В числе первых на место взрыва боеприпасов на перегоне Чулымская – Дупленская, произошедшего 25 июля, приехали работники восстановительного поезда на станции Новосибирск-Главный. Несмотря на то, что взрывы продолжались, они выполнили поставленную задачу.
Обычное утро необычного дня
– Проснулся я тогда по обыкновению в 6 утра, – вспоминает тот день аккумуляторщик восстановительного поезда Александр Титов. – Когда пришел на работу, начали готовить кран к покраске. Работа привычная, скажем так, рутинная. Но спокойный ход дня нарушил поступивший перед обедом вызов.
Работникам восстановительного поезда на станции Новосибирск-Главный дали команду на сбор. Не прошло и 40 минут, как поезд выехал со станции.
– Мы поняли, что едем в сторону Чулымской, – рассказывает другой участник тех событий машинист бульдозера Вячеслав Емельянов. – Также узнали, что горит вагон, что-то взрывается, но все было неопределенно.
Кстати, Вячеслав Емельянов первым, вместе с начальником новосибирского восстановительного поезда Александром Савлуком, прибыл на место взрыва.
– Нас остановили за 9 км до места ЧП и дали команду разгружаться, на тот момент движения по железной дороге не было, – вспоминает машинист бульдозера. – Для того, чтобы быстрее добраться до места взрыва, начальник поезда дал команду спустить «Комацу» (мощный бульдозер) и по технологической дороге мы поехали к месту аварии.
Прибыв туда, мощная машина вынуждена была остановиться буквально в десятках метров от центра событий. Повсюду были разбросаны патроны, поэтому тяжелая техника представляла потенциальную опасность, ведь от малейшего неточного движения боезапас мог сдетонировать.
– Как только мы приблизились, увидели вертолеты, полицию, МЧС, – продолжает Вячеслав Емельянов. – Около вагона, вернее, его «останков», вроде уже не полыхало, но все равно, вертолеты продолжали летать и тушить место взрыва. Кстати, самих взрывов я не слышал – в кабине стоял грохот.
Так что машинисту бульдозера оставалось только и делать, что стоять и ждать. К сожалению, а может, и к счастью, помощь мощного бульдозера не понадобилась. Зато понадобилась помощь других работников восстановительного поезда, благо, новосибирцы уже успели подъехать к месту ЧП.
На путях лежали снаряды
Когда бульдозер вместе с машинистом и начальником восстановительного поезда уехал, остальные работники поезда стали выгружать необходимое оборудование (гидравлические инструменты, тросы и т.д.). Вскоре приехал вездеход «Урал», который доставил восстановителей к месту ЧП.
– Приехали, а там оцепление, – рассказывает Александр Титов. – Подошли, посмотрели фронт работ, а потом нас сразу убрали оттуда. В оцеплении было много полицейских, но еще больше – солдат. Понагнали ребят, патроны они стали собирать, освобождать пути.
Солдаты, которых видел новосибирский аккумуляторщик, были бойцами 41-й армии, которым поручили собирать разлетевшиеся от взрыва снаряды. В составе этого поезда были 10 вагонов с боеприпасами, которые военные перевозили из Свердловской области на специальный полигон в Кузбассе. Состав загорелся после того, как поезд отъехал от станции Чулымская. Огонь повредил обшивку пяти вагонов, еще один был уничтожен взрывом. Как впоследствии выяснилось, взрывались 30-миллиметровые снаряды. Такие боеприпасы используются для гранатометов и артиллерийских орудий.
– Патроны здоровенные. Помните фильм «А зори здесь тихие»? Так вот, они похожи на те, которыми девушки пытались подбить из зенитки фашистские самолеты. Красные, синие, зеленые – прямо клумба из цветов, – говорит Александр Титов.
Поэтому, несмотря на то, что железнодорожники уже выгрузили оборудование и ждали, когда их допустят к работе, военные не спешили этого делать. Ведь если возле людей взорвался хотя бы один снаряд, последствия могли быть непредсказуемыми: зона поражения боеприпасов такого типа – 150 метров.
Пока железнодорожники ждали допуска, солдаты продолжали растаскивать искореженные ящики с патронами. По словам очевидцев, разброс боеприпасов был большой.
– На обоих путях и в кюветах лежали патроны – прямо слоем таким аккуратненьким. Приходилось по ним ходить, – вспоминает Александр Титов.
Ждать допуска, говорят восстановители, пришлось долго – порядка четырех часов. Все это время военные продолжали собирать боеприпасы.
