В Новосибирск на конкурс "краса БЭТ" они уезжали формовщицами железобетонных шпал. Провинциальными девчатами-трудягами. Единственными из 19-ти претенденток на серебряную корону "Мисс Краса", чья профессия в наш меркантильный век вездесущего и самоудовлетворенного менеджмента все еще звучит гордо - РАБОЧИЙ.
Их соперницы на подиуме тоже вроде бы имели отношение к шпальному бетону. Но как-то бочком, с кабинетной, более интеллигентной, что ли, стороны – значились «итээровцами». Вернулись лискинские красавицы-формовщицы, коронованные хоть и не первым серебром, но титулами весьма звонкими и меткими для их профессии и характеров – «Мисс Энергия» и «Мисс Улыбка»! Все - российские!
Чтобы проникнуться обаянием этих двух Наташ, нужно хотя бы на полчаса окунуть себя в грохочущий поточными линиями цех ЖБШ. Несмотря на не раз воспетую поэзию труда, на ухоженность заводских цехов, радугу цветов на заводской территории и максимальную механизацию всех технологических процессов, впечатление всё равно будет не для слабонервных тепличных «маменькиных дочек». Потому что не для нежности женских рук эта работа придумана. И какие дифирамбы не пой им и востребованному продукту их труда – шпале, – который в «двухсменку» лепят женские руки, их труд праведный легче от этого не становится.
Бетон и металл, как ты их не механизируй и не поэтизируй, – это всегда тяжело. И пыльно. И излишне шумно для розовых девичьих ушек – работа эта всё же мужская. Но ведь наша женщина-россияночка со времён Некрасова «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Вот такие они и есть, две Наташи-лисяночки.
Надев каски, с начальником цеха ЖБШ Галиной Чуркиной идём к рабочему месту наших героинь. Через брызги искр от пронзительно визжащих дисковых пил, разрезающих струны на плетях раскантованных шпал. Под плавно плывущими над головами многотонными формами, которые стропы мостового крана несут в дышащие жаром пропарочные камеры. А рождение шпал начинается вон там, где бригада из двух десятков мастеров несуетно, но споро управляется на технологических позициях. Одни с помощью автоматической траверсы укладывают в длинную металлическую форму предварительно напряжённые стальные струны – скелет-основу шпалы. Другие в длинных резиновых рукавицах, словно сковородку, смазывают форму эмульсолом и собираютзаправляют в неё закладные металлические детали анкеры.
Потом раздаточная тележка заполнит форму бетоном, он утрамбуется не ласкающими слух
вибраторами – и пожалуйте, шпала, жариться-париться в специальной камере. Вот там, где смазка и пятикилограммовые анкеры, и трудятся «Мисс Улыбка» и «Мисс Энергия». Видел сам: оптимизма им не
занимать.
– Работа нравится, хотя пришла я к ней не сразу, – рассказывает Наташа Новикова. – После окончания строительного училища получила профессию мастер-отделочник. Но пошла не на стройку, а вот сюда – на завод: здесь работал и мой папа Владимир Иванович. Но так как годиков для работы в цехе мне не хватало, то пришлось потрудиться сначала вахтёром-гардеробщицей… Бригада у нас – во! Ни разу не было, чтобы мы план не сделали. О предстоящем конкурсе узнали от Елены Фоминой – председателя нашего профкома. Согласились поехать: не боги же горшки обжигают, да и чем мы хуже других? Готовились обстоятельно. Профком и завод нам платья конкурсные купили. Методист городского Дворца культуры Татьяна Панкова подготовила сценарий нашего выступления, в танцевальной студии с Натальей Жердевой оттачивали движения, учились танцам – я уже и забыла, когда в последний раз танцевала и пела… Оператор Володя Яцев отснял минутный
видеоролик: о городе, о заводе, о нас. Это нужно было для первого этапа конкурса – «визитная карточка» он назывался. Когда я эту свою «карточку» представила – в зале сплошные охи! «Это у вас
такой город?! Такой завод?!».
В общем, наша провинция Сибирь покорила. В вокальном конкурсе пела песню Сергея Зверева «Больше гламура!». Я, насквозь «гламурная», и выдала им с эстрады: в розовом платьице с чёрным гипюром, розовые чулочки в сеточку, такие же гламурные туфельки. Боже, самой себе даже понравилась! А в танцевальном конкурсе сплясала я в гороховом сарафанчике «Русскую кадриль». Зал завёлся, а заместитель гендиректора ОАО «БЭТ» Максим Шамотайлов – председатель жюри – говорит в микрофон: «Ну ваш «горох» я никогда не забуду!». Может, потому и поименовали меня «Мисс Энергия», что я такой вот заводной им показалась. Какая в жизни? Да обыкновенная. Воспитываю сынишку-школьника Олега. А так как он у меня «мучной», люблю печь пироги: с капустой, картошкой, яблоками…
Что дал нам этот конкурс? Знаете, хоть работа у нас, вроде, и мужская, но конкурс напомнил: мы – женщины!
Со второй лауреаткой, Наташей Каребиной, удалось побеседовать в городском парке культуры и отдыха. Как оказалось, обеих Наташ роднит не только профессия формовщиц шпал.
«Мисс Улыбка», как и «энергетическая» Наташа, начинала путь во взрослую жизнь с профессии штукатура-маляра в мостопоезде. «А родом я из Грузии, из города Рустави – там раньше жили родители, – рассказывает улыбчивая Наталья. – После школы училась в Ставрополе на бухгалтера. Здесь приобрела опыт участия в конкурсе «Мисс лицей», но не думала уже, что он будет востребован. После развала Союза переехали в Лиски, где папа, Сергей Георгиевич Соколов, работал на СЖБ. Вот теперь 16-й год и я здесь работаю. В одной смене со мной трудится и брат Юра. Невестка Лиля тут же – в заводской лаборатории. Так что у нас вся семья – «железобетонная». – Озорные ямочки разбегаются по щекам от и впрямь очаровательной
улыбки Наташи.
– Почему «Мисс Улыбка»?
Да вот кто ж их знает, жюри: понравилась им моя улыбка – и всё тут! А мы с Наташей и правда там не унывали, хотя соперницы наши из крупных городов были раскованными.
И то, что Наталья стала «Мисс Энергия» – это точно по ней. Она и на заводе, и в жизни, как батарейка «Энерджайзер», всё двигает. Спортсменка отличная. Даже там, на конкурсе красоты, всё переживала: как там заводская команда без неё на «Спорте поколений» выступит? А я ехала на конкурс с затаённой тревогой и смущением: вроде бы уже и возраст не девчоночий… «Визитку» свою представила в стихах, там есть такие слова: «Глаза прохожих с восторгом смотрят на меня». И я вот думаю: значит, моя улыбка тоже чего-то стоит, если люди смотрят и восторгаются. Значит, им лучше становится. Особенно же я выложилась в «Восточном танце» и в народной песне «А я незамужняя». За кулисами перед выходом забыла от волнения слова, умоляла девчонок подсказать. Песня заводная, и после неё здорово аплодировали. А по жизни я замужем. Муж с дочуркой Илоной очень здесь, в Лисках, переживали за нас с Наташей.
Увлечения? Цветы, цветы, цветы… Участок у нас дома не большой, но их у меня много. Они ж, как и улыбка, радость людям дарят.
Автор: Николай Кардашов