Помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Иркутск-Сортировочный Турал Довлятов считает, что ему в этом году улыбнулась большая удача. После обязательной обкатки на участке до Слюдянки его закрепили за машинистом Александром Беловым, за два последних года предотвратившим два чрезвычайных происшествия.
С кем поведёшься, от того и наберёшься
Люди говорят не зря: с кем поведёшься, от того и наберёшься. Оказавшись в одной бригаде с Беловым, Турал уже многое позаимствовал у него. Прежде всего, научился осознавать степень своей ответственности за безопасность движения.
– Вот, – похвастался он при встрече со мной, когда я пришёл в эксплуатационное локомотивное депо Иркутск-сортировочный, – с тех пор как я стал водить поезда с Александром, завёл по его настоянию тетрадь для записей. В ней уже заполнены 24 страницы, на которых собраны ответы на самые сложные вопросы по выпол-
нению регламента движения, профилю пути, устройству локомотива и способах устранения возникших неисправностей в электровозах.
– Такие конспекты в нашем деле большое подспорье, – подключился Александр. – По собственному опыту знаю. В своё время я тоже вёл записи по советам машинистов Алексея Коваленко, Владимира Гулы, машинистов-инструкторов Виталия Киселёва и Александра Чемоданова. До сих пор этими подсказками
пользуюсь. Ведь всю информацию в голове не удержишь. А конспекты помогают получше палочки-выручалочки. Тем более что начиная с этого года нам приходится водить поезда не только до Зимы, но и на удлинённом маршуруте от Иркутска-Сортировочного до Улан-Удэ. Трудновато бывает. Всё-таки плечо составляет около 460 километров, а поезд надо вести 12 часов без смены.
На это плечо Белов закреплён как один из лучших машинистов. И помощник ему подбирался под стать. Преже чем получить доверие на вождение поезда, каждый из них прошёл тестирование на компьютерах, были учтены
физические возможности и психологическая совместимость.
– Во всём депо, – рассказывает машинист-инструктор Александр Мещенков, – это право предоставлено только 15 бригадам из двухсот. При этом особое значение уделялось машинистам. Каждый из них оценивался по уровню квалификации, ответственности, способности действовать в нестандарных ситуациях и природной выносливости.
Александр Белов по всем параметрам соответствует этим требованиям. Первое знакомство с ним у меня состоялось заочно. Ещё зимой этого года в основных локомотивных депо, расположенных в границах ВСЖД, были развешаны аншлаги, извещающие о произошедшем 6 января случае, повлёкшем за собой остановку
грузового поезда, двигавшегося на восток. В телеграмме упоминалось, что остановка того поезда была сделана по сообщению машиниста Белова.
– Ну было дело, – слегка смущаясь, рассказывает Александр подробности того дня. – Мой электровоз стоял на станции Гончарово. Когда по рации услышал голос дежурного о проходе по смежному пути грузового поезда, то, действуя по инструкции, подал сигнал бодрствования и стал вместе с помощником Максимом Ленки-
ным провожать состав. При взгляде на локомотив ничего не обнаружил. Но через секунду чуть не обомлел: из двух передних вагонов прямо на путь падал какой-то сыпучий материал.
Александр вспоминает, как вызвал по рации машиниста этого поезда, как связался с дежурным по станции Гончарово и машинистами других поездов, находящихся на перегонах, как на всякий случай со своим помощником убрал обнаруженный на пути после прохода поезда фрикционный аппарат автосцепки, принадлежащий локомотиву, опорную плиту и детали тягового хомута, понимая, что это именно они и привели
к нарушению герметичности люков вагонов. Созданная комиссия действия бригады признала правильными. Более того, было установлено, что на локомотиве, ушедшем со станции, при его дальнейшем движении могла
отвалиться автосцепка. Она могла создать на этом участке ещё одну угрозу безопасности
движения.
У Александра это не первый случай, когда по его сигналу останавливается поезд. Чуть более года назад по его сообщению было прекращено движение грузового поезда на перегоне Слюдянка-2 – Ангасолка. Тогда он выявил вместе со своим помощником возгорание буксы, известив об этом дежурного по станции Ангасолка. Благодаря этому тот успел остановить состав.
Что это, случайность или закономерность, сказать трудно. Но совершенно точно можно сказать одно: на работе он ворон не ловит.
