Доска почета отраслевой конкурс


Своя колея

Своя колея

Татьяна Судзиловская, преподаватель Саратовской дорожно-технической школы
Железнодорожник Поволжья

Наверное, русский поэт-классик позапрошлого столетия Николай Некрасов сам был свидетелем того, как простая русская крестьянка на полном скаку остановила горячего коня. Красочно описанный им образ такой героини хорошо знаком нам ещё со школьных лет. А что написал бы великий поэт, если б ему довелось увидеть женщину в кабине паровоза, причём не в качестве экскурсанта, а в роли машиниста или хотя бы помощника? Может, заменил бы коня на поезд? Это, конечно, фантазии, но в любом случае, думаю, певец «долюшки женской» был бы весьма и весьма удивлён.


В наши дни женщина в седле, как и женщина, останавливающая коня (пусть и в переносном смысле), – образ по-прежнему узнаваемый. За рулём авто, крутых и не очень, дам стало едва ли не больше, чем представителей сильной половины человечества. А вот женщина – помощник машиниста тепловоза? Даже во всезнающем Интернете мне не удалось найти ответ на вопрос, много ли таких во всём ОАО «РЖД».


Мечта Татьяны


Моя героиня, Татьяна Алексеевна Судзиловская, и есть та самая представительница редкой на Руси женской профессии. В её трудовой книжке чёрным по белому записано: принята на работу помощником машиниста.


Будучи дочерью железнодорожника, Татьяна уже в детстве ни на миг не сомневалась, что пойдёт работать на стальную магистраль. Отец объяснил дочке, окончившей семилетку, что железная дорога – это надёжно и стабильно. Она будет всегда.


Стабильность и надёжность – это верно. Вон какой славный юбилей отмечают Российские железные дороги в нынешнем году – 175 лет! В эту железнодорожную эпоху (иначе не скажешь!) входят и 130 лет, которые в общей сложности отработали на «железке» родители Татьяны Алексеевны и она сама. «Полвека в этой цифре – мои», – как бы даже удивляется Судзиловская.


Отсчёт её трудовой деятельности ведётся с того дня, когда после окончания Саратовского техникума железнодорожного транспорта восемнадцатилетняя Таня ранним августовским утром 1962 года пришла на работу в Аткарское локомотивное депо. В то время она вместе с родителями жила в этом городе. Татьяна Алексеевна с улыбкой вспоминает те далёкие годы: «Квартира со всеми удобствами: туалет во дворе, баня рядом». Но это ли для Тани было главным?


Там, в депо, дремали тепловозы, бывшие для девушки живыми существами. Подойди, погладь по железному боку эту махину – и, казалось, она довольно заурчит, словно огромный, сытый, добрый кот. Ах, как хотелось хрупкой девчушке забраться в кабину этого славного «зверя»! Ощутить горячее дыхание, исходящее от его двигателя, и плавно тронуться с места...


Да, в юности так легко быть романтиком. Но кто в то время знал, что мечта Татьяны станет явью! В свою рабочую биографию Татьяна Судзиловская въехала в кабине тепловоза ТЭ3 в качестве помощника машиниста. На курсах, которые она окончила до этого, было всего две девчонки и 24 парня – оптимистичная статистика! Позже, попав на Забайкальскую дорогу, подружка тоже стала помощником машиниста.


А Татьяне так понравилось в кабине тепловоза, что всю дальнейшую судьбу свою она видела только из её окна. Наверное, ещё и потому, что наставники были мудрые. Не «били по рукам», не подшучивали: куда, мол, с девчачьим умом тепловозы водить. Наоборот, помогали словом и делом. Делились опытом.


Обкатка


Маршруты Судзиловской были, правда, недлинные: Аткарск – Саратов, Аткарск – Ртищево. Ну и что! Всё равно каждый рейс – это новый опыт. Случались иной раз и нештатные ситуации, даже аварийные.


– Был случай, – вспоминает Татьяна Алексеевна, – когда во время рейса загорелся главный генератор в дизельном отделении тепловоза. На эмоции времени не было. Машинист отдавал команды, а я их выполняла. К счастью, наши действия были чёткими и грамотными. За потушенный пожар мы даже получили потом премию. Много чего было... Порой все инструкции, заученные назубок, вмиг забывались во время ЧП. К примеру, огнетушитель при использовании нельзя брать за раструб, чтобы не получить ожог холодом в минус 60. Но когда доходит до дела, то тут уж хватаешься за всё без разбору, лишь бы быстрее потушить пламя...


За неопытность и ошибки её не ругали. Везло Татьяне на мудрых учителей! Был даже у неё в наставниках машинист, который после рейса давал помощнице домашнее задание: изучить работу того или иного прибора. И Судзиловская выполняла задачи беспрекословно. Кое-кто удивлялся: отец, мол, главный инженер депо, неужели не нашёл для дочери тёплого местечка? Да Таня и сама нашла бы, что полегче, если б хотела. Но мечта звала дальше – стать машинистом! И не маневровых тепловозов, а грузовых и пассажирских.


