Доска почета отраслевой конкурс


Незаменимые есть

Незаменимые есть

Александр Филатов , старший электромеханик Белогорской дистанции сигнализации, централизации и блокировки
Забайкальская магистраль

Старшего электромеханика Белогорской дистанции сигнализации, централизации и блокировки руководство предприятия в этом году представило к высокой награде – Почётной грамоте Министра транспорта Российской Федерации. Он это заслужил многолетним самоотверженным трудом.


Героизм не обязательно предполагает лишь однажды совершённое действие, выходящее за грани обычных человеческих возможностей. Можно снискать почёт и уважение коллег ответственным отношением к труду, ежедневно исполняя свои прямые обязанности на “пять с плюсом”. А потом оглянуться назад и увидеть, что работать порой приходилось в тяжелейших условиях. Таких людей, героев каждодневного труда, можно встретить, уверен, на любом предприятии, в каждом цехе и структурном подразделении на всей сети железных дорог нашей огромной страны.


Александр Филатов родился в 1952 году в городе железнодорожников, как ещё называют Могочу. Его родители работали на железной дороге. Отец, Владимир Иванович, около 18 лет трудился в паровозном депо.


– Начинал он с кочегара, продолжил помощником машиниста, а потом стал самостоятельно водить паровозы, – вспоминает Александр Владимирович. – Мать, Зинаида Тимофеевна, всю жизнь проработала в водоснабжении вагонного депо.


Личный пример родителей и престиж работы на железной дороге позволили сделать Александру Филатову единственно верный, на его взгляд, выбор – пойти в железнодорожники. К тому времени, как юный Саша окончил десятилетку, его семья перебралась на постоянное место жительства в Белогорск. И будущий железнодорожник поступил в Белогорское техническое училище №12.


– В ту пору, впрочем, как и сегодня, работа в дистанциях сигнализации, централизации и блокировки считалась одной из самых престижных на транспорте, – заметил Александр Владимирович. – В 1969 году, когда я поступил, в училище готовили не просто электромонтёров для предприятий автоматики и телемеханики, а именно электромехаников. Так что, окончив училище с “красным” дипломом, я получил удостоверение электромеханика.


Александр никогда не искал лёгких путей в жизни. Сразу по окончании училища он и ещё пятеро его сокурсников попросили направить их электромонтёрами на один из самых северных, а потому и трудных участков Забайкальской железной дороги – в Ерофей Павлович. Но долго поработать Александру Филатову там не удалось, его призвали на службу в армию. Исполнял воинский долг в течение двух лет связистом в мотострелковых войсках в Пограничном районе Приморского края.


После службы в армии, Александр хотел было вернуться в Ерофей Павлович, но отслуживших “срочников” отправляли домой по месту прописки, а вовсе не туда, откуда призывали. И Александр в конце 1973 года вернулся к родителям в Белогорск. А уже в начале января, сразу после празднования Нового года, он пришёл в Белогорскую дистанцию сигнализации, централизации и блокировки. Там его приняли, как говорится, “без разговоров”. Диплом с отличием и шестимесячная практика на одном из самых сложных участков дороги пришлись по душе руководству предприятия. Начинал свой трудовой путь Александр с электромонтёра.


Первый год работы запомнился ему тем, что новый, 1975 год их бригада встречала практически на рабочем месте, с железнодорожным светофором вместо украшенной гирляндами и игрушками ёлки.


– Мы готовили к работе устройства автоматики и телемеханики на перегоне Короли – Поздеевка непосредственно в канун новогодних праздников, – припоминает подробности прошлых лет Александр Филатов. – Работали, не считаясь со временем, устанавливали устройства автоблокировки. Нужно было закончить всё до полуночи, чтобы закрыть сдачу объектов уходящим в историюгодом. Еле-еле успели. Бой “курантов” застал нас уже по пути домой, “в летучке”. Там же и праздновать начали, настроение было радостное, ведь вовремя уложились.


Ровно через год Александр Филатов, хорошо освоив профессию электромонтёра, шагнул на ступеньку выше, стал электромехаником. А спустя два года ответственного работника назначили старшим электромехаником механизированной сортировочной горки станции Белогорск-2.


