Доска почета отраслевой конкурс


Когда руки боятся скуки

Когда руки боятся скуки

Наталья Дубченко Дубченко, инженер эксплуатационного вагонного депо Иркутск-Сортировочный
Восточно-Сибирский путь

Есть люди, которым нравится постоянно нагружать себя чем-нибудь таким, что осложняет жизнь. Этот стиль жизни исповедуети Наталья Александровна Дубченко.


Фонтанная мистерия


Впервые эту женщину я увидел рядом с фонтаном около административного здания эксплуатационного вагонного депо Иркутск-Сортировочный. Она задумчиво подставляла свою правую ладонь под струю воды, дробящуюся на алмазные осколки. Вглядывалась в них, по-детски уклонялась от разлетающихся веером брызг и, конечно, не видела, что над её головой расцвела маленькая, но настоящая радуга. Зато находившиеся неподалёку работники ВЧДЭ-8 на явление рефракции отреагировали мгновенно:


– Так вот где наша Наташа черпает идеи! Надо и нам подружиться с этим источником.


Той шутки Наталья не расслышала. Да и если бы до её ушей донеслись эти слова, то всё равно бы к фонтану испытывала непреодолимую тягу. По большому счёту, этот оазис обязан ей своим рождением, как, впрочем, и другой, расположенный в двухстах метрах, на территории вагонной ремонтной компании-2. Наталья вложила в эти детища всё своё вдохновение. И старалась не зря. Железнодорожникам фонтаны нравятся. И не только потому, что около них можно отдохнуть от жары. Каждый из них, по сути, стал украшением деповской территории.


Наталье много раз приходилось слышать комплименты в свой адрес. Но самый приятный прозвучал от дочки Маши, когда той было всего десять лет. В тот день Наталья привела её к этим фонтанам. Спросила, нравятся они ей или нет. Машенька отреагировала по-своему: хочу такие же домой.


– Я и сейчас помню тот случай, – вспоминает Мария, уже окончившая ИрГУПС. – Мне ведь мама тогда не сказала, что является их автором. Но когда узнала об этом от её сослуживцев, испытала такую гордость за свою родительницу, на седьмом небе была.


Работа кабинетная


Недавно, находясь по делам в вагонном депо, заглянул к Наталье, чтобы поздравить с вступлением в дорожный клуб «РАЦ-100» и узнать последние новости. Инженер показала на часы:


– Работы непочатый край. С утра заканчивала аналитическую записку по переоценке основных средств – зданий, сооружений, оборудования и инженерных сетей. Надо было выявить всё устаревшее, отслужившее свой срок. А теперь, – положив руку на одну из папок, вздохнула она, – мне нужно подготовить отчёт о потреблённой предприятием за весь последний месяц электроэнергии. Это дело, конечно, для меня привычное. Занимаюсь им уже 27 лет. И обычно отчёт составляю за день-другой. Но теперь на него трачу в два раза больше времени. В состав нашего предприятия вошло эксплуатационное вагонное депо на станции Суховская.


У Натальи работа большей частью кабинетная. Отсюда она в буквальном смысле рулит процессами капитального ремонта инфраструктуры депо, составляет проектно-сметные документации и дефектные ведомости, организует систему управления имущественным комплексом, разрабатывает проекты. Отвечает за состояние радиостанций и, вдобавок ко всему, курирует новаторское движение. В качестве куратора ведёт учёт поданных рацпредложений, рассчитывает ожидаемый от их внедрения экономический эффект, помогает молодым работникам «опериться» и встать «на крыло».


– Наталья Александровна и сама этого дела не сторонится, – рассказывает главный инженер ВЧДЭ-8 Герман Решетников. – В этом плане она непререкаемый авторитет. Местный Кулибин. На её счету 125 рационализаторских персональных и соавторских предложений с общим экономическим эффектом более чем в 10 млн рублей. В том числе и таких, которые невозможно оценить в денежном эквиваленте. Большая часть из них направлена на улучшение условий труда, охрану здоровья, повышение эксплуатационных характеристик оборудования, безопасность движения поездов да и просто эстетику производства.


Курочка клюёт по зёрнышку


– Вот смотрите. До недавнего времени на нашем предприятии затрачивалось очень много времени на обработку входящей документации, – знакомит меня безо всякого хвастовства со своими разработками Наталья Александровна. – Чтобы избавиться от этой рутины, предложила использовать сканер, позволяющий копировать поступающие от начальника депо телеграммы и отсылать их по назначению по электронной почте заместителям руководителя и начальникам восьми пунктов технического осмотра вагонов. Результат: все документы обязательно доходят до назначения, сократилась потребность в бумаге и множительной технике, исчезла путаница, связанная с доставкой документов на бумажных носителях, повысилась оперативность исполнения. Есть и экономический эффект. За один год депо сэкономит 200 тысяч рублей. Немного. Однако известно: курочка по зёрнышку клюёт.


Аналогичный эффект получен от предложенной технологии уборки снега с дороги и тротуаров на территории депо при помощи сжатого воздуха. Экономия средств тоже невеликая. Зато теперь и проезжая часть, и пешеходные дорожки во время снегопада убираются в считанные минуты.


