Доска почета отраслевой конкурс


Свет мой, зеркальце…

Свет мой, зеркальце…

Маргарита Шевченко, расшифровщица скоростемерных лент эксплуатационного локомотивного депо Лиски-Узловая
Вперёд

Утро каждой смены у Маргариты Шевченко начинается с зеркала… в вестибюле дома отдыха локомотивных бригад, над которым чья-то не лишенная мудрости рука вывела призывные подталкивающие к размышлению слова: «посмотри, от кого зависит безопасность движения».


Невольно улыбнувшись, Маргарита внимательно смотрит в зеркальное отражение своих глаз: отдохнувшие за ночь, они не должны подвести и сегодня на очередных пяти-шести тысячах километров, которые предстоит им пробежать за смену по лентам скоростемеров. А поскольку зеркало стоит так, что видит-отражает всякого, сюда входящего, то и начальник депо, и машинисты с помощниками, и руководители локомотивных колонн, и она, Маргарита Шевченко – расшифровщица скоростемерных лент, невольно внутренне концентрируют себя. Ведь безопасность движения зависит от всех и каждого. А уж от техников-расшифровщиков тем более. Потому что они – это и глаза локомотивных бригад, и их беспристрастные судьи, и, если хотите, ревизоры профилактики.


Вот сейчас Маргарита поднимется в свой отдел расшифровки, сядет под лампу дневного света и станет скрупулёзно шагать глазами и нервами по каждому миллиметру бумажной ленты, где самописцы оставили для антологии безопасности все шаги локомотивной бригады. А в одном миллиметре ленточного бумажного маршрута – пять километров пути, пройденных поездом. Но для Маргариты километры эти не бумажные, а живые – со струнами гудящих под колёсами рельсов, с уклонами-подъёмами, с кривыми, торможениями, наборами скорости…


За смену не менее 40 лент пробегут-протянутся перед глазами расшифровщицы. А это – до 6,5 тысячи километров! И ни одно тревожное отклонение самописца от нормы пропустить нельзя. Проскочишь глазами загогулину-ошибку, бригада посчитает праведными свои неправильные действия и повторит их в очередной поездке. Вот и получается, что от незамеченной Маргаритой ошибки до возможной беды – рукой подать. А ещё получается, что менее чем за семь смен Рита и каждая её коллега обозревают глазами своими расстояние, равное диаметру земного шара, если мерить его по экватору! Более  тысяч километров! Да им бы не то что спецмолоко за такую концентрацию вредности-напряжения, а сметану флягами или сок лимонника литрами каждую смену выдавать. Но сами девчата-расшифровщицы вредными не бывают.


– Я, например, всегда искренне радуюсь за машинистов, когда лента скоростемера не показывает у них нарушений, – улыбается Рита. – И таких ребят у нас, к счастью, большинство. Но мы должны быть принципиальными, без скидок на опыт машинистов и личные симпатии: ведь от нас зависит и благополучие локомотивных бригад, и жизни людей.


Спрашиваю у неё: а где учат на таких зорких и принципиальных?


– Меня учил весь наш коллектив, – рассказывает девушка, – хотя я до прихода в отдел расшифровки закончила в Лисках железнодорожный техникум по специальности дежурный по станции. Вообще-то семья наша, как и многие в Лисках, сплошь железнодорожная. Папа, Николай Иванович, работал в весовом хозяйстве станции. Мама, Светлана Геннадьевна, растила будущих железнодорожников с начальных классов тогда ещё железнодорожной школы № 12. Брат Олег в том же железнодорожном техникуме на третьем курсе учится. Но родители почему-то хотели видеть меня в сельском хозяйстве. А я хоть и отличницей-общественницей в школе была, но слыла домашним ребёнком. Потому и обучение профессии выбрала по принципу – «поближе к дому». Это потом на «станционном» отделении техникума во вкус дороги вошла. Была бессменной старостой курса, единственная из всего техникума получала дорожную стипендию. Вот там, в аудиториях, и поняла: дорога – вещь серьёзная и этой серьёзности нужно соответствовать…


Но прежде чем серьёзно соответствовать полученной дорожной профессии, Рита серьёзно и ответственно укрепила-поддержала демографическую составляющую железнодорожного города: родила будущих очаровательных железнодорожников – дочку Валерию и сынишку Дениса.


– После декретного отпуска пришла в эксплуатационное локомотивное депо Лиски-Узловая, где уже работал машинистом муж Сергей. В отделе кадров предложили на выбор: лаборатория или отдел расшифровки лент скоростемеров. Выбрала расшифровку: к мужу и движению поближе.


Первые месяцы не стеснялась подходить буквально к каждой из коллег: спрашивала, смотрела, училась. Так что я, можно сказать, дитя коллектива… «Становиться на крыло» основательно помогали мне мои добрые наставники – Нина Ивановна Илларионова и Татьяна Николаевна Стародубова, спасибо им душевное. Опыт, перенятый у них, закрепился потом учёбой в дортехшколе в Воронеже. А вообще-то за восемь лет работы в коллективе я поняла: учиться нужно постоянно, не стесняясь этого. Только так и себя можно уважать заставить, и профессионалом стать. Вот и сейчас каждый день учусь у наших лидеров – у Татьяны Стародубовой, Ольги Безлепкиной, Наташи Фирсовой…


Когда на большом совещании локомотивщиков Анатолий Иванович Володько – начальник нашей дороги – среди награждённых назвал мою фамилию, я еле заставила себя встать, так неожиданно было это. Шла к трибуне и мысль беспокойная шаги замедляла: может, думала, ошибка тут вышла какая… Ведь это ж первая моя награда и сразу такая высокая – почёт… И этому почёту теперь ежедневно соответствовать нужно…


Каждый день отработанной смены заканчивается для Маргариты Шевченко всё тем же зеркалом, внимательно и испытывающе провожающим её усталые от десятков тысяч пройденных километров глаза. Но понимает она: усталость эту нужно оставить за глянцем зеркала. Ведь дети ждут дома бодрую и весёлую маму. А дорога снова будет с нетерпением ждать завтра утром её зоркие и бескомпромиссные глаза. В них – её надёжная безопасность. Да и признанному почёту «соответствовать нужно».

Автор: Николай Кардашов


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»