– Эта привычка – от моих наставников, – подчёркивает Александр. – Они мне постоянно внушали, что внимательность должна доходить до автоматизма. Особенно я благодарен бывшему машинисту Сергею Владимировичу Подрезову, проживающему сейчас на станции Большой Луг. Он постоянно напоминал, что, находясь при исполнении служебных обязанностей, машинист никогда не должен расслабляться.
С Владимиром Подрезовым, очень опытным машинистом, Александр водил грузовые поезда от Иркутска-Сортировочного до Слюдянки. Помнит первые совместные поездки. Как нарочно, они выдались с приключениями. Во время одной из них ни с того ни с сего срабатывали тормоза. Во время другой пришлось тушить самовозгоревшийся кондуит моторвентилятора. К слову сказать, Александр в такой ситуации себя не жалел. Боролся с пожаром так самоотверженно, что «обморозил» ладони об углекислотные огнетушители.
В таких переделках Белову раньше никогда не приходилось бывать. В деревне Муруй Заларинского района, где он рос, особенного ничего не происходило. Размеренная жизнь у него была и в заларинском сельском профтехучилище СПТУ-50, где обучался на мастера сельскохозяйственного производства, кратко именуемого во всех официальных документах фермером.
Всю жизнь Александр мечтал заниматься сельским хозяйством. Но с мечтой не вышло – родной колхоз развалился. И судьба Александра в дальнейшем выстроилась так, что служил в железнодорожных войсках.
Отчасти по этой причине, а главным образом – по совету своей мамы, бывшей работницы периодического цеха локомотивного депо, подался после армии искать счастья на железной дороге. И, похоже, попал на тот путь, который ему больше всего подходит по характеру.
Поступив в ОДЦО на станции Иркутск-Сортировочный, выучился на помощника машиниста. А теперь все его мысли заняты железной дорогой и поездками. За свою пока что непродолжительную практику обкатал несколько помощников машинистов.
Себя, конечно, Александр асом не считает. Но во многих вещах умеет разбираться не хуже машинистов со стажем, превышающим его в несколько раз. Потому что учится. Читает новую техническую литературу, возвращается к старой. Бывает, за день ему по два-три раза звонят коллеги, просят напомнить подзабытые ими
во время отпусков регламенты технического обслуживания локомотивов, взаимодействия со службами, причастными к движению.
Когда находится в пути, то старается увлечь помощника логическими задачами или упражнениями на оперативность принятия решений. При управлении поездом важно всегда предполагать, что может возникнуть в пути. Случается и такое, что машину приходится останавливать, когда решение тебе подсказывает
лишь интуиция. Так, в минувший понедельник у Александра с Туралом была поездка в Зиму. На этот раз им подготовило сюрприз стадо коров возле посёлка Кутулик.
– За этой станцией надо держать ухо востро, – только и успел сказал Александр. – Предчувствие такое.
И точно. Только пересекли границу посёлка, увидели корову, которая стояла рядом с путями и раздумывала, куда направиться.
Александр проговорил: «Шагнёт на путь». И животное подалось на шпалы. Благо Александр предусмотрел её маневр и стал тормозить, не дожидаясь выхода животного на путь.
– Однажды вёл поезд, – рассказывает Белов, – и вдруг впереди увидел уложенные на путях две шпалы. Пришлось применить экстренное торможение... Кто устроил баррикаду, неизвестно. Но тогда для поезда Александра не хватило тормозного пути, и он наехал на препятствие. А случается, и сами железнодорожники создают помехи на путях, рискуя собственными жизнями.
Как-то ему пришлось применить экстренное торможение по той причине, что технику безопасности нарушила группа работников, которые не выставили положенное в таких случаях ограждение. Александр, между прочим, ту ситуацию оценил как критическую. Ведь если бы он среагировал с опозданием, то неизвестно, к каким последствиям могла привести легкомысленность тех, кто работал на путях.
В другой раз он написал докладную на осмотрщиков вагонов – после того, как стал свидетелем несоблюдения ими технологии опробования тормозов. Но столкнулся с непониманием. Пришёл один из начальников и попытался учинить разнос.
Иногда у Александра возникают идеи, как упростить поездную работу. Сейчас обдумывает предложение, направленное на то, чтобы в депо были заведены на каждого машиниста карточки, упрощающие работу поездных и локомотивных диспетчеров. Да и других планов, о которых говорить преждевременно, немало.
Иногда уезжает на день-два в родную деревню, навестить родителей и помочь по хозяйству. Но надолго там не задерживается. Силы, равной притяжению дороги, для него нет.
Автор: Александр Иванов