В минувшем году Наталья записала в свой актив 26 рацпредложений. Каждое из них уже приносит пользу. А разработанный совместно с главным механиком депо Анатолием Басанцовым метод восстановления колёс козловых кранов позволяет экономить в год 2 млн 408 тыс. руб. Есть выигрыш и во времени. Если раньше на ожидание новых колёс уходил месяц, то сейчас, после термонаплавки, их получают через пять дней.


Одна из её совместных работ – с группой молодых новаторов – была отмечена четвёртым местом в смотре-конкурсе «Идея ОАО «РЖД»-2011». Под её руководством было разработано приспособление для смены пружин рессорного комплекта тележек грузовых вагонов для исключения их транспортировки в цех текущего ремонта. И нынешний год у Натальи тоже довольно плодотворен. На свой счёт она записала 13 рацпредложений.


По протекции Геннадия Фадеева


В новаторы Наталья записалась на станции Тырма Восточного участка БАМа, куда попала благодаря своей настойчивости. К тому моменту, когда окончила строительный факультет Иркутского филиала Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, спрос на специалистов на стройке века упал. И ей отказали в направлении. Чтобы исполнилась мечта, девушка написала письмо будущему министру путей сообщения Геннадию Матвеевичу Фадееву, которого просила посодействовать в устройстве на работу на БАМе. Упомянула, что себя готовила для этой цели с пятого курса и даже проходила преддипломную практику на обходном участке Северомуйского тоннеля.


В институте ей готовили другую судьбу. Как краснодипломнице рекомендовали поступать в аспирантуру. Если бы Наталья согласилась, то, наверное, из неё вышел бы отличный научный сотрудник или, быть может, управленец. Тем более что для карьеры у неё был большой плюс. На третьем курсе её избрали депутатом городского совета народных депутатов. Занималась проблемами жителей частного сектора Свердловского района Иркутска. На заседаниях поднимала вопросы по отсыпке дорог, мирила соседей, утверждала местный бюджет. Конкретная её заслуга и в том, что после завершения строительства Дворца спорта разработала проект его использования для культурных программ.


– Тогда никакой рационализаторской жилки в себе не замечала, – вспоминает она, – идеи стали рождаться по мере необходимости в Тырминской дистанции пути. Когда туда приехала, стала выполнять обязанности главного инженера. И, соответственно, отвечать за рационализаторское творчество всего предприятия.


На её участке от Ургала до Известковой работали монтёры пути с изрядной смекалкой. Но у всех был один недостаток. Не имея достаточного образования, они не могли подвести под свои идеи теоретической базы. Именно тогда, рассказывает Наталья Александровна, и началось у неё настоящее шевеление мозгов. С одной стороны, подстёгивал план по рацпредложениям, а с другой, очень сильно хотелось пособить путейцам. Одним помогла решить головоломку с оснасткой для выправки путей, другим – с приспособлением, облегчающим укладку стрелочных переводов. Тогда и сама втянулась. За три года внесла около 50 предложений.


С некоторыми путейцами приходилось встречаться по месту их проживания на разъездах. Одна поездка особенно ей памятна. Приехала на безымянный разъезд, вечером вышла из дома, в котором проживали железнодорожники, и вдруг в сумерках лицом к лицу столкнулась с медведем. Картина была ещё та: медведь ревёт, Наталья от страха бьётся в истерике. На шум выскочили рабочие и давай успокаивать.


– Да это наш Ванька, пришёл в гости полакомиться отходами из мусорного ящика.


Но бамовской тайги Наталья не боялась. Ходила одна заготавливать ягоды, грибы и лечебные травы. Бывало, лечила соседей своими сборами. И всё же пришлось Наталье и её мужу Михаилу принять нелёгкое решение – покинуть БАМ. Заболел сын Александр. Врачи порекомендовали срочно сменить климат.


– Расставались мы с БАМом скрепя сердце, – вспоминает она. – В Иркутске тосковали по северной природе и добрым, отзывчивым людям.


Интеллекту не давать слабинку


Со скуки не пропали. Муж устроился водить электропоезда, а она подалась в вагонное депо Иркутск-Сортировочный на должность инженера по охране труда и оборудованию.


– Без железной дороги мы и представить себя не могли, – продолжает Наталья, уже отработавшая в отрасли 29 лет. – Что у мужа, что у меня – вся родня железнодорожники. Мой отец был осмотрщиком вагонов, мама – работником станции.


Иногда Наталью называют архитектором. И в самом деле, из-под её руки вышли десятки проектов по капремонту зданий, принадлежащих вагонникам. На станции Иркутск-Сортировочный все они выстроены в корпоративном стиле и представляют гармоничный ансамбль. С идеями Натальи хорошо знакомы работники ПТО Зима, Касьяновка и Тулун.


После работы она продолжает упражняться в гибкости ума. На своей даче. Сейчас участвует не меньше мужа в строительстве дома. А в городской квартире у неё настоящая оранжерея из десятков наименований цветов, которые требуют грамотного ухода.


– Интеллекту, – утверждает она, – не следует давать слабинку.

Автор: Александр Иванов


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»