Доска почета отраслевой конкурс


Укротитель железа

Укротитель железа

Владимир Хлестунов , механосборочных работ Читинского вагонного участка Забайкальского филиала ОАО “Федеральная пассажирская компания”
Забайкальская магистраль

Пока иные доки на интернет-форумах судачат о плюсах жизни в Самаре или Москве, по соседству живут люди, чурающиеся психологии временщиков. Владимир Хлестунов наделён качествами восточного человека. Не выставляя себя напоказ, он честно трудится и не бежит за химерами.


Не владеет”, “не был”, “не привлекался”. Рабочая “объективка” слесаря механосборочных работ Читинского вагонного участка Забайкальского филиала ОАО “Федеральная пассажирская компания” Владимира Хлестунова такова, что без личного общения с человеком зацепиться не за что. При встрече Владимир берёт своей спокойной естественностью. Добротным рукопожатием крепкой натруженной ладони. Незатравленным открытым взглядом умельца. Замес его достоинства скрепила ещё и личная трагедия: схоронив на днях супругу, Владимир Викторович воспитывает 18-летнего сына Алексея. Труд, занятие по душе – считает он – это первейшее средство преодолеть горе и не потеряться в жизни.


Владимир Хлестунов родился в самый короткий день в году, 22 декабря 1970 года, в посёлке городского типа Кокуй Сретенского района Читинской области. Пока некоторые из сверстников заглядывали в бутылку и мутную перспективу хулиганской романтики, Володя закончил в Кокуе сельское профессионально-техническое училище №4 и там же успел закрепить полученные навыки сначала в качестве плотника Сретенского судостроительного завода, а потом и судового слесаря-ремонтника, а также слесаря-монтажника Кокуйского среднего профессионального технического училища №4. После армии, которую Владимир честно отслужил ракетчиком в г. Луга Ленинградской области(“покупателю” на сборном пункте понравились математические способности невысокого паренька), он уехал в бамовскую Тынду, где стал учеником осваивать непростую профессию проводника пассажирского вагона дирекции по обслуживанию пассажиров Байкало-Амурской магистрали.


Буквально через несколько дней юркий молодой человек уже работал проводником и после краткосрочных курсов начал вовсю изучать и обкатывать просторы необъятной Родины на поезде №75 сообщением Тында – Москва.


Новая, настоянная на романтике работа, познакомила и сблизила его с будущей супругой, жившей тогда в Чите. Она была коллегой молодого человека, работала также на этом поезде, совершая поездки “прицепкой”. Когда стали вести совместное хозяйство, решили, что два проводника в семье – много, ведь кто-то должен следить за хозяйством и находиться рядом с ребёнком. Тогда Владимир и оставил работу, связанную с постоянными поездками.


В 1992 году Владимир Хлестунов перебрался в областной центр. У жены в Чите была маленькая квартирка, которую позже поменяли на свой дом с огородом в Антипихе – он согревает семью Хлестуновых до сих пор.


В забайкальской столице молодой железнодорожник в начале девяностых устроился в локомотивное депо Чита и около двух лет трудился слесарем-ремонтником в динамометрическом спецвагоне, занимаясь измерением тяговых качеств электровозов и их тормозных систем. Потом перешёл в экспериментальный цех. Третий слесарский разряд, присвоенный в ГПТУ, наш земляк со временем сменил на максимальную планку пятой ступеньки рабочего мастерства.


– По итогам мая Владимир Хлестунов признан лучшим работником вагонного участка – говорит заместитель начальника участка Ирина Сарапкина. – Это один из самых плодовитых рационализаторов на предприятии, его разработки постоянно внедряются в производство.


Выучившись в 1991 году ещё и на сварщика, Владимир Хлестунов может не только отремонтировать изношенный механизм, но и провести любые сварочные работы у себя в домашнем хозяйстве. Впрочем, рабочий цех для Хлестунова, похоже, давно стал продолжением дома, ведь времени он тут проводит не меньше.


Досконально изученными движениями Владимир заправляет сверло и рассказывает о работе.


– Чтобы не бегать по сто раз в инструменталку, предпочитаю готовить сам, – говорит он, сыпя искрами от крохотных стружек во время заправки инструмента. Угол, на который надо подогнать сверло, по словам нашего героя, чувствуется буквально кончиками пальцев, практически на уровне интуиции.


На Забайкальской железной дороге Владимир Викторович трудится уже почти 20 лети, по его признанию, за это время даже металл стал “послушнее”. Дилетанту, не знакомому с рокотом рабочего цеха, труд по обточке и подгонке разнокалиберных железяк может показаться унылой рутиной. Но когда это опровергает один из ветеранов производства, ему можно верить.


– В нашем цехе много динамики, постоянно всё меняется, – увлечённо говорит Владимир. Производственный участок ремонтно-технологического оборудования – не тихая гавань для бездельников. В зоне обслуживания вагонного участка вообще не обходится без поломок, а потому рабочие задачи приходится решать буквально “с колёс”.


