Доска почета отраслевой конкурс


Каждый день – подвиг

Каждый день – подвиг

Александр Резников, пожарный пожарного поезда станции имени Максима Горького
Железнодорожник Поволжья
В кабинет начальника пожарного поезда станции имени Максима Горького вошёл мужчина, по-военному вытянулся и, уже не вполне по уставу, отрапортовал: "Александр Николаевич Резников прибыл!". Улыбаясь, поинтересовался, куда можно присесть, чтобы побеседовать с корреспондентом. Честно сказать, в тот момент я еще не предполагала, что наш разговор окажется таким интересным.


Встреться мы где-нибудь мимоходом на улице,я никогда не подумала бы, что этот скромный,даже застенчивый мужчина награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени с формулировкой: «За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу». Эта награда учреждена Указом Президента Российской Федерации 2 марта 1994 года. Присуждается она как гражданским лицам «за
осуществление полезных для страны дел в различных областях трудовой деятельности», так и военнослужащим «за большой вклад в дело защиты Отечества и успехи в поддержании высокой боевой готовности подразделений,частей и соединений, за отличные показатели в боевой подготовке и иные заслуги во время прохождения военной службы». Вот почему неожиданная весть о высокой награде буквально обескуражила бывалого пожарного.

– Утром на разводе начальник пожарного поезда Андрей Иванович Кулаков перед строем зачитал прибывшую телеграмму. Удивились все, но я, пожалуй, сильнее остальных. Это было прямо как снег на голову. Но, конечно, очень приятно! – делится впечатлениями Александр Резников. – Домой принёс копию документа,чтоб родные не подумали, будто я шучу.

В жару и в холод

Работе в ведомственной охране Александр Резников отдал без малого четверть века. Хотя по образованию он электрик и достаточно долго трудился в этом качестве на одном из волгоградских заводов. Но начавшаяся в стране перестройка внесла свои коррективы в жизнь рабочего человека. Перебои с зарплатой заставили задуматься о смене профессии. Поэтому, когда Александру предложили попробовать себя в стрелковой команде станции имени Максима Горького Волгоградского отряда военизированной охраны на Приволжской железной
дороге, он не отказался. В обязанности Резникова входило сопровождение и охрана грузов, в частности техники, перевозимой на открытых платформах.

– Это сейчас машины стали укрывать специальной сеткой, а раньше они свободно стояли на платформе, – рассказывает Александр Николаевич. – Цыгане, солдаты, дети так и норовили открутить какую-нибудь деталь. Приходилось их шугать. Но обошлось без стрельбы. Бог миловал!


Казалось бы, не такая уж пыльная работа: сиди на платформе, поглядывай по сторонам да «шугай» чересчур охочих до государственного добра индивидуумов. Лихие 90-е наступят позже, а в  годы перестройки страна ещё не знала ужасов бандитского беспредела. Но ведь, кроме человеческого фактора, был ещё и климатический.
Палящее солнце, затяжные осенние дожди – всё это не так страшно по сравнению с морозами под 30 градусов, с пронизывающим до костей ветром. Тулуп да валенки, которыми экипировали сопровождающих зимою, в таких условиях переставали помогать очень скоро. А согреться и высушиться негде. И до пункта назначения – четыре часа полного хода...

В одну из подобных поездок Резникова продуло так, что восстанавливать здоровье пришлось очень долго. О службе в стрелковой команде врачи приказали забыть. Навсегда.

И вечный бой! С огнем

Но руководство Волгоградского отряда хороших сотрудников в беде не бросает. После выздоровления для бывшего стрелка нашли место в другом подразделении: в октябре 1990 года ему предложили поработать в пожарном поезде станции имени Максима Горького. Станцию и коллектив на тот момент Александр Резников знал уже хорошо, поэтому, немного подумав, согласился.

– Раньше работать было несколько проще, – отмечает Александр Николаевич. – Потому что объёмы грузоперевозок были не столь значительными. Даже число человек в смене было меньше: четыре-пять против нынешних семи-восьми. К тому же вагоны были не под напряжением. Сейчас во время тушения приходится пристально следить, чтоб вода не попала на провода. Да и пожары в последнее время стали сильнее.


Самый масштабный пожар, в тушении которого принимал участие Резников, случился в 2002 году: самовозгорание 43 полувагонов с серой на пятнадцатом километре станции имени Максима Горького. Представьте себе: самый разгар лета, жара за сорок – и вспыхнувшая сера, которую ещё средневековые алхимики называли «негорящим огнём»...

– Очень опасным фактором того пожара был ядовитый запах горящей серы, – вспоминает Александр Николаевич. – Раз вдохнёшь – и кажется, что он навечно застрял в твоём горле. Даже в противогазах старались подходить к огню только с подветренной стороны. Хорошо, что у нас тогда ещё была возможность свободно лазить по полувагонам. Сейчас, из-за контактной сети, этого делать нельзя. Пожар тот мы тушили
целый день.

А вот самым напряжённым для смены Александра Резникова стало лето 2009 года. По нескольку раз в день приходилось выезжать на вызовы. От жары и засухи вспыхивали даже деревянные шпалы. Не многим спокойнее выдался и 2010-й.

