Известно, что ситуации, требующие от людей каких-то неординарных действий, происходят, как правило, из-за чьей-то беспечности или как результат – стечения обстоятельств. А вот дальше события могут развиваться совершенно непредсказуемо, ведь не каждый готов в сложный момент рисковать своим здоровьем, не говоря уже о жизни. Но кто-то совершает поступок, потому что внутренне готов к нему.
Обязанности промывальщика-пропарщика совсем далеки от какой-либо романтики и уж совсем не требуют от работников героизма, за исключением, пожалуй, трудовых достижений. Это, к примеру, у пожарных каждый день как подвиг, а экстремальная ситуация для них – обычные будни. Рабочие будни пропарщика цистерн заключаются в обработке цистерн из-под нефтепродуктов. Используя пар и горячую воду, он удаляет остатки содержимого. После этих манипуляций цистерна готова к наливу нефтепродуктов или к проведению ремонта.
Все эти действия производятся на промывочно-пропарочных станциях (ППС). ППС Сызрань Самарского филиала ОАО «ПГК» одно из таких предприятий, на котором и произошли события утром первого майского дня, едва не ставшего датой серьёзной производственной аварии.
В тот день, как говорится, ничто не предвещало беды. Бригада промывальщиков-пропарщиков приступила к обработке вагона. Один из работавших на цистерне пропарщиков, наверное, немного отвлёкся, поэтому не смог обеспечить плавное открытие крышки верхнего загрузочного люка, когда сильный порыв ветра опрокинул её и она ударилась о рукоятку ригельного винта. От возникшей искры вспыхнули пары находившегося в цистерне моторного бензина. Пламя быстро побежало по приёмному лотку, через считанные мгновения площадь возгорания уже составляла несколько десятков метров, а огонь угрожал перекинуться на стоящий рядом состав с приготовленными для обработки цистернами. Все на станции понимали, что в такой ситуации дорога каждая секунда. Промывальщик-пропарщик Георгий Иванов в тот день работал на тёмной эстакаде.
«Я услышал хлопок и увидел дым на светлой эстакаде. Сообщил о пожаре своим товарищам, сказав им, чтобы они брали огнетушители, а сам побежал за пожарным рукавом. Присоединил его к гидранту и стал тушить непосредственный очаг возгорания», - буднично рассказывает он о происшествии.
И хотя сейчас некоторые стараются подменить ценности, к счастью, ещё есть люди, которые думают не только о себе, но и о своём долге. И это происшествие стало своеобразной проверкой того, кто и чего стоит.
Начальника участка технической подготовки вагонов Василия Глушкова пожар не застал врасплох. Конечно, можно сказать, что он действовал так, как предписывается в его служебных обязанностях. Но, всё же, есть разница в выполнении предписаний на бумаге, теоретически, и совсем другое, когда нужно действовать в экстремальной обстановке. Этот непростой экзамен он тоже выдержал с честью. Сказалась армейская подготовка, ведь до прихода на железную дорогу Василий был авиационным техником-механиком.
Узнав о пожаре, он сразу же организовал сменных рабочих на тушение огня. В такой обстановке лучше перестраховаться, ведь огонь – это стихия, которая не управляема. И если вовремя огонь не локализировать, может произойти непоправимое. Поэтому он принял верное решение вывести из тупика группу вагонов на запад станции, а также дал указание на расцеп группы вагонов из другого тупика на восток станции, чтобы предотвратить возможное перекидывание пламени на остальные вагоны.
В результате пожар был ликвидирован за семь минут. А главное, что он не привёл к серьёзным последствиям
– пострадавших нет, ущерб подвижному составу, техническим устройствам ППС и экологии не нанесён.
Отличившиеся работники получили благодарность от руководства филиала.
Конечно, приятно такое внимание, но герои дня говорят, что в те минуты, не думали о поощрении.
«Мы просто сделали то, что на нашем месте сделали бы и другие», - отвечают они, не считая свой поступок
выдающимся.
Автор: Анатолий Дементьев