У Геннадия Аристова много наград: ордена «Дружбы народов» и «Знак Почёта», медаль «100 лет профсоюзам России», знак «Почётному железнодорожнику», а уж разные грамоты и ценные подарки вообще без счёта. Буквально на днях ему присвоено звание «Почётный ветеран Северной железной дороги».
Конечно, этим заслуженным признанием своего труда Геннадий Фёдорович гордится по праву. Однако главным для себя считает добрую людскую память. Её он оставил в Архангельском регионе Северной железной дороге у многих. Недаром его частенько называют человеком-легендой.
– Если я помог хотя бы одному человеку в беде, не зря был на своём месте, – говорит Аристов.
В реальности за те 33 года, что он возглавлял территориальную профсоюзную организацию Архангельского отделения дороги, таких людей сотни.
Потомственный помор, родился он в Архангельске в 1938-м году. Отца почти не помнит, тот погиб на войне. А профессию железнодорожника, которой отдал всю жизнь, выбрал случайно. Собрался поступать в артиллерийское военное училище в Ярославле, да опоздал к началу вступительных экзаменов. Поехал домой и вдруг решил выйти на полдороги – в Няндоме, где и поступил в железнодорожное училище. Выучился на кочегара, потом на помощника машиниста. Невысокого роста, но крепкий, никогда не унывающий, заводила в любой компании. Не удивительно, что он скоро стал комсомольским вожаком. Геннадий Фёдорович вспоминает те годы:
– Работать кочегаром не каждый сдюжит. Тут и сила нужна, и выносливость. Без стокера топку сами открывали, бывало за смену тонн 10-12 перекидаешь. Угольная пыль на всю жизнь въелась. После работы в столовой три обеда за раз навернёшь, а потом в клуб. И в самодеятельности активно участвовал, и спортом успевал заниматься – гимнастикой. На всё времени и сил хватало. Жили тогда по 20 человек в одной комнате общежития (помню, ботинки, которые купил на первую кочегарскую зарплату, сжевала собака соседа). Несмотря ни на что, весело жили, и комсомолия скучать не давала. Всё время что-то придумывали. Например, проводили концерты самодеятельных выездных бригад на линейных станциях. Сидели там люди в глухомани, надо же было и для них устроить праздник – показать, что не забываем. Да и вообще, тогда люди в нерабочее время охотно жили общественной жизнью.
При этом Геннадий вовсе не был ортодоксальным коммунистом, ко многому относился критически.
– Бывало, слушаешь очередного лектора, так за его спиной заря коммунизма так и сияет, – смеётся Аристов. И когда его пригласили работать в райкоме партии, отказался. А от таких предложений отказываться было не принято – легко партбилет на стол со всеми вытекающими. Но был он тогда уже профсоюзным лидером, и железнодорожное руководство смогло отстоять, доказать, насколько он нужнее на нынешнем посту.
Профсоюзную организацию локомотивного депо Няндома Аристов возглавил в 1968-м, всего Архангельского отделения – шестью годами позже. Проработал на этой должности до 2007-го года. Сколько за эти годы сделано, перечислить невозможно. Но с ершистым, неудобным порой для начальства характером, неуёмной энергией всегда вставал на защиту прав простого работяги, помогал в любой беде, только обратись. При этом не любил и не любит горлопанов, демагогов. Критика всегда должна быть предметной, а просьбы обоснованы, считает он, а не по принципу «дай-дай!». Начальство уходило и приходило, а Геннадий Михайлович оставался непререкаемым авторитетом для всех работников отделения. Но ничто не вечно, годы и здоровье дали о себе знать, пришлось уйти на пенсию.
Да разве на этом могла закончиться бурлящая в нём молодая энергия? И по сей день Аристов – активный участник жизни региона. Особенно любит общаться с молодёжью. Он постоянный почётный член жюри конкурсов «Мисс и мистер Архангельского региона». И, наверное, стоило бы присвоить ему звание «Почётный Дед Мороз» – не одно поколение детей железнодорожников водил он хороводами вокруг ёлок.
– Я всегда любил жизнь во всём многообразии, бурлении, хотел быть нужным людям, – говорит Геннадий Аристов. – И сейчас ничего в моих взглядах не изменилось.
Автор: Владимир Николаев
Forum with id 24 is not found.