– Позапрошлый год запомнился в первую очередь пожаром в районе станции Орловка, – рассказывает Александр Николаевич. – Пламя распространялось по засеянному полю прямо-таки стремительно, на счету была каждая минута. Ведь огонь мог перекинуться на посёлок. Но мы успели его потушить.

Поскромничав, он умолчал в разговоре, что тогда в Орловке, практически на границе с огнём, ему пришлось протянуть магистральную линию из пожарных рукавов. А затем сильным напором поступающей по ней воды отсечь всепоглощающее пламя. Кстати, протягивание магистральной линии любой пожарный должен знать, как «Отче наш»: чуть ошибся – вода не пойдёт. Тогда пожару вольная воля: жги, пали всю округу...

Принимал участие Александр Резников и в другой, известной на всю страну чрезвычайной ситуации. 26 мая 2011 года на неохраняемом железнодорожном переезде 185-й километр перегона Гремячая – Котельниково автомобиль «КамАЗ» столкнулся с товарным составом из 65 вагонов, перевозивших 6 тысяч тонн нефтепродуктов. Из 12 сошедших с рельсов цистерн 9 загорелось. К вечеру того же дня огонь удалось локализовать и затем потушить. Об этом тогда писали и вещали многие региональные и федеральные газеты, теле- и радиоканалы.

Но о том, что сотрудники пожарного поезда станции имени Максима Горького больше суток перекачивали остатки нефтепродуктов в другие, целые цистерны, СМИ умолчали. А ведь нефтяное море могло в любую минуту вспыхнуть вновь. Александр Резников, один из опытнейших пожарных, со своими товарищами сделал всё, чтобы этого не произошло.

Вторая сторона медали

– Я работаю в пожарном поезде больше тридцати лет, много всякого народу повидал, – рассказывает Юрий Ерохов, начальник отделения пожарного поезда на станции имени Максима Горького. – Скажу без обиняков: на Резникова всегда можно рассчитывать. Он никогда не подведёт, прикроет спину в трудной ситуации. А в нашей работе это очень важно. На пожарах и авариях Александр Николаевич трудится самоотверженно – другого слова не подобрать. Я всегда уверен в нём и в том, что на его участке работы всё будет сделано как нужно. А кроме того, Резников известен ещё и как отличный наставник. За время своей работы воспитал больше десятка первоклассных специалистов.


– Двенадцать лет назад именно этот человек показывал мне, как закатывать рукава, – улыбаясь, говорит заместитель начальника пожарного поезда Владимир Евсеев.

– Да, Резников был первым моим учителем, и я очень благодарен ему за науку.

Свои педагогические секреты Александр Николаевич раскрывает охотно:

– Главный упор нужно делать на соблюдение техники безопасности. Сами понимаете, железная дорога – дело опасное. Особенно теперь, когда путь электрифицирован. Когда работаю на пожаре, непременно посматриваю на стажёра. Ведь я в ответе за него. Приходится всегда быть наготове, чтобы подстраховать молодого коллегу.

В том, насколько талантлив мой собеседник как наставник, я убедилась лично. Буквально за несколько минут он очень доходчиво, профессионально и артистично сумел не только объяснить мне, какое оборудование применяется при тушении пожаров и ликвидации ЧС, но и рассказать о технических новинках, появившихся в арсенале пожарного поезда недавно. Свои знания Александр Николаевич постоянно пополняет с помощью специальной технической литературы. Хотя книги о пожаротушении – не единственные, которые попадают ему в руки.


– Очень люблю исторические романы. Сейчас, например, читаю Пикуля, – признаётся Резников. – И конечно же, мне нравится классика – Достоевский, Толстой. Не современно, скажете? А я вот романы Достоевского – «Идиот», «Преступление и наказание» и в особенности «Братья Карамазовы» – перечитываю периодически, и каждый раз воспринимаю их по-новому. Ещё мне очень нравятся джаз и классическая музыка, особенно гениальные творения Чайковского. Когда выдаётся время, хожу в филармонию: живой звук
никогда не сравнится с тем, который звучит в записи.


Вот он, оказывается, какой – Александр Николаевич Резников. Внешне – самый обычный человек, по профессии – герой, по складу ума - мыслитель, душой – эстет... Что же нашёл он в своей работе, которой остаётся верен столько лет?

– Главное для меня в моём деле – что могу помочь людям в их самую страшную минуту: выручить из огненной беды их имущество, а то и спасти жизнь. Ведь это так страшно, когда твой дом горит. А ты отбил огонь, затушил пламя, сохранил людям жильё и всё нажитое – на душе радостно становится. Понимаешь, что не зря живёшь на свете.

Конечно, не зря, Александр Николаевич! Надеюсь, очень скоро вы будете держать в руках уже не телеграмму о награждении, а саму медаль ордена «За заслуги перед Отечеством». Пусть она займёт своё место в ряду ваших почётных наград – рядом со знаком «Отличник военизированной охраны» и званием «Лучший по профессии».

Автор: Ирина Соколова


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»