У машиниста особый уклад жизни, где нет понятий: будни или праздники, день или ночь. Вернуться в три часа ночи из рейса, позавтракать, лечь спать днём, а в ночь – снова в рейс. Не каждому дано жить в таком ритме.
Но именно такую профессию выбрал для себя Владимир Матвеев, когда в 1975 году решил поступить учиться в Рузаевское железнодорожное училище №25 на помощника машиниста электровоза. Он знал, что профессия не из лёгких. Но деревенский паренёк, родом из близлежащего села Красный Клин, с детства был приучен к физическому труду, поэтому предстоящие сложности его не страшили.
Совсем ещё мальчишкой Владимир после окончания училища пришёл в локомотивное депо Рузаевка. Первым его наставником был машинист Василий Петрович Киржаев. Дядя Вася, как называл его Володя, был намного старше и опыта ему было не занимать.
Грамотный, большой души и теплоты человек, он, тем не менее, спуску своему помощнику не давал.
«Я перестану себя уважать, если не сделаю из тебя настоящего машиниста», - часто говорил он.
Методика обучения у него была своеобразная. Он даже искусственно делал поломки на электровозе, а Владимир должен был обнаружить неисправность и устранить её. Большое внимание наставник уделял и безопасности при вождении поездов, стараясь воспитать в юноше ответственность, бдительность и дисциплинированность.
Эти уроки своего воспитателя Владимир усвоил на всю жизнь. И вот яркий тому пример.
Произошёл этот случай в один из июльских дней текущего года. У машиниста маневрового тепловоза Матвеева (он освоил и эту смежную профессию) заканчивалась ночная смена. Было половина восьмого утра. Ему оставалось только перегнать несколько вагонов на 16-й путь, где формировался грузовой состав для отправки на Москву. Бессонная ночь, накопленная за двенадцатичасовую смену, усталость, безусловно сказывались на самочувствии. Тем не менее, дисциплинированный машинист не утратил бдительности. Двигаясь со скоростью не более 5 км/час, он вовремя остановил локомотив, когда вдруг увидел впереди себя разрыв одной из нитей рельсовой колеи.
Сойдя с локомотива, Владимир подошёл к повреждённому участку и обнаружил, что произошёл излом рельса в стыке. Отколотый кусок длиной около 200 мм он обнаружил неподалёку. Матвеев немедленно связался по рации с дежурным по сортировочной горке и доложил о происшествии, который сразу же закрыл данный путь и вызвал ремонтную бригаду путейцев.
Так благодаря бдительности машиниста удалось избежать неприятных последствий при движении по повреждённому участку пути, поскольку это неминуемо бы привело к сходу подвижного состава.
Подобный случай в трудовой практике Владимира Матвеева произошёл ранее и на станции Сура, куда они с машинистом Владимиром Шепелёвым привели хозяйственный поезд.
Состав принимался на 5-й путь. Когда электровоз достиг уже сере-ины станции, Владимир вдруг заметил, что рельсы на соседнем 3-ем пути буквально выгнуты дугой. Видимо, из-за сильной жары произошло, выражаясь профессиональным языком, изменение угла в плане пути. Он тут же связался с дежурным по станции.
И очень вовремя. Та уже подготовила маршрут для пропуска по этому пути наливного состава. Путь был немедленно закрыт, так как движение по нему привело бы к неминуемому крушению поезда.
«Что могло обернуться самыми тяжёлыми последствиями, как выразился Владимир. - Если бы здесь произошла авария с наливным составом, то от станции ничего бы не осталось».
Благодаря высокому профессионализму и бдительности Владимира Матвеева дважды удалось избежать неприятностей, которые могли принести не только огромный материальный ущерб железной дороге, но, возможно, привести и к человеческим жертвам.
Автор: Вячеслав Иванов
Forum with id 24 is not found.