Чтобы доказать всем, что она способна сесть за правое крыло локомотива, Татьяна поступила в престижный даже по тем временам Московский институт инженеров транспорта, на заочное отделение. Поставила себе цель: на втором курсе, после зимней сессии, попроситься в депо на должность машиниста. Совмещать учёбу и работу ей было вполне по силам. Но случилось непредвиденное: студентке-заочнице предложили перевестись на очное отделение. Она подумала – и согласилась.


На курсе в МИИТе, где училась Судзиловская, снова было 24 парня, правда, девушек – уже четыре. Впрочем, суть от того не изменилась: даже в масштабах всей страны не набралось много девчонок, считавших, что водить тепловозы – это для них.


– Зато какое огромное счастье, – говорит Татьяна Алексеевна, – заниматься любимым делом!


Студенческие годы пролетели быстро. И попала молодой специалист Татьяна Судзиловская по распределению в Саратовское локомотивное депо. Можно сказать, в родные стены.


От мечты, правда, пришлось отступиться, но с любимыми локомотивами она не рассталась. Стальные гиганты по-прежнему казались Татьяне живыми существами. Сначала она работала в депо в должности приёмщика локомотивов, затем какое-то время посвятила конторской работе, хотя признаётся, что «скучная возня с бумагами» была ей не по душе. Но и на этом поприще Татьяна Алексеевна сумела многому научиться.


Сейчас, в свете современных веяний, мою собеседницу можно было бы назвать опытным менеджером: ведь работу многих служб и подразделений она изучила до мельчайших подробностей. Поэтому однажды ей сказали: «Хватит! Пора делиться знаниями и опытом!» – и предложили работу преподавателя в Саратовской дорожно-технической школе. И Татьяна Алексеевна согласилась: ей всегда было интересно учиться чему-то новому. А тут – такой простор для учёбы!


Учить – значит учиться


Произошло это в 1976 году. С тех самых пор жизнь Судзиловской тесно связана с ДТШ. Вспоминает, как готовилась к самому первому занятию: сколько конспектов написала, сколько дополнительной литературы пересмотрела. Очень пригодился пусть недолгий, но собственный опыт работы в локомотивной бригаде. Вспомнились и те уроки, которые преподавали ей машинисты-наставники. И своим ученикам вот уже 36 лет она не устаёт повторять: «Готовьте своих помощников так, чтобы вы были одним слаженным механизмом».


– Горжусь тем, – говорит Татьяна Алексеевна, – что все руководители дирекции тяги прошли в своё время через нашу школу. И я, в свою очередь, училась у них тому, чего не знала.


Ученики Татьяны Судзиловской, узнав, что её трудовая биография начиналась с профессии помощника машиниста, очень удивляются. И восхищаются её знаниями. Один из них как-то воскликнул: «Впервые в жизни вижу женщину, которая так разбирается в дизелях локомотивов!».


Во многих уголках Приволжской магистрали знают фамилию Судзиловская. Для кого-то она звучит как пароль. Татьяна Алексеевна рассказала такой случай. Её подруга, медик, отправилась как-то в командировку. По ошибке её высадили на пустынном незнакомом полустанке чуть ли не ночью. Дежурный по станции посочувствовала: до ближайшего пассажирского состава несколько часов, пересидеть и то негде...


– Попробуйте попроситься в кабину тепловоза, отправляющегося в вашем направлении, – посоветовала железнодорожница. – Правда, инструкция запрещает машинисту брать попутчиков.


И впрямь, на просьбу женщины локомотивная бригада ответила отказом.


– А я хорошо знаю Татьяну Алексеевну Судзиловскую! – выкинула последний козырь просительница.


– Татьяну Алексеевну! Ну, это другое дело! – Лицо машиниста озарила искренняя улыбка.


И подругу Судзиловской с комфортом доставили в пункт назначения.


Учиться Татьяна Алексеевна не перестаёт до сих пор. Век компьютерной грамотности заставил её подружиться с умной машиной. А за советами и помощью она обращалась... к своим ученикам.


Год тому назад собралась было Татьяна Алексеевна на пенсию. Хватит, наработалась. Уже под сорок лет трудового стажа набежало, из них четверть века – педагогического. В последнее время приходилось совмещать преподавательскую деятельность с организаторской работой завуча. Да, нелегко было, ну и что? Ведь к трудностям она готовилась ещё в юном возрасте, когда в 14 лет поступила в железнодорожный техникум на отделение «Тепловозное хозяйство». Но всё же ушла.


А через год коллеги по дортехшколе попросили Судзиловскую вернуться. Опыт и профессионализм востребованы всегда, а у Татьяны Алексеевны и того, и другого в достатке. И она, по-прежнему обаятельная и улыбчивая, прежней уверенной походкой входит к своим курсантам. С таким преподавателем мужчины охотно осваивают премудрости профессии машиниста.


У Татьяны Алексеевны немало заслуженных наград, в том числе и звание почётного железнодорожника. Но гордится она не званиями, а тем, что нашла в жизни «свою колею» и достойно идёт по ней. Или, может, мчится на локомотиве своей мечты?..

Автор: Юлия Табакаева


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»