– Вроде команду дают приступить к работе, мы – сразу туда, а нас (к месту крушения подъехали три восстановительных поезда: из Новосибирска, Барабинска и Чулымской) через минуту обратно гонят, – продолжает он. – Вот в таком рванном режиме и приходилось работать.
Неподдающаяся рама
Когда, наконец-то, восстановители приступили к работе, оказалось, что главная задача – убрать с путей и прилегающей территории «останки» злополучного вагона. Остальных вагонов уже не было – головную часть поезда вывезли на станцию Дупленская, хвостовую – в Чулымскую. Так что нужно было оттащить тележки (одна валялась в кювете, другая – в междупутье) и ошметки рамы, которая была сильно покорежена. Как говорили очевидцы, ее буквально перекрутило.
Пока не подъехала тяжелая техника, железнодорожники попробовали оттащить ее вручную. Несмотря на то, что мужиков было человек 50 (в смене на одном восстановительном поезде работают 16 человек), рама не поддалась. У подъехавшего автомобильного крана силенок тоже не хватило. Единственное, что «КамАЗом» удалось постепенно убрать ее с пути. Тут подошел более мощный «Урал», раму зацепили тросами и поволокли с железнодорожных путей.
Взрывы под ухом
Обломки потащили в поле, метров за 100 от путей. Когда «Урал» остановился, группа железнодорожников, среди которых был и Александр Титов, подошла к фаркопу, чтобы отцепить трос. И тут как рванет!
– Взрывы были громкими, будто под ухом из ружья стреляют, – говорит Александр Титов.
– Но вы же ушли за 100 метров, неужели и там лежали боеприпасы? – удивляюсь я.
– Похоже, снаряды метров на 200 раскидало, а может, и больше. Там же вертолеты в поле тушили не просто так. Когда шарахнуло – патроны, которые были на дне, так и остались на месте, а которые лежали сверху – вверх же полетели, вот и обсыпали всю землю кругом, – рассуждает он.
– Сильно страшно было?
– Страшно, не страшно – не могу сказать. Об этом даже не думали. Просто когда рваться начало – сказали друг другу: «Мужики, пойдем отсюда» и ушли. А нам навстречу полицейские: «Что там стреляете?». «Мы не стреляем, там патроны сами рвутся», – отвечаем им.
После этого диалога в поле отправили пожарную машину, которая затушила взрывающиеся патроны и дала возможность железнодорожникам приблизиться к «Уралу» и отцепить трос.
– Отцепили, давай дальше растягивать – тележки с колесными парами убрали, мусор весь, буксы – в общем, что от вагона осталось – все убрали, – продолжает Александр Титов. – Работали где-то часа полтора.
– Не было ощущения, будто по минному полю ходите? – задаю еще один вопрос.
– Да ну, – протягивает он. – Когда по патронам потихоньку ходишь – что будет? А вот когда техника тяжелая на него наедет и сплющит – тогда страшно. А так, все ходят – и мы ходим. Там генералы ходили, чего нам-то бояться.
Хотя, как признается восстановитель, все же чувствовалось, что ситуация внештатная. Например, во время работы к ним не раз подходили полицейские или военные: «Все, уходите отсюда».
– Следом придут солдаты и опять начинают собирать снаряды – когда мы растаскиваем обломки, то можем патрон какой-нибудь задеть – опять рванет. Народу-то много, а куда он полетит – никто же не знает, – поясняет Александр Титов.
На войне побывал
Домой герой нашей публикации вернулся около часа ночи. Но супруга не волновалась – за столько лет привыкла. Шутка ли, целых 26 лет проработать в восстановительном поезде.
– За эти годы Александр Титов неоднократно участвовал в ликвидации последствий крушений, аварий и сходов подвижного состава, проявлял профессиональное мастерство, – говорит о своем подчиненном начальник дирекции аварийно-восстановительных средств Западно-Сибирской железной дороги Евгений Дербилов.
Поэтому в семье Титовых над частыми и длительными отлучками кормильца перестали переживать и тратить нервы, а стараются перевести все в шутку.
– Жена спросила лишь на утро, что произошло? А я ей: «Ну что было, то было – на войне побывал, вот и все». Она смеется, и я за ней, к нашей работе по-другому и нельзя относиться, иначе – перегоришь, – говорит на прощание Александр Титов.
Автор: Виктор Мусиенко
Forum with id 24 is not found.