркутской дистанции электроснабжения, а душа к металлу тянулась. Пообщался там с ребятами-железнодорожниками, у мамы совета спросил и отправился в Нижнеудинскую техшколу, выложив за учёбу из своего кармана тринадцать с лишним тысяч плюс 150 за сутки в общежитии. Так и получил удостоверение машиниста автомотрисы, но это было только начало, – смеётся он и кивает на своих коллег: – Вот, благодаря им я и освоил профессию.
У него железный, чисто мужской принцип: никогда и ничего не просить в этой жизни. Создал семью – тяни, взялся освоить профессию – дойди до совершенства.
Про семью не склонен распространяться. Поставил цель создать нормальные условия для её проживания – и создал. Без нытья, стиснув зубы, подрабатывая, экономя каждый рубль, сначала однокомнатную квартиру в Усолье-Сибирском приобрёл, а потом и трёхкомнатную.
– Мне техника с детства нравилась, – признаётся Александр. – А тут, как увидел автомотрису, так и загорелся: стану машинистом. С этого, собственно, и началась у меня настоящая мужская жизнь в кругу настоящих мужчин, которые никогда и ни в чём не подведут.
Наша справка
ЭЧК-20 является одним из 15 подобных подразделений Иркутской дистанции электроснабжения. Энергетики Тельмы контролируют 25,4 км главного хода и всего развёрнутого пути (96,24 км). Низовой коллектив представлен 17 работниками, которые обслуживают контактную сеть перегонов и станций Усолье-Сибирское, Тельма, Китой, Китой-Комбинатская. Стабильно выполняет программы планово-предупредительного и капитального ремонтов – основные показатели деятельности любого ЭЧК.
Автор: александр Филиппов
Forum with id 24 is not found.