Тысячи железнодорожников преодолевали последствия наводнения в Краснодарском крае. Среди самоотверженной работы путейцев, мостовиков, эсцебистов и локомотивщиков труд поваров, может быть, не бросается в глаза, но без него не было бы успеха восстановительных работ.
Кто-то должен был обеспечить питанием тысячи пассажиров, ставших заложниками природного катаклизма. Кроме того, необходимо было кормить многочисленных ликвидаторов последствий стихии, значительная часть которых – командировочные. Одним из таких незаметных на первый взгляд героев стала повар Ольга Грищенко.
В бригадном доме станции Крымская Ольга работает не первый год. Ей не было ещё и 18, когда пришла туда на практику поварёнком. Работа шустрой, старательной девчонки понравилась заведующей столовой. Последовало предложение начать трудовую деятельность. Ольга подумала и согласилась. Сегодня она – старший повар, сродни шеф-повару в ресторане.
В ту субботу около трёх часов ночи её разбудил звонок брата. Он рассказал о наводнении и спросил, как дела у сестры.
«А у нас нормально, живём неподалёку от вокзала, здесь высоко, поэтому вода до нас не дошла. Да и фундамент у дома высокий», – вспоминает Грищенко.
В эпицентр наводнения попал дом родителей Ольги, расположенный возле речки. Родители, к счастью, спаслись, но их жильё восстановлению не подлежало, и его снесли.
«Там по улице Ворошилова у многих так, – рассказывает Ольга. – Капитальные дома сохранились, а что попроще, то смыло».
С рассветом пришлось выйти на работу, хоть и был выходной. Да какой отдых – в такой ситуации надо кормить людей.
В обычные дни в бригадном доме кормят по 20–40 человек. Но с пришедшей бедой количество людей там резко выросло.
Кроме обычных клиентов – локомотивщиков, добавились путейцы, бригады, работавшие на очистке домов и дворов железнодорожников, сотрудники, потерявшие дома. Количество нуждающихся в питании доходило до полутысячи человек в день.
«Каких-то ресторанных изысков, конечно, не предлагали. Но борщ, гороховый суп, рассольник, тефтели, котлеты, разнообразные гарниры – всё это было», – говорит Ольга.
В крымском бригадном доме готовят понемногу, но часто. Сделают десяток порций борща, а если закончился, повторят блюдо. Поэтому еда всегда свежая, только что из печки.
«Ольга Грищенко – потрясающий человек! – считает руководитель Ростовского филиала ОАО «Железнодорожная компания» Михаил Сюсюра. – Несмотря на то что при чрезвычайной ситуации пострадали её родители, она все эти дни находилась на работе. Не бросила, не ушла заниматься семейными проблемами, забыла про выходные, отдых. По сути, в более или менее нормальный график работы столовая бригадного дома вошла только после 17 июля, спустя десять дней после наводнения».
Тяжело было и дома. Муж Георгий – автодорожник. И самые трудные дни после крымской трагедии пропадал на работе. Заботу о троих ребятах – Никите, Захаре и Назаре – взяла на себя бабушка.
«Если бы не она, даже не представляю, что было бы, – качает головой Ольга. – Мальчишкам 15, 10 и три года, так что присмотр за ними нужен».
Отрываться от работы было некогда. В обязанности старшего повара входит не только контроль за успешным приготовлением блюд, но и документация по приходу и расходу продуктов, финансам. Эта бумажная работа, отнимающая немало сил и времени, в кризисной ситуации резко возросла. Кроме того, сильно увеличилось число едоков, и Ольге пришлось заниматься готовкой, выдачей блюд и другой работой, обеспечивающей ритмичную деятельность столовой.
«Конечно, без коллектива я бы не справилась, – говорит она. – Все наши девочки – повара Ольга Эйперт, Татьяна Кобзарь, Любовь Богданова, Ирина Трухан, кухонные рабочие Лариса Губа и Наталья Ковальчук – работали, не жалея сил. Было тяжело, но мы справились, а это самое главное».
Автор: Игорь Евдокимов
Forum with id 24 is not found.