Над некоторыми, по словам слесаря, приходится покумекать, советоваться с токарями и фрезеровщиками, а иные проблемы решаются “на раз”. Если стальные агрегаты уже не поддаются ремонту, тут же, в этом участке, Владимир и его коллеги изготавливают их заново. С материалами в последнее время, по словам рабочих, стало похуже, но тем не менее железнодорожники решают и эти задачи.


Владимир Хлестунов, в отличие от многих железнодорожников, не может похвастаться принадлежностью к именитой трудовой династии. Но своё рабочее предназначение и верность магистрали, как вектор профессионального развития он, по собственному признанию, выбрал не случайно: два двоюродных брата в Тынде тоже работают на “железке” – один составителем, а другой проводником.


За время работы в экспериментальном цехе вагонного участка интересных, эксклюзивных задач было такое множество, что Владимир даже не смог вспомнить что-то определённое. Оно и немудрено: слесарю иногда приходится становиться мультиинструменталистом, переквалифицируясь в чертёжника и проектировщика. Это не сложно, скромно считает собеседник, ведь практически у любого хорошего слесаря-железнодорожника с воображением и творческой сметкой полный порядок. Собрать воедино окончательный результат производственно-креативного труда слесарю помогают сварщики, токари, фрезеровщики. Перфораторы, станки, “болгарки” – всё цеховое оборудование надлежаще высокого качества, китайского инструмента в депо нет.


В вагонном участке читинской станции Владимир Хлестунов работает уже 14 лет и готов опровергнуть расхожие выкладки психологов о том, что человеку каждые три-четыре года целесообразнее менять работу или даже род деятельности. Когда ты впаян в коллектив солидным сроком пребывания, работается гораздо легче и многие вещи мощно выполнять буквально с закрытыми глазами, не теряя марки профессионального мастерства.


– Владимир Хлестунов пользуется уважением в коллективе – говорит начальник отдела управления персоналом и социального развития вагонного участка Николай Троценко. – Без проблем остаётся работать во внеурочное время, если нужно срочно выполнить задание.


В этом слесарю, всяк по своему, помогают другие умельцы из дружного рабочего коллектива, который в процессе объединения вырос практически до полусотни работников. Сегодня слесарей и сварщиков среди разнорабочих вагонного участка лишь пятая часть, но они составляют основу коллектива. Руководит укротителями железа мастер Александр Никифоров, который грамотно организует рабочий процесс, не мешая людям принимать самостоятельные решения. Владимир в роли руководителя себя не видит, резонно считая, что каждый должен заниматься своим делом.


– В жизни мне пригодилось лишь среднеспециальное образование, полученное в школе и училище, – говорит Хлестунов, – а в ЗабИЖТ по специальности “Вагонное хозяйство” проучился всего три года: не потянули с семьёй это недешёвое в финансовом плане занятие.


Одним словом, рабочий Хлестунов ещё задолго до официального заявления экс-президента Дмитрия Медведева об избытке в стране дипломированных неумёх сформулировал для себя постулат о том, что каждый должен заниматься любимым делом и занимать только своё место.


Сейчас Владимир, кроме всего прочего, занят воспитанием сына Алексея, учащегося профтехучилища №13. Наследник хочет стать электромонтажником и уже потихоньку привыкает копаться в схемах и проводах магнитофонов, а в последнее время увлёкся устройством мокика.


На вопрос о досуге и свободном времени Владимир искренне улыбается – мол, такого не бывает, чтобы совсем не работать, занятие есть всегда. В редкие действительно свободные дни Хлестуновы едут в лес за грибами или на Арахлей. Можно, конечно, и в Сочи, и в Подмосковье – с путёвками на дороге сейчас без проблем, но не может настоящий хозяин позволить себе оторваться от читинских окрестностей. Такова, видимо, натура.


Единственное хобби Владимира, по его собственному выражению, – это непрекращающаяся стройка и перманентный ремонт. Недавно хозяин успел перекрыть крышу, положив добротный профлист. В планах – перестройка теплиц в огороде, который в этом году радует буйством зелени.


Хороший слесарь – это не только отменный работник, но и замечательный сосед, не доставляющий окружающим никаких проблем именно ввиду того, что все свои хозяйственные коммуникации он держит под основательным контролем. Свежий воздух, банька, гараж – чего ещё желать не охочего до чужого добра человеку?


Будни в семье Хлестуновых пролетают незаметно, а единственной отдушиной в выходные является баня. Недавно они с Лёшкой нарезали 100 веников на зиму – будет чем похлестаться в самостоятельно отстроенной бане. Владимир идёт в парилку, только когда термометр, прикрученный к потолку, показывает 100–110 градусов. А после баньки может позволить себе самую малость пивка.


К азартным спортсменам Владимир Викторович себя не относит, но неплохо стреляет и пару лет назад в стрельбе из малокалиберной винтовки выбил второе место на узловых соревнованиях. На чтение и хождение по закоулкам сети Интернет времени не остаётся. Зато есть желание бросить курить.


Вкус к жизни мне при любом раскладе терять нельзя, – считает Владимир. Надо поднимать сына, а значит, следует жить!

Автор: Сергей Гриднев


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»