Локомотивная бригада депо Абакан в составе машиниста Сергея Чернова и помощника Николая Комарова спасла свой электровоз от пожара.
Это произошло 21 июня на участке Аскиз – Казановская. Перегонное время данного хода составляет около 20 минут, но в тот день поезд простоял здесь более часа.
После проследования станции Аскиз машинист Сергей Чернов отправил своего помощника Николая Комарова на осмотр машинного отделения.
Вообще это обычная, дежурная процедура,которая проходит на каждом перегоне, а на некоторых, более длинных по времени, даже не один раз. Но на этот раз, вернувшись, помощник доложил, что с электровозом не всё в порядке – в его средней секции Николай почувствовал едва уловимый запах горелой изоляции. Машинист отправил парня на повторный осмотр отделения. А в кривом участке пути оба увидели задымление в районе седьмого тягового двигателя. Тлеющий кабель в течение непродолжительного времени мог привести к возгоранию секции.
– Дальше всё происходило как бы само собой, на автомате, – рассказывает Сергей Чернов.– Сразу же остановили поезд для осмотра. Выполнили предписанный в таких случаях регла-
мент переговоров. С тушением на практике ни мой помощник, ни я никогда не сталкивались, в подобных экстремальных ситуациях не бывали. Сначала возникла лёгкая растерянность – всегда волнуешься, когда что-то идёт не так. Хорошо, что мы не настолько сильно испугались, чтобы забыть то, что когда-то изучали.
Действительно, по всем возможным экстремальным ситуациям для локомотивных бригад есть инструкции, в которых теоретически всё расписывается. Но совсем другое дело, если с этим сталкиваешься на практике.
И всё же теоретические знания помогли. Парни быстро мобилизовались и приступили к выполнению своих должностных обязанностей.
Вызвали пожарный поезд. Николай побежал укладывать тормозные башмаки под стоящие на уклоне вагоны. Закрепив состав, он подключился к нейтрализации очага задымления. И вскоре угроза возгорания локомотива была ликвидирована. На это ушли семь из имеющихся 12 первичных средств пожаротушения.
Вес поезда позволял отключить пострадавшую секцию электровоза, и дальнейший путь они продолжили на двух оставшихся.
– Прибыли в Бискамжу, – продолжает рассказ Сергей. – С машинистом-инструктором осмотрели машину. Составили акт. Написали объяснительные. На следующий день поехали в локомотивное депо Абакан, где произошёл разбор причин задымления.
Комиссия констатировала ослабление болтов крепления главных полюсов седьмого тягового двигателя. Машина ли некачественно была обслужена ремонтниками или крепления сами со временем разболтались – для Сергея и Николая это теперь не так важно. Главное, что в неожиданной ситуации они приняли единственно правильное решение, что удаётся далеко не всем.
До происшествия парни проработали вместе всего полтора месяца. Для Николая Комарова, очень добросовестно относящегося к своим обязанностям, это был предпоследний рабочий день перед уходом в очереднойотпуск. Сейчас наш герой набирается сил для следующего рабочего сезона.
Сергею Чернову 13 августа исполнится 30 лет. Машинистом он начал работать 4,5 года назад. В профессию водителя поездов пришёл не случайно. Как только возраст позволил получить водительские права, он сразу сел за баранку автомобиля. И вот теперь в его подчинении в разы большее количество «лошадей», а вместе с ними и многократно возросшая ответственность.
– Чтобы в любой ситуации принять правильное решение, локомотивщику необходимо знать около 20 тысяч различных указаний, приказов и инструкций. Но никому из представителей других железнодорожных профессий не даётся столько полномочий по контролю над смежными специалистами, ведь машинист является последним звеном, где можно остановить наезд или проезд запрещающего сигнала светофора, – говорит начальник эксплуатационного оборотного депо Междуреченск Николай Ковалёв.
– Машинист Сергей Чернов своевременно принял правильное твёрдое решение. Организовал тушение и принял все меры предосторожности.
Николай Ковалёв отмечает дисциплинированность, целеустремлённость и умение Чернова отстаивать свою точку зрения и считает его перспективным работником.
В школе Сергей особого усердия не проявлял. Но когда стал готовиться к вождению локомотивов, в учёбе появилось рвение. Кстати, он постоянно повышает свой образовательный уровень. Полтора месяца назад с отличием сдал экзамены на машиниста третьего класса. А ещё он получает второе высшее образование в СГУПСе по специальности «Эксплуатация железных дорог». Читать беллетристику не любит, а вот для журналов, особенно профессиональной тематики, время у него находится.
Поступок бдительных локомотивщиков из Междуреченска был приведён начальником депо Абакан Валерием Вадрецким в пример коллегам. А машинист-инструктор Александр Чачин, который ездил с бригадой на разбор, подал представление на их награждение за оперативность и правильные действия.
Автор: Надежда Морозова