Был поздний мартовский вечер. Пассажиры поезда Мурманск-Москва уже укладывались спать. На станции Свирь Октябрьской железной дороги (Ленинградская область), где поезд делает остановку, пассажиров одного из вагонов неожиданно подняли и попросили переселиться в другие вагоны, всех устроили на новые места. В опустевшем вагоне остался только проводник. Вскоре мурманский поезд двинулся дальше. А отцепленный вагон в сопровождении локомотива на следующий день отправили на станцию Петрозаводск. В колесной паре была обнаружена серьезная неисправность.
«Тревога – 0, уровень -25»
Для Натальи Кривошеиной это была обычная рабочая ситуация. Она уже двенадцать лет работает оператором по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург-сортировочный-Московский центрального поста АСКПС (автоматизированная система контроля подвижного состава). От профессионализма и личных качеств оператора во многом зависит безопасность движения: любая неисправность должна быть замечена вовремя. Состояние подвижного состава Наталья Николаевна отслеживает на экране монитора.
В тот вечер, а именно 4 марта в 22 часа 27 минут, она проконтролировала наличие скрытых показаний КТСМ станции Ладва, что в 60 километрах от станции Свирь: «Тревога – 0, уровень – 25». Система обнаружила перегрев буксы. Уровень предаварийный.
– Это мог быть и рабочий перегрев, – рассказывает Наталья Николаевна. – Мы передаём данные на станцию, а там, на месте, после осмотра вагона осмотрщик принимает решение, может ли вагон двигаться дальше или необходимо его отцепить.
О наличии тревожных показаний Наталья Кривошеина сообщила на станцию Свирь.
Глаз как сканер
Старший осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Петрозаводск Игорь Ермаков работал в ночную смену. Получив сообщение, что аппаратура поймала тревожный сигнал, Игорь Борисович тщательно изучил проблемный вагон. И хотя уровень тревоги был не критический, он принял решение снять смотровую крышку и осмотреть буксу: что может быть серьёзнее, чем пассажирский поезд?
Темно, видимость ограниченная, букса в смазке... Но осмотрщик удалил её ветошью и сразу обнаружил излом упорного кольца переднего подшипника. Ермаков принял решение отцепить вагон. Как скажут потом специалисты, это было единственно верное решение. На следующий день вагон был отправлен на станцию Петрозаводск для замены колёсной пары.
Игорь Борисович работает на железной дороге с 1988-го. Стаж почти 24 года. Начинал со слесаря по ремонту подвижного состава на ПТО Лодейное Поле. В 2005-м штат осмотрщиков, больше двадцати человек, перевели на пункт опробования тормозов на станцию Свирь. В том числе сюда перешёл и старший осмотрщик-ремонтник 7-го разряда Игорь Ермаков. Живёт он в маленьком уютном городке Подпорожье Ленинградской области с женой и маленьким ребёнком. Добираться от дома до станции Свирь ему даже ближе, чем до Лодейного Поля.
…Девяносто процентов неисправностей у вагонов прибывающих поездов Игорь Ермаков выявляет при встрече с ходу – до остановки состава. Принимая поезд, он встаёт на островок безопасности, своё рабочее место, и наблюдает за ходом состава.
Это для обычного человека колёса поезда стучат одинаково. Опытный осмотрщик сразу увидит, есть ли проблемы с колёсными парами, нарушена ли динамика движения вагона – идёт неравномерный прокат. Несколько лет назад также при встрече поезда с ходу Игорь Ермаков выявил обрыв тягового хомута автосцепки. Вагон тогда отцепили, отправили в ремонт.
– Игорь Борисович – ответственный, грамотный специалист, работников такого класса немного, – так отзывается о нём руководитель, вагонный мастер ПОТ Свирь Алексей Тихашков. – Временами сам советуюсь с ним.
Лупа и молоток
Самое сложное время для работы осмотрщика – ночное, и особенно с четырёх часов утра, когда внимание начинает притупляться. Но во всех условиях глаз опытного специалиста, как сканер, зацепится за любое несоответствие – например, параметров тележки или колёсных пар – и сразу выявит неисправность.
К счастью, нештатные ситуации с пассажирскими поездами, подобно мартовской истории, возникают крайне редко. Последний такой случай произошёл здесь, припоминают осмотрщики, году в девяностом. И – совпадение – тоже с пассажирским поездом сообщением Москва – Мурманск. Тогда заклинило буксовый узел, образовался ползун 14 мм (это очень опасный дефект, разрушающий как само колесо, так и рельсы). Благодаря бдительности осмотрщиков неисправность была выявлена и устранена.
– В целом вагонные участки на Октябрьской дороге по буксе, по колёсам работают хорошо – случаи брака очень редки, – признаёт Алексей Тихашков. – Это в первую очередь заслуга базовых вагонных депо по обслуживанию пассажирских вагонов.
Иначе дело обстоит с грузовыми поездами. Только Игорь Ермаков в прошлом году выявил два случая трещин боковин тележки (впоследствии эти случаи были подтверждены). «На фоне 18 случаев излома, которые были допущены на всей сети дорог в текущем году и привели к крушениям, сходу вагонов, это серьёзный показатель», – говорят на станции.
Профессионализм Ермакова – хороший пример для коллег. В этом году осмотрщиком Дмитрием Колобовым – он работает в смене Игоря Борисовича – выявлены и впоследствии подтверждены четыре трещины литых деталей. Отличный результат, если учесть, что Дмитрий работает всего четыре года. В своё время Игорь Ермаков был у него наставником. Всего же за семь лет работы на станции Свирь Ермаков подготовил 15 осмотрщиков-ремонтников. Руководство старается закрепить молодых ребят за опытным мастером, да они и сами просятся: «Можно мы к Игорю Борисовичу?» Все свои приёмы по выявлению дефектов, наработанные за 20 с лишним лет, так же, как и современные передовые методы, он передаёт молодому поколению.
На осмотр вагона отводится всего несколько минут. С собой – контрольный молоток и набор шаблонов, щупы для замера. Корщётка, лупа, фонарь. Как говорят специалисты, случаи изломов литых деталей тележек участились по разным причинам: хрупкость стали, нарушение технологии. Но вагон выпущен в рейс, и теперь надежда только на осмотрщика. У каждого специалиста есть памятка, где перечислены заводы, допустившие в последние годы наибольшее число дефектов. Этот перечень «охотники за неисправностями» знают наизусть и, увидев знакомое клеймо, проводят осмотр с особым тщанием.
…Пассажиры поезда Мурманск – Москва благополучно добрались до места назначения. Благодаря бдительности и профессионализму железнодорожников удалось избежать серьёзных последствий, связанных с нарушением безопасности движения поездов. За добросовестный труд, проявленную бдительность и профессионализм Наталье Кривошеиной вручили медаль «За труд и верность. 150 лет магистрали Санкт-Петербург – Москва», Игорь Ермаков награждён почётной грамотой.
Автор: Наталья Реньер
Forum with id 24 is not found.