С тех пор, вот уже 35-й год, сортировочная горка стала, можно сказать, для Александра Владимировича родным домом. Здесь он знает всё, от малого винтика до кабеля, упрятанного в земле.


В ходе электрификации железной дороги Александр Филатов руководил работами на “горке”. Некоторые его коллеги, нисколько не лукавя, утверждают: это он её и построил.


– Александр Владимирович – один старейших работников предприятия, – отметил заместитель начальника дистанции по кадрам и социальным вопросам Александр Ильин. – В этом году ему исполнилось 60 лет, и мы, вроде бы, и проводили его на пенсию, но руководство попросило ветерана остаться на посту. Кто-то скажет, что незаменимых нет. Всё верно. Но как из каждого правила есть исключения, так и в данном случае мы пришли к выводу, что пока замены этому высококлассному специалисту нет. “Горка” на втором Белогорске – это его детище. Такие специалисты, как он, выросшие и ставшие профессионалами – это золотой фонд предприятия. Они практики, каких ещё поискать. Им, по большому счёту, и высшего образования не надо. Александр Филатов все приборы своими “пальчиками” перебрал, знает их назначение и работоспособность.

Будь у него высшее образование, наверное, далеко бы пошёл. Свою работу Александр Владимирович любит и посвятил себя ей целиком. На счету старшего электромеханика Филатова более 20 рационализаторских предложений, и все напрямую касаются сортировочной горки на станции Белогорск-2. К слову, сам же он их и внедрял в производство.


В этом году руководство предприятия представило Александра Владимировича к высокой награде – Почётной грамоте Министра транспорта Российской Федерации. А если говорить о поощрениях, которые он получил почти за 40 лет работы, то их общее количество уже давно перевалило за сотню, не считая денежных премий. В одном ряду с грамотами от руководства предприятия и Забайкальской железной дороги стоят и такие награды, как звания “Лучший по профессии”, победитель социалистического соревнования в последней пятилетке Советского Союза и знак “110 лет Забайкальской железной дороге”.


– Я просто работал так, как привык – на совесть, а уж начальство решало: награждать или нет, – улыбаетсяАлександр Филатов.


А поработать, в том числе и в годы электрификации Забайкальской железной дороги, старшему электромеханику пришлось не только на полигоне своей дистанции, но и далеко за её пределами.


– Я на пусконаладочных работах, считай, все станции и перегоны в Свободненском регионе “прошёл”, – заявил со скрытой гордостью Филатов. – От станции Короли до Арги включительно. Выпали разве что из моей “копилки” только первый Белогорск и Серышево. Работал и в Могочинском регионе. Во время электрификации довелось монтировать и сдавать в эксплуатацию автоблокировку и на Южном ходу. До сих пор помню все объекты в Ясногорске, Шахтёрской.


В 1994 году Александр Владимирович участвовал в торжественном мероприятии, посвящённом окончанию электрификации Забайкальской магистрали, на станции Могоча.


– Заканчивали работы мы в декабре, а в Могочинскомрегионе сами знаете, какие в эту пору морозы, – сказал Александр Филатов. – Всё приходилось делать голыми руками. Винтики, болтики, гаечки – их же в перчатках и “верхонках” особо не покрутишь.


Сегодня под началом Александра Филатова работают 18 человек: пять электромонтёров, девять электромехаников и четыре машиниста компрессорных установок. Они осуществляют техническое обслуживание устройств автоматики и телемеханики на сортировочной горке, внимательно следят за приборами, выявляя и своевременно устраняя неисправности.


Для своих подчинённых Александр Владимирович не только умелый руководитель, но и хороший наставник. Многие работники дистанции прошли “через его руки”, став впоследствии настоящими профессионалами. Как, например, технолог службы технической политики по Свободненскому региону Виктор Пугин.


Обе дочери Александра Филатова пошли по стопам отца и работают в Белогорской дистанции связи.


–Я высшего образования не получил, зато дочки окончили Дальневосточный университет путей сообщения, – сказал Александр Владимирович. – Юля работает диспетчером, а Надежда – в ремонтно-технологическом участке.


Кто знает, может, внуки Александра Филатова, когда подрастут, тоже станут железнодорожниками.

Автор: Александр Потапов


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»