Участвуя в возведении новой нефтеналивной станции Восточно-Сибирской железной дороги, дипломированный строитель даже не предполагал, что когда-нибудь он вернётся сюда и уже в другой профессии – путейца. И останется на добрых два десятка лет.
– Пообщались с моими людьми? Знаю, что обо мне сказали. Дескать, упрётся как бык и на своём стоит, – 53-летний дорожный мастер Иркутск-Сортировочной дистанции пути Сергей Пахомов (на фото в центре) встречал меня на станции Зуй.
Угадал мастер тему моего разговора с монтёрами бригады. Рассказывали люди, что их командир – человек принципиальный и поблажек в работе не даёт, но в человечности ему не откажешь: к кнуту не забывает приложить пряник. Исполняющий обязанности бригадира пути Виктор Апанович (на фото слева, а справа – монтёр Валерий Галичин), который знает своего командира с молодых лет, три десятилетия, не меньше, делился:
– Упёртый наш мастер. Пока не сделаем работу так, как он хочет, не отступится.
Словам путейца Апановича доверять стоит. Вместе с Пахомовым по молодости лет он участвовал в строительстве станции Зуй, что пришлось на начало 80-х годов прошлого столетия. А теперь бок о бок занимаются путейским делом здесь.
В канун профессионального праздника опытному мастеру за многолетний и плодотворный труд объявил благодарность президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Неизбалованный наградами путеец эту новость принял, рассказывает, с огромной радостью.
– Приятно рабочему человеку, когда его труд отмечают. Увидел себя в красных списках в дорожной газете, настроение поднялось. Ведь работа путейца сложная, в жару и мороз надо быть на путях. Да и творчество приложить необходимо.
– Творчество? – не скрывая удивления, переспрашиваю я.
– А как же! Без него в нашем деле никак нельзя. Посмотрите, как работает во-о-он тот путеец. Умело, красиво, любоваться можно. Это Евгений Паращенко. Года три назад пришёл к нам. Вырос до 4-го разряда. Освоил труд сигналиста, осмотрщика, изучил мотоблоки. Побольше бы таких ребят на железную дорогу.
С виду Сергей Николаевич вовсе не похож ни на поэта, ни на художника. Широкоплечий, кряжистый, с него бы рабочего человека на холсте писать. И руки не холёные, как у властелина палитры. Только, видно, в душе он большой эстет. Любит, чтобы всё было в порядке и красиво: дома, на даче, в своей путейской вотчине.
– Это же любо-дорого посмотреть, когда работа хорошо сделана. Звено уложено. Балласт засыпан. Все костыли подбиты. Болты затянуты. Красиво – и душа радуется. Поверьте, без творческого подхода монтёр пути неважный работник. Ту же шпалу, прежде чем положить, для начала надо подумать, как лучше сделать.
Вотчина Сергея Пахомова стратегическая – перегон Мегет – Суховская и станция Зуй. Всё в жизни дорожного мастера крутится вокруг этого участка Восточно-Сибирской. Путеец даже родился на Суховской. Его родители трудились здесь дежурными по станции, жили в нескольких сотнях метров от железнодорожного объекта. В свидетельстве о рождении Суховская никак не была отмечена. Но несмотря на метрическую несправедливость стала судьбоносной. Восемнадцать лет назад пришёл он монтёром пути в Иркутск-Сортировочную дистанцию пути, и скоро был направлен на прилегающую к нефтеналивной Суховской станцию Зуй. На тот момент опытный строитель, за плечами которого был не один объект, построенный силами СМП-271, в годы перестройки с её безработицей и безденежьем твёрдо решил закрепиться на железной дороге. Стабильность влекла.
– Было тогда станции Зуй лет десять от рождения. Сдавали с иголочки. Видел, поизносилась, – вспоминает мой собеседник первый день работы на железнодорожном объекте.
Путейский молоток в руках держал без сожаления – любой труд почётен. Раньше, когда работал в СМП, думал, что нет особой разницы в строительстве и содержании путей. Оказалось, есть, и огромная. Строитель сдал объект и ушёл. А путеец каждый день несёт ответственность за то, что сделал вчера.
За годы работы на ВСЖД были и карьерные взлёты, и падения. Браки у путейцев появляются, – продолжал Сергей Пахомов, – если мастер что-то недоглядел, не так объяснил подчинённым.
Сегодня принципиальный подход дорожного мастера к делу по-прежнему в большой цене. В этом году завершилась трёхлетняя работа по обновлению путевого хозяйства на станции Зуй. А на днях команду Пахомова ждут на станции Мегет, где для них спланировано много работы.
– Значит, без железной дороги вы теперь никуда?
– Уже никуда. Вокруг меня все железнодорожники. И дома тоже разговоры только о магистрали. Жена Надежда – товарный кассир на станции Иркутск-Сортировочный. Дочь Екатерина по окончании школы сама выбирала для получения профессии ИрГУПС, теперь студентка, будущий экономист-плановик. Для путейца важно знать, что дома его ждут, понимают, любят. Моя семья в этом вопросе надёжный тыл.
Автор: Лейла Мустафаева
Forum with id 24 is not found.