«Первый дом» у них в Тамбове, в 450 км от места формирования «второго дома» – поезда «Арктика», то есть от депо Москва. Так что добираются они до своего поезда... на поезде. «Очень удобно: вечером сел в вагон, поспал, утром просыпаешься – ты уже на подъезде к работе и ни в каких пробках не маялся», – уверяет Сергей Евгеньевич. Ну и во время каждого рейса до Мурманска преодолевают они чуть менее двух тысяч километров в одну только сторону. В обычное время года работают по графику 8 суток через 8, а летом – 12 через 4. Естественно, каждый из работников бригады Субботиной предварительно поставил подпись под согласием на такое сезонное сокращение времени отдыха. Не возражал никто: есть возможность подзаработать, так почему бы ею не воспользоваться? Вот зарплату за июнь получили – все довольны. Бригада у Светланы дружная и трудолюбивая, здесь присутствует взаимопонимание и полностью отсутствует текучесть кадров. За те два года, что Субботина возглавляет этот коллектив, не уволился никто (в то время как в целом в резерве проводников ЛВЧД-1 проблема с текучестью, увы, имеется).
Средний возраст проводников бригады Светланы Владимировны – 40 лет. Половина коллектива, как и сами Субботины, – семейные пары. Шесть пар в одной бригаде – это действительно необычно. А ещё – нет среди 22-х её членов ни одного москвича. Кто ездит на работу из Вышнего Волочка, кто из Ельца, кто из Воронежа… Столичные жители до тяжёлой работы явно не падки, а провинциалы ищут её хоть бы и за тридевять земель. Но тут уже ничего необычного для сегодняшней экономической ситуации в стране нет. И в ЛВЧД-1, и в питерском ЛВЧ-8 большинство работников бригад – отнюдь не жители мегаполисов.
– Первое, с чего я начала, став начальником «Арктики», это оздоровление микроклимата в коллективе, – рассказывает Светлана Владимировна. – Подолгу беседовала с каждым, объясняла, как должно быть. Для меня главное – полное взаимопонимание. Я обязана продуманно и чётко ставить задачи, подчинённые – чётко и осознанно их выполнять. К примеру, поначалу один работник трудился у нас спустя рукава и под моим нажимом захотел было уволиться. Мы с ним всё обсудили, он «в порядке эксперимента» попробовал трудиться хорошо, и неожиданно это ему понравилось. Остался. Я не нарадуюсь. Терпеть не могу лести и вранья, стараюсь их изживать. Хотя, конечно же, не слепо, понимаю, что бывают случаи, когда и ложь – во спасение. А главное, перед каждым рейсом настраиваю и себя, и бригаду на позитивную волну. Считаю, что начальник просто обязан быть неплохим психологом. И что демонстрировать перед подчинёнными плохое настроение, даже если для такового есть какие-либо личные причины, права не имеет.
В школьные годы планировала Светлана стать юристом, но вовремя успела разобраться в себе. Поняла, что это не для неё. Остановилась на такой профессии, которая с характером гармонировала. И которую сможет полюбить. Это условие изначально было обязательным. Ведь «если ты работу не любишь, и она не будет тебя любить». И вот, после окончания Тамбовского железнодорожного техникума, почти 22 года уже колесит Светлана по дорогам страны. Сначала ездила проводником на поездах Юго-Восточной магистрали. В 2000-м, после того как её поезд был «за ненадобностью» расформирован, она вместе с группой коллег перевелась в остававшееся стабильным московское депо. Признаётся, что ей всегда везло с наставниками. В частности, первой её наставницей была Нина Кулешова, а в ЛВЧД-1 ей помог встать на ноги начальник поезда Игорь Шубин. И когда она сама возглавила бригаду, звонила ему, обращаясь за советами, и днём, и ночью. Поначалу Светлана специализировалась на южных направлениях, но попав однажды на мурманское, почувствовала: её стихия – север. «Наверное, я в прошлой жизни была северянкой», – улыбается она. Восемь лет назад стала начальником 382-го поезда сообщением Москва – Мурманск, а в 2010-м перешла на «Арктику», незадолго до этого ставшую фирменной. В бригаде до неё за небольшой период времени сменилось несколько начальников поезда, поэтому проводники не ощущали себя единым целым. Срочно требовался лидер. И Светлана Субботина быстро сумела стать таковым. О том, что в своём поезде она – настоящий командир не только для членов поездной бригады, но и для пассажиров (на всё время рейса), свидетельствует хотя бы такой эпизод, увиденный и пересказанный одним из наших журналистов, возвращавшихся недавно «Арктикой» в Петербург.
