В жизни всегда есть место подвигу
Банальная фраза приобретает истинное звучание, когда знакомишься с такими людьми, как заслуженный работник транспорта Российской Федерации Галинур Заитов. На первый взгляд, Галинур Раилович ничего героического не совершает – не бросается в эпицентр чрезвычайной ситуации для спасения людей и материальных ценностей, не останавливает, рискуя жизнью, железнодорожный состав, которому угрожает крушение… В действительности он делает гораздо более существенное и важное – не допускает даже риска возникновения подобных случаев на участке пути, на котором работает.
Не каждому человеку, даже совершившему достойный уважения и восхищения поступок в экстренных обстоятельствах, под силу ежедневно, на протяжении десятков лет подряд кропотливо и добросовестно выполнять работу, обеспечивающую безопасность жизни и здоровья большого количества людей.Постоянное напряжение моральных и физических сил ради качественного выполнения порученного дела – жизненное кредо Галинура Заитова.
Заместитель начальника Тюменской дистанции пути (ПЧ-12) по кадрам и социальным вопросам Игорь Вербицкий так говорит о нашем герое:
– Отличительная черта Галинура Раиловича – умение грамотно и взвешенно принимать решения. Всё это благодаря тому, что Заитов имеет большой опыт работы и очень серьёзно относится к порученному делу. Закреплённый за ним участок дороги он считает не просто местом работы, а своим домом. Каждый километр пути – это зона его личной ответственности, причём на таком высоком уровне – как перед своей семьёй, самыми дорогими людьми.Он без этого жить не может, сам смысл жизни для него на данный момент – это железная дорога.
Рельсы и шпалы – превыше всего
Протяжённость участка, который возглавляет мастер Заитов, – 30 км главного хода Транссибирской магистрали, мост через реку Тобол, переезд на станции Ялуторовск. Кроме того, 52 стрелочных перевода, из которых 38 централизованных и только два на деревянных шпалах, остальные на железобетонном основании. Весь этот объём работы выполняют 30 человек – 20 монтёров пути, четыре бригадира, четыре дежурных по переезду, техник и мастер.
– Коллектив у нас слаженный, сплочённый, очень редко кто-то увольняется, – с гордостью отзывается о коллегах Галинур Раилович. – Бригадиры многие ещё со мной начинали. Хорошие, опытные работники.
– С годами наработалась система организации труда, – со знанием дела рассказывает Галинур Заитов. – Последних лет пять мы не бегаем с участка на участок, всё идёт по плану. Нет такого, что одно бросаем, другое начинаем.Делаем всё капитально.Например, необходимо менять шпалы.Кладём сразу железобетонные, чтобы потом туда не подходить больше.За сезон по 800-1000 метров рельсошпальной решётки меняем. В день 10 человек могут поменять до 50 метров подъездного пути. Уже сегодня планируем зимнюю укладку: готовим тяговые подстанции и тупики к перекладке на железобетонную решётку… На нашем участке на деревянных шпалах осталось всего около полутора километров пути.
Для того чтобы команда была работоспособной, по мнению нашего героя, надо помогать, учить молодых работников, вникать в их проблемы.Тогда и результат обязательно будет.На сегодняшний день все в коллективе чётко исполняют свои обязанности.Поэтому, например, когда идёт процесс замены стрелки, в котором задействовано человек пятнадцать, нет ни одного, кто бы стоял и смотрел – каждый знает, что ему надо делать.
– Коллектив у него сформирован давно, подбирает людей сам лично, – комментирует Игорь Вербицкий. – Всегда проверяет их на рабочем месте, то есть, помимо высоких профессиональных качеств, Галинур Раилович обладает отличными организаторскими способностями. Поэтому работники у него соблюдают технологические процессы и являются одними из лучших в дистанции.Путь на его участке постоянно содержится на высшем уровне. Люди в бригадах держатся и работают на совесть, потому что он сам любит свою работу, остальные тянутся за ним. Уходят из коллектива, в основном, на пенсию или в связи со сменой места жительства.
Самое главное качество Галинура Заитова – ответственность и профессионализм.
– Требования к качеству работы с каждым годом повышаются. Но при грамотной организации труда всё можно успеть сделать: и в полосе отвода, и по покраске на станции… Зато когда смотришь на результаты работы – душа радуется. Правильно, что требуют с нас, – считает Галинур Заитов и продолжает с гордостью:
– Нас, путейцев, иногда ставят на вторые позиции, а я считаю, что железная дорога начинается с рельсов и шпал. Если их не будет, то больше никакие специальности не нужны. Наша профессия – самая главная на железной дороге, и я очень её люблю!
Дорога длиною в жизнь
Вся жизнь Галинура Заитова связана с железной дорогой. Дедушка и отец работали составителями поездов, мама 18 лет трудилась стрелочницей. Детство его прошло на станции Сахарозаводская Куйбышевской магистрали.В семье было шестеро детей, но только он продолжил железнодорожную династию.Пошёл работать монтёром пути, потом поступил в техникум железнодорожного транспорта.
С 1985 года Галинур Раилович работает на станции Ялуторовск Свердловской железной дороги. Самое яркое воспоминание – первая самостоятельная в должности дорожного мастера замена стрелочного перевода – стрелка № 3 в июне 1987 году. Особые эмоции вызывает у мастера Заитова тот факт, что они тогда успели всё сделать за одно «окно», поэтому укладывать стрелки ему сразу понравилось.
В ходе разговора мой собеседник настолько точно называет даты и детали событий 80-х годов прошлого столетия, как будто это было вчера.
В 2003 году Указом Президента России за многолетний добросовестный труд нашему герою было присвоено звание – «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».По мнению самого Галинура Раиловича – это оценка его каждодневного качественного труда, потому что к тому времени он имел уже не одну отраслевую награду.Победы в трудовых соревнованиях по итогам квартала, года, с тех пор и до сегодняшнего дня, стали для коллектива, возглавляемого мастером Заитовым, доброй традицией.
С железной дорогой у Галинура Раиловича связана не только производственная, но и личная жизнь.Жена – Зайтуна Гайфуловна работает техником на его участке и участке сына.
– Десятый год работаю на дороге после окончания УрГУПСа, и совсем не жалею, – говорит дорожный мастер ПЧ-12 Ильгиз Заитов. – Отец как очень трудолюбивый человек стал для меня примером в выборе профессии.
Сам глава семейства комментирует это так:
– Сын пошёл по моим стопам, и я этим горжусь – он продолжает семейную династию железнодорожников в четвёртом поколении. Внуку сейчас только шесть лет, но он уже говорит, что тоже пойдёт на железную дорогу, – с улыбкой и нескрываемой радостью говорит Галинур Раилович.
Семейный праздник у Заитовых тоже связан с профессиональной деятельностью.
– День железнодорожника отметили в кругу семьи, все родственники звонили, поздравляли. Я звонил матери, её тоже поздравлял.Этот праздник для нас – один из главных в году. Показатели неплохие, радость есть в душе!
Свободное время у Галинура Заитова тоже занимает железная дорога.В выходной день он садится в пригородный поезд, отъезжает километров на 10, а назад пешком по шпалам – проводит осмотр.Бригадиры отдыхают, он старается их не трогать – отработают в рабочие дни.Дойдёт до станции, проверит и там всё.И так всю жизнь.Друзья пытались приучить его к рыбалке, не смогли.
Автор: Геннадий Горда
Forum with id 24 is not found.