– Вы же офицер, как Вам не стыдно, – как мальчишку отчитывала Светлана Владимировна подвыпившего пассажира, сопровождавшего в поездке своих курсантов. – Как Вы могли с сигаретой войти в туалет! Хорошо, что охранники Вас остановили!
– Да если понадобится, мои ребята за вас жизнь отдадут, – выпалил, перебивая, словно вдруг опомнившийся офицер.
– Ваших жертв может и не понадобиться, – вмиг отрезвила его начальник поезда. – Вагон от брошенной сигареты выгорает за семь минут…
Проводники за своего начальника поезда, что называется, готовы в огонь и в воду. Доверяют ей безоговорочно. К примеру, проработавшая проводником 15 лет Татьяна Миненкова говорит: «Нам так повезло с бригадиром, наша Светлана Владимировна хоть и строга, но справедлива, и её мнение для каждого из нас очень много значит». Светлана о своих подчинённых рассказывает тоже с удовольствием: «К примеру, Елена Калекина работает в вагоне СВ, с контингентом пассажиров которого не каждый справится, а она делает это блестяще, получая от весьма взыскательных наших клиентов лишь благодарности. А у Оксаны Тарасовой, напротив, вагон плацкартный, в котором нередко перевозят демобилизованных военнослужащих, требующих особого подхода. И она со своим необычным характером, в котором сочетаются одновременно сильная воля и терпеливость, ладит со всеми прекрасно, умудряясь ещё и идеальную чистоту поддерживать. Перечислить хотелось бы всех, ведь у нас действительно классный коллектив. У меня нет любимых или нелюбимых проводников, одинаково ценю каждого».
Сергей влюбился в Светлану, когда ещё оба они работали проводниками на одном поезде. Она к тому времени успела развестись с первым мужем, одна воспитывала дочь. Слава Богу, бабушка и тогда помогала, и сейчас на время рейсов перебирается жить в их дом. Дочка Светланы, которой тогда было пять лет, приняла Сергея на ура. Сейчас Ане 13, она лучшая ученица в школе, староста класса, занимается во всех кружках, которые только есть. К возвращению из рейса мамы и отчима наводит в доме полный порядок. Лучше всех её настрой понимает Сергей. Если у Светланы в роду железнодорожников не было, то у него мама работала проводником, так что он не забыл, как мальчишкой встречал её из рейсов в родном Вышнем Волочке. На работе Сергей выкладывается, по определению Светланы, на все 200 процентов (при принципиальности начальника поезда иначе и быть не могло бы). Зато и благодарностей от пассажиров у Субботина не счесть. А недавно они даже прислали по почте на имя начальника Северо-Западного филиала ФПК Дмитрия Корнея благодарность Сергею Субботину на бланке с золотым тиснением. «Он не только трудоголик, но и добрейший человек», – говорит о муже Светлана. В отпуска уезжать эта дружная семья никуда не рвётся: дома так хорошо, надо успеть этим понаслаждаться! В ближайших планах – разбить сад. Ну а огород давно имеется, на нём даже дыни и арбузы отличные созревают.
У Светланы есть девиз: «Самосовершенствоваться – всегда!» В частности, в сорок лет стала студенткой МИИТа и учится с интересом. Осенью поедет на сессию. Но сейчас ждёт гораздо более значимого события: её бригаде будет присвоен «Паспорт доверия», аналог знака качества. Пока что в ФПК бригады, имеющие такой знак, по пальцам можно пересчитать. У них безукоризненная репутация. Если на проводника такой бригады поступит хоть одна жалоба от пассажира, она не просто лишится «Паспорта доверия», а будет расформирована с наложением запрета на проводников работать в течение двух лет на фирменных поездах. В общем, 60-процентная надбавка к зарплате даётся не просто так. «Мы всё взвесили в коллективе и на собрании единогласно решили, что справимся», – говорит Светлана Субботина.
Автор: Ирина Верховная
Forum with